Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Так, практически на всех этапах и во всех службах правоохранительной деятельности ОВД присутствуют в той или иной степени экономические аспекты. ОВД через свою главную правоохранительную функцию активно воздействует на сохранение и более эффективное использование экономических ресурсов и, тем самым, на развитие в нужном  направлении производственных отношений. И даже, несмотря на то, что при переходе к рыночной экономике хозяйствующие субъекты, прежде всего,  сами перед собой несут ответственность за сохранность и приумножение своей собственности и поэтому сами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос о помощи им в этом деле со стороны ОВД.

     Давая свою субъективную оценку происходящему  в экономической жизни страны, хотелось бы отметить целый комплекс выводов, мер государственно-правового, экономического, управленческого и иного характера, которые могли бы помочь Российской Федерации решить ряд актуальных проблем. 

     В числе наиболее важных из них могут быть названы следующие:

  1. повышение эффективности защиты всех форм собственности;
  2. повысить влияние ОВД на совершенствование экономического законодательства;
  3. усиление уголовной ответственности за экономические и коррупционные преступления;
  4. разовая «экономическая амнистия» для представителей «серой» теневой экономики, т.е. включающей в себя непреступные виды бизнеса, выведенные или не поставленные под государственный контроль;
  5. широкое материальное стимулирование эффективности работы правоохранительных органов, борющихся с теневой экономикой;
  6. усиление правовой пропаганды экономического и уголовного законодательства;
  7. Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами,  национализировать.
  8. Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.
 
 

                                                      Заключение. 

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит, что угрозы в  сфере экономики обусловлены  «существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы».13 Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.

    Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной  и криминальной, экономики ведет  нас не к цивилизованному рынку  и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового  правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным  представляются высказываемые опасения, что на исход будущих выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.

    Становится  понятно, что особая роль в борьбе с теневой экономикой в настоящее  время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить наше внимание на выводах из проделанной работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с  «теневой» экономикой.

     Как представляется, деятельность ОВД должна  базироваться на следующих принципах:

     - благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

     - формирование нового отношения  к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом.

     - укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной  из мер демонстрацию эффективной  защиты населения от финансовых  мошенничеств, защиты сбережений, капиталов  и самого института частной  собственности;

     - установление общественного контроля  за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.

     Итак, в России параллельно легальной  экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется  примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.

     Так, в ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино-американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. Все зависит только от нас. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы.

  1. «Концепция национальной безопасности РФ» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) – М, НОРМА, 2000г. с. 15.
  2. Булатов А.  Вывоз капитала из России: вопросы регулирования.               

              // Вопросы экономики - 1998 г. №3. с. 30 – 33.

  1. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” //РЭЖ – 1996 г. №8. с. 4 – 8..
  2. Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или инвестировать? //Экономика и жизнь -  1996. №24. с.24 - 30.
  3. Исправников В., Куликов В. – Как «высветлить» реформируемую экономику// РЭЖ - 1997 г.  №5. с. 5 - 8.
  4. Крылов А. А. Социально - экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. Лекция, Академия МВД России, М. – 1994. с.112.
  5. Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России. //Вопросы экономики - 1998г. №9. с. 18 - 20.
  6. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России//Вопросы экономики - 1998 г. №3. с. 38 – 41.
  7. Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика. //Российский экономический журнал - 1996. №4. с.6 - 9.
  8. Петров С. М. Экономика, политика, право в управлении правоохранительной деятельностью. Лекция, Москва. Академия МВД России, 1995 г.с.80.
  9. Суетин Д. Экономика России: из тени в свет перелетая.

         //Экономика и жизнь - 1997г.  №13. с. 10 - 11.

  1. Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: экономико-социальное исследование».- М,  2000. с. 19 - 22.

Информация о работе Теневая экономика