Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

      Третья  особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год. 

      Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.

      Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности. Государственные и бывшие государственные (приватизированные) предприятия обросли множеством коммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

      Шестая  особенность - неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью, во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Основные принципы и методы противодействия теневой экономике в ОВД. 
 

          В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

       Второй – репрессивный - подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В данном подходе основным звеном являются ОВД, на которых  возлагается основной объем работы.

       Создается впечатление, что в  новом российском государстве  абсолютно всеми проявлениями теневой экономики занимается ряд государственных органов: МВД, ФСБ, Госналогслужбу, ФСНП. Практически все государственные ведомства на федеральном и региональном уровне, начиная с ЦБ и Министерства юстиции и заканчивая Министерством труда, в той или иной степени соприкасаются с проблемами теневой экономики. Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимаются этими проблемами, а она продолжает развиваться. Несогласованность действий ведомств, дублирование управленческих функций ведет именно к образованию «управленческого вакуума» и позволяет «теневикам»  безнаказанно продолжать свою преступную деятельность.7

          В сложных схемах уклонения  от налогообложения всегда присутствуют  фиктивные фирмы. Однако из-за  того что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать в конечном счете в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию.

         Подобная же картина наблюдается  в случае с выявлением нарушения  валютного законодательства, связанного с невозвращением валюты из-за рубежа. Как правило, здесь применяются сложные схемы по выводу денежных средств из легального оборота, связанные с нарушениями уголовного, налогового, валютного и банковского законодательства, а значит, с точки зрения эффективности и полноты выявления и расследования преступления эту работу должно координировать единое ведомство. Необходимость передавать материалы другим органам для принятия решения и уголовные дела по последовательности не позволяет полностью “раскрутить” всю цепочку преступлений.

         Так, проводя следствие о незаконном  предпринимательстве, сотрудники  МВД не обращают внимания на  возможные связи данного преступления  с налоговыми преступлениями  других лиц, так как это не  входит в их компетенцию; в  лучшем случае появившиеся материалы сразу направляются в органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе с налоговой преступностью и необходимых подразделений не позволяет органам МВД России осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то же время придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНП России как самостоятельного органа.

         Сосредоточение у ФСНП полномочий  по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление  и пресечение «организованных  налоговых преступлений», повысило бы статус федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более эффективно выполнять данную работу.8

          Для борьбы с теневыми операциями  создана комплексная система  контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.9

          При сложившейся ситуации между  центром и регионами особую  значимость приобретает правоохранительная  структура, подчиненная только  центральной власти, то есть некий  аналог Федерального бюро расследований. Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиями сложных преступлений, в том числе экономических и связанных с коррупцией в государственных органах.

          Однако если, наконец, встанет  вопрос о создании «отечественного ФБР», то можно не сомневаться – против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

               В связи с экономическими преобразованиями в стране проблема определения социально-экономических основ деятельности ОВД требует нового осмысления. Пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их работы только начался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном процессе усложнения и многообразия общественных структур. В реальной жизни это будет отнюдь не возврат к старому, а возрождение и развитие новых социально-экономических структур. ОВД как элемент системы социального управления должны охранять и поддерживать новый механизм развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур. Именно это должно стать одним из базисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем.10

      В сложной и многообразной деятельности, осуществляемой ОВД, помимо традиционных принципов управления (научной обоснованности, плановости, законности) существенное место должна занять ориентация на поиски приемлемых для ОВД форм и методов поддержки, может быть, охраны механизма развития многообразия социальных и экономических структур в обществе. Все общественные процессы взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому добиться решительного изменения в какой-либо одной сфере, не меняя остальные, невозможно. Это  доказал исторический опыт. Следовательно, органы внутренних дел просто обязаны чутко реагировать на процессы, происходящие в обществе, в какой бы сфере  общественной жизни они не происходили.

      ОВД, обладая сильно разветвленной территориальной  структурой, должны собирать социологическую  и криминологическую информацию, на базе которой можно было бы вырабатывать криминологические прогнозы и соответствующие  организационно-правовые и экономические решения.

      Деятельность  ОВД должна быть освобождена от навязанных «сверху» функций. В то же время ее не следует слишком жестко регламентировать. Должна быть довольно высокая степень свободы, ибо социальный заказ органам внутренних дел в  демократическом обществе - категория подвижная. В совершенствовании деятельности ОВД чрезвычайно важной является проблема преемственности и новаторства. Поэтому необходимо, с одной  стороны, избавиться от догматизма, предвзятости к новым социальным субъектам, а с другой - не потерять то хорошее, ценное, что традиционно имело место в деятельности ОВД. Реальная социальная структура общества и особенности образа жизни различных слоев населения должны быть объектом пристального внимания ОВД.

      Уникальность  общественного сознания современного российского общества накладывает особый отпечаток на сознание сотрудников всех уровней ОВД. Нужны реальные вложения в так называемый человеческий фактор. Это касается, прежде всего, повышения уровня экономической культуры. Настоятельность этого требования обусловливается и тем, что более половины преступлений сейчас совершается на основе реализации корыстных экономических интересов. Предупреждение и раскрытие этих преступлений требует компетентной экономической экспертизы. 11

      ОВД должны взять на себя инициативу по обучению и консультированию предпринимателей эффективным методам защиты от нечестной конкуренции. В противном случае эта ниша на рынке правоохранительных услуг будет монополизирована негосударственными правоохранительными структурами. Помимо того, что любая монополия вредна для общества и нарушает интересы потребителей, отставание ОВД от запросов рынка правоохранительных услуг оборачивается большой упущенной выгодой для ОВД. Ориентация экономики страны на экономические методы управления предполагает использование методов в борьбе с экономической преступностью. Экономический анализ должен стать одним из приоритетных методов борьбы и профилактики экономической преступности, теневой экономики вцелом. Исследование различных косвенных экономических показателей может дать сотруднику ОВД не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия.  Сегодня, когда ОВД сильно  отстают в своих возможностях использовать экономический анализ в контроле законности поведения новых коммерческих структур, очень важно найти приемлемые формы взаимного сотрудничества с аудиторскими фирмами.12 

Информация о работе Теневая экономика