Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. Для этого был отпущен исключительно короткий исторический промежуток времени. Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…3

1. Теоретические основы межбюджетных отношений………………………………...4

2. Межбюджетные отношения и их развитие в РФ………………………………….....8

3. Доходы территориальных бюджетов………………………………………………..10

4. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……..12

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

финансы, д.о..doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     В качестве перспективных мер в  направлении обеспечения необходимой  финансово-экономической самостоятельности  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления можно рассматривать  следующие:

     1. Совершенствование налогообложения вертикально интегрированных компаний с целью уменьшения зависимости региональных и местных бюджетов от финансовой политики.

     2. Постепенный переход к налогу  на недвижимость на условиях  распределения налоговых платежей  между региональными и местными бюджетами и зачислении основной части доходов по этому налогу в бюджеты муниципальных образований.

     3. Зачисление в местные бюджеты  налога, взимаемого в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения, в целях повышения  заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса.

     4. Установление на постоянной основе  прав органов государственной  власти субъектов РФ по замене  дотаций (части дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований дифференцированными нормативами отчислений от любых федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ).

     В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости  оказания бюджетных услуг в регионах РФ при распределении субсидий в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ требуется учитывать уровень бюджетной обеспеченности регионов.

     Основными задачами по совершенствованию управления региональными и муниципальными финансами на ближайшую перспективу являются:

     -расширение  собственной доходной базы региональных  и местных бюджетов,

     -формирование  новых стимулов к увеличению  доходной базы бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований,

     -продолжение  работы по приведению расходных  обязательств РФ и субъектов РФ в соответствие с разграничением полномочий,

     -совершенствование  механизмов предоставления межбюджетных  трансфертов бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований,

     -формирование  нового качества финансового  менеджмента на всех уровнях  управления региональными и муниципальными финансами.

     В настоящее время существует объективная  необходимость дальнейшего совершенствования  межбюджетных отношений в РФ.

     Во  всем мире на протяжении тысячелетий  действовал и действует закон  централизации финансов. Изучение развития территориальных финансов и вопроса о соотношении общегосударственных и территориальных финансов свидетельствует о наличии следующих закономерностей:

     1. С повышением концентрации финансовых  ресурсов в центральном бюджете  ухудшается состояние территориальных финансов.

     2. Уменьшение доли территориальных  финансов влечет за собой ухудшение  экономического и социального  положения в регионах.

     3. Снижение параметров экономического  и социального развития регионов  ведет к ухудшению этих показателей  в целом по стране.

     Это позволило нам сформулировать следующий  закон:

     «Чем  выше уровень концентрации средств  в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального  развития государства», иначе говоря, увеличение доли центрального бюджета  уменьшает долю средств, направляемых на жизнеобеспечение человека.  

     Заключение

     В Российской Федерации в течение  десятилетия реформ сложился принципиально  отличный от существовавшего ранее  механизм бюджетных взаимоотношений  органов власти различного уровня. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация. В то же время реформа межбюджетных отношений до сих пор не коснулась таких основополагающих блоков системы межбюджетных отношений, как разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение реформы на уровень субъектов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), развитие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.

     Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России - резкая диспропорция между переданными на субнациональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия. Отсутствие легальных полномочий по управлению общественными финансами означает отсутствие легальной ответственности за его результаты, следствием чего являются принятие решений по принципу политической целесообразности и неэффективное управление общественными финансами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Финансы.  Денежные обращения. Кредит: Учебник  для вузов/Под ред. проф. Г.Б.  Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Журнал  «Финансы и кредит» №11 (348) - 2009.

4. Финансы:  учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям, специальности «Финансы  и кредит» /Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Астапов К.Л. Методы учета доходов и расходов федерального и регионального бюджетов // Финансы №5. 2002. С. 9-12.

6. Бухвалъд Е.М., Игудин А. Г. Межбюджетное регулирование  в России: время альтернатив бюджетного  федерализма // Федерализм №4. 2000.

7. Горегляд В. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии // Федерализм №1. 2002.

8. Кудрин А.Л.  Бюджет-2002 - сбалансированный и реалистичный // Финансы №1. 2002. С. 3-6.

9. Поляк Г.Б.  Финансовые проблемы развития  регионов // Финансы №9. 2002. С. 14-17.

10. Игонина Л.Л.  Принципы организации муниципальных  финансов // Финансы №8. 2003. С. 15-19.

11. Гришин В.И.  Региональная экономическая политика  и межбюджетные отношения // Финансы  №4. 2005.С. 50-55.

12. Маркина Е.В.  Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов // Финансы и кредит № 6. 2005. С. 2-4.

13. Финансы: Учебник  для вузов / Под ред. проф. Л.  А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 527 с.

14. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник  для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

15. Кынина Н.А.  Теоретические основы муниципальных финансов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях №7. 2004. С. 28-32.

Информация о работе Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации