Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:05, контрольная работа
Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. Для этого был отпущен исключительно короткий исторический промежуток времени. Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции.
Введение………………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы межбюджетных отношений………………………………...4
2. Межбюджетные отношения и их развитие в РФ………………………………….....8
3. Доходы территориальных бюджетов………………………………………………..10
4. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……..12
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список использованных источников
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы межбюджетных отношений…
2. Межбюджетные отношения и их развитие в РФ………………………………….....8
3. Доходы
территориальных бюджетов………………
4. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……..12
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников
Введение
Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. Для этого был отпущен исключительно короткий исторический промежуток времени. Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.
Разработанная
и одобренная постановлением Правительства
РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования
межбюджетных отношений в Российской
Федерации в 1999-2001 годах», определившая
основные направления бюджетной политики,
внесла определенные позитивные сдвиги
в бюджетный процесс, но всех проблем не
решила. Процесс реформирования межбюджетных
отношений остается незавершенным, острота
проблемы не снижается, а напротив, возрастает.
Не случайно одной из основных задач департамента
межбюджетных отношений, образованного
в качестве структурного подразделения
Министерства финансов Российской Федерации
в феврале 2003 г., является подготовка предложений
по совершенствованию бюджетной системы
Российской Федерации, развитию принципов
бюджетного федерализма и механизма межбюджетных
отношений с субъектами Российской Федерации
и целях наиболее полного учета интересов
и возможностей федерального бюджета
и бюджетов субъектов Российской Федерации.
1. Теоретические основы межбюджетных отношений.
Во
всех государствах в результате деятельности
хозяйствующих субъектов
Бюджет
представляет собой форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Бюджетное устройство - это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовых основ их функционирования.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Часть бюджетного устройства составляет бюджетная система.
Бюджетная
система - это совокупность бюджетов
государства, административно-
Уровни бюджетной системы РФ.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
*
федерального бюджета и
*
бюджетов субъектов Российской
Федерации (региональных
* местных бюджетов.
В
настоящее время бюджетная
Входя в бюджетную систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
*
распределения и закрепления
расходов бюджетов по
*
разграничения (закрепления)
*
равенства бюджетных прав
*
выравнивания уровней
*
равенства всех бюджетов
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.
В основу процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Современные межбюджетные взаимоотношения начали складываться в Российской Федерации с 1991 г. с образованием независимого российского государства. К этому времени бюджетная система РСФСР представляла собой часть централизованной бюджетной системы Советского Союза. Она состояла из союзного бюджета, государственных бюджетов союзных республик, бюджета государственного социального страхования. Государственные бюджеты союзных республик в свою очередь состояли из республиканского бюджета союзной республики, государственных бюджетов автономных республик, входящих в состав союзной республики, и местных бюджетов. В составе местных бюджетов выделялись три группы: бюджеты областей и краев, городов республиканского подчинения, районов (в республиках, не имеющих областного деления). При этом в состав бюджетов областей входили областные, краевые бюджеты (по аналогии со структурой государственных бюджетов союзных республик), бюджеты автономных областей (округов), бюджеты городов областного (краевого) подчинения, районов. Бюджеты районов (в составе бюджетов областей), в свою очередь, охватывали районные бюджеты, бюджеты городов районного подчинения, городских поселков, сельские бюджеты.
Подписание
Федеративного договора положило начало
новому российскому федерализму. Статус
субъекта Федерации наряду с республиками
обрели края, области и другие административно-
Современную
систему бюджетных
Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
В
то же время Конституция сохранила
элементы неопределенности статуса (правомочий)
субъектов Федерации. В частности,
в надстроечных вопросах (язык, гражданство,
право на принятие не устава, а Конституции)
республики получили больший статус,
чем нереспублики. В некотором смысле
особое положение среди субъектов Федерации
заняли автономная область и автономные
округа, входящие в состав иных субъектов
Федерации. Не были полностью урегулированы
вопросы разделения полномочий между
федеральным и региональным уровнями,
нечетко определены предметы ведения
(ст. 71 и 72). Кроме того, Конституция предоставила
федеральному правительству право заключать
с регионами двусторонние соглашения.
Все эти моменты создают основу возникновения
проблемы асимметричных бюджетных взаимоотношений
в Федерации.
2. Межбюджетные отношения и их развитие в РФ
Входя в бюджетную систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации,
-
разграничения (закрепления)
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований,
-
выравнивания уровней
-
выравнивания уровней
Информация о работе Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации