Сущность прибыли, факторы на нее влияющие, пути увеличения прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.

Содержание

Введение 2
1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3
2. Сущность и виды прибыли 10
3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния 18
4. Пути увеличения прибыли предприятия 23
4.1 Планирование прибыли – путь к ее увеличению 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа содержит 1 файл

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ .docx

— 125.63 Кб (Скачать)

     3. По составу элементов, формирующих  прибыль: Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационных доходов (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т. п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

     Валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

     Налогооблагаемая  прибыль представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

     Чистая  прибыль представляет собой налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной.

     4. По характеру налогообложения  прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

     5. По рассматриваемому периоду  формирования выделяют прибыль  предшествующего периода (то есть  периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики.

     6. По учету инфляционных процессов  реальная прибыль характеризует  размер поминально полученной  ее суммы, скорректированный на теми инфляции в соответствующем периоде.

     7. По регулярности формирования  выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую «чрезвычайную прибыль». Термин «чрезвычайная прибыль», широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования.

     8. По характеру использования капитализированная  прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам, персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины, соответственно, нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин «нераспределенная прибыль» имеет более узкое значение).

     9. По значению итогового результата  хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).

Е.А. Калинина экономика фирмы

3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния

 

   В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

Основными составляющими  прибыли являются:

  • товарооборот,
  • издержки обращения,
  • внереализационные доходы и расходы.

   Товарооборот  является одним из основных показателей  хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают  розничный и оптовый товарооборот. Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья, материалов, комплектующих и т.д. В результате оптового товарооборота товары не выходят из сферы обращения. Розничный товарооборот – это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть включены: продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

     Издержки  обращения – это выраженные в  денежной форме затраты живого и  овеществленного труда по доведению  товара от производителя до потребителя, преобразованию производственного  ассортимента в торговый, организации  процесса купли-продажи и потребления, удовлетворения спроса потребителей. Издержки обращения учитываются  на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

     Внереализационные доходы и расходы не связаны с  основной деятельностью предприятия. К ним относятся проценты к получению и проценты к оплате, доходы от аренды и сдача имущества в аренду, прочие подобные доходы и расходы.

     На  размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние (рис. 1.3). 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль

Внешние факторы  – это факторы внешней среды  существования предприятия. В большинстве случаев оно само не может на них повлиять, и, поэтому вынуждено приспосабливаться к ним.

К группе внешних  факторов относятся:

  • уровень развития экономики страны в целом;
  • меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
  • природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
  • не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы и начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
  • нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

     Внутренние  факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, в основном повлиять на них может само руководство предприятия, к ним относятся:

  • результаты коммерческой деятельности,
  • эффективность заключенных сделок на поставку товаров,
  • объем и структура товарооборота,
  • формы и системы оплаты труда,
  • производительность труда,
  • эффективность основных и оборотных средств,
  • уровень валовых доходов и издержек обращения,
  • размер прочей прибыли,
  • нарушения налогового законодательства.1

     Анализ  прибыли производится в несколько  этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

     На  втором этапе оценивается влияние  факторов на прибыль и рентабельность.

     Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VРП);
  • ее структуры (УДi);
  • себестоимости (Сi);
  • уровня среднереализационных цен (Цi).

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

     Для определения степени влияния  рассмотренных факторов на уровень  прибыли и рентабельности используются различные математические и статистические методы.

     Для определения тенденции развития показателя используют метод конечных разниц, метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов. Метод конечных разниц заключается в том, что определение степени уравнения, описывающего тенденцию развития показателя, происходи путем нахождения разниц между показателями. Метод укрупнения интервалов заключается в том, что уровни ряда объединяют в более крупный временной интервал (дни в недели, месяцы в кварталы и т.п.). Метод скользящей средней – это присваивание уровню ряда значения, равного средней арифметической предыдущего, текущего и последующего значения показателя. Метод наименьших квадратов наиболее точно определяет тенденции развития показателя, но является и самым трудоемким. Он заключается в том, чтобы определить функцию, описывающую линию тренда, квадрат расстояния от которого до фактических значений показателя наименьший2.

     Определение степени влияния факторов происходит при помощи такого статистического метода, как метод цепных подстановок. Недостатком этого метода является то, что порядок выбора фактора влияет на результат анализа, достоинством является простота расчетов и возможность определения степени влияния с минимальными временными затратами.

     4. Пути увеличения прибыли предприятия

     Достижение  высоких результатов работы предприятия  предполагает управление процессом  формирования, распределения и использования  прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

     На  многих предприятиях существует подразделение  экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост прибыли. Но в значительной мере эта работа обеспечивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств  у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

     Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью  капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятие, располагающее средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

     Не  требует капитальных затрат ускорение  оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту  объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья  и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей.

     В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

     В этой ситуации, казалось бы, логично  предположить резкое падение массы  прибыли. Но статистические данные свидетельствуют  об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижения объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Информация о работе Сущность прибыли, факторы на нее влияющие, пути увеличения прибыли