Сущность прибыли, факторы на нее влияющие, пути увеличения прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.

Содержание

Введение 2
1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3
2. Сущность и виды прибыли 10
3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния 18
4. Пути увеличения прибыли предприятия 23
4.1 Планирование прибыли – путь к ее увеличению 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа содержит 1 файл

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ .docx

— 125.63 Кб (Скачать)

Введение 2

1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3

2. Сущность и виды прибыли 10

3. Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния 18

4. Пути увеличения прибыли предприятия 23

4.1   Планирование прибыли – путь к ее увеличению 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.

     Прибыль – объективная экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка  товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей  экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

     Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

     Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.

     Таким образом, прибыль является составным  элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов народного потребления и др. 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
 

     В учебниках и научных статьях  категория "прибыль" неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

     К. Маркс в "Капитале" определил  прибыль как превращенную форму  прибавочной стоимости. Последняя  по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

     С такой трактовкой прибыли Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.  

     Современная экономическая мысль рассматривает  прибыль как доход от использования  всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком  понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается  как плата за услуги предпринимательской  деятельности, в других - как плата  за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения  расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять  факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем[3].

     За  каждым фактором производства стоят  конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое  благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны  признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами  участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.

     Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет

определенные  функции: характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия; значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат; прибыль обладает стимулирующей функцией, ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

     В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. 

     Итак, рассмотрев взгляды в экономической теории на определение прибыли, перейдем к рассмотрению ее формирования.

     Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

     Первое - объем продаж - зависит от эффективности  осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия  для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

     Второе - уровень издержек производства - зависит  от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

     Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

     Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами (средствами), нематериальными  активами и иным имуществом.

     Во  всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому  на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

     В результате на предприятии, как это  принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она  представляет налогооблагаемую прибыль  за минусом налога на прибыль и  налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с  нормируемой.

     Из  чистой прибыли предприятие выплачивает  дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.  
 

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

     Первый - это монопольное положение предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий[4].

     Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит[5]:

     во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску  продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

     во-вторых, от создания конкурентоспособных условий  продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

     в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса  прибыли);

     в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

     Однако  получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит  угроза потерять вложенный капитал  целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

     - третий источник проистекает  из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

     Под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде.

     Экономическая прибыль обычно определяется как  разность между рентабельностью заложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала помноженной на величину вложенного капитала. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии.  Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия.

Информация о работе Сущность прибыли, факторы на нее влияющие, пути увеличения прибыли