Сущность, направления и процесс проведения денежных реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Актуальность проведения денежных реформ усиливается инфляционным нагромождением противоречий в монетарной сфере. Исчерпав консервативные средства оздоровления экономики и денежно-кредитной сферы, государства вынуждены осуществлять комплексы мероприятий проведения денежных реформ с целью преодоления болезненного состояния денег и полной или частичной перестройки денежной системы относительно новых социально-экономических условий.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 Тема данного реферата  – сущность, направления и процесс  проведения денежных реформ.

Данная тема является актуальной, так как денежные системы многих стран, в том числе и Украины  нестабильны, поэтому в случае проведения новых денежных реформ должен быть учтен опыт прошлых реформ.

Цель реферата - изучение денежной реформы как способа изменения  денежной системы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотрение сущности и причин  проведения денежных реформ;

2) изучение видов и методов денежных реформ, их особенностей;

3) рассмотрение истории проведения  денежных реформ в Украине  и ряде других стран.

 Объект исследования - необходимость  проведения денежных реформ.

Предмет исследования - проведения денежных реформ в Украине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность денежных реформ.

 

Среди комплекса мероприятий  по оздоровлению и благоустройство  денежного оборота особое место  занимают денежные реформы.

Денежная реформа - это полная или частичная структурная перестройка имеющейся денежной системы страны с целью оздоровления денег или улучшения механизма регуляции денежного оборота. Актуальность проведения денежных реформ усиливается инфляционным нагромождением противоречий в монетарной сфере. Исчерпав консервативные средства оздоровления экономики и денежно-кредитной сферы, государства вынуждены осуществлять комплексы мероприятий проведения денежных реформ с целью преодоления болезненного состояния денег и полной или частичной перестройки денежной системы относительно новых социально-экономических условий. [7]

Причинами денежной реформы  могут стать спад производства и  товарооборота, необходимость оздоровления денежного обращения, ликвидация дефицита государственного бюджета, необходимость  сжатия денежной массы, а обращении - обеспечивается кредитной экспансией банков - государство регулирует процентные ставки, осуществляет контроль над ресурсами коммерческих банков, изымает деньги из обращения путем размещения госзаймов; ликвидация дефицита платежного баланса страны и накопление золотовалютных резервов для поддержания валютного курса.

Денежные реформы, проводившиеся  в разное время во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительный мероприятиями  и т.д. Их можно классифицировать по нескольким признакам.

 

 

 

 

2. Классификация денежных  реформ.

2.1. Виды денежных реформ  по глубине реформационных мероприятий.

 

По глубине реформационных мер можно выделить структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.

 Структурные (полные) денежные реформы проводились при переходе от биметаллизма до золотого монометаллизма, от последнего к системе кредитного обращения. Во всех этих случаях нужно не только заменить один вид денег на другой, но и осуществить важные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах и т.д. Такие структурные изменения диктуются особенностями новых денег, которые вводятся в обращение, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.

Такой же характер имеют  денежные реформы, проводимые при создании новых государств, которые возникают  при распаде колониальных империй  или сверхбольших государств, как, например, СССР, СФРЮ. В этих случаях нужно  не только создать новые деньги и систему их оборота, но и соответствующим образом реструктуризировать экономику новой страны, чтобы она могла обеспечить самостоятельное функционирование новой денежной системы. В странах, возникших на территории СССР, структурное задача еще усложнилось, поскольку нужно было перевести экономику из командно-административных принципов на рыночные. Примером таких реформ является денежная реформа, проведенная в России в 1895-1897 гг, денежная реформа в советской России в 1922-1924 гг, денежная реформа в Украине в 90-е годы.

Национальная валюта Украины вводилась  в два этапа. Согласно Постановлению  КМУ и НБУ от 28 декабря 1991 года «О мерах в связи с введением  в обращение купонов многоразового  использования» 10 января 1992 года начался  первый этап введения украинской валюты с выпуска в  обращение купонов,  выполняющих функции наличных денег и эквивалентных рублевым купюрам соответствующего номинала.  Эмиссия купонов  была  вызвана либерализацией цен в России, недостатком рублевой наличности и защитой потребительского рынка.  Сначала ежемесячные выплаты гражданам составляли в среднем 25% от месячного дохода (от 300 до 600 купонов), однако через несколько месяцев купон полностью вытеснил российский  рубль  из наличного обращения.

С 12  ноября 1992 года начался второй этап - купоны были введены в безналичный оборот. Украина вышла из «рублевой зоны», а купон стал национальной валютой. Обращение рубля на территории Украины было прекращено с 23 часов 12 ноября 1992 года Указом Президента Украины  Л.Кравчука от 7 ноября 1992 года.  Единственным законным платежным средством в Украине стал украинский карбованец,  представленный в наличном обращении купоном НБУ.  С 16 ноября 1992 г.  все расчеты производятся только в украинских карбованцах. Установлен официальный обменный курс  карбованца  по  отношению к российскому рублю:  1,45крб.  за 1 рубль.  Украинский карбованец,  став национальной валютой, унаследовал от рубля тенденцию к неуклонному падению курса.  12 ноября 92 г. обменный курс карбованца к доллару составлял 403 крб за доллар,  3  февраля 1995 г. - 116 900 крб. за доллар. (за обозреваемый промежуток времени курс карбованца по отношению к доллару упал в 290 раз!)

Предполагалось, что карбованец «возьмет на себя весь удар от того, что может  произойти с деньгами» и тогда будет введена гривна  (Л.Кравчук, 18 августа 1992 г.). По мнению правительства к моменту стабилизации экономики купон должен полностью себя исчерпать и в роли  денег  в «стабилизированной» экономике должна выступить гривна.

Темп инфляции  в  Украине  с июля 1992 года начал расти вследствие проводимой правительством В.Фокина инфляционной  монетарной  политики.  Результатом проводимых  правительством  мероприятий оказываются спад производства и денежная эмиссия,  приводящие к росту цен и девальвации карбованца.  Очевидно, что падение обменного курса карбованца обусловлено исключительно денежной эмиссией.

В 1993 году правительство Л.Кучмы  ставило  задачу  ввести  гривну. 

С марта по июль 1993 г. внутренняя конвертируемость карбованца фактически существовала. Однако в июле начался существенный рост курса доллара, как следствие проведенной кредитной эмиссии. Первый опыт установления режима внутренней конвертируемости карбованца (март-июль 93 г.) показал, что в отсутствие реформ ничто не в силах удержать карбованец о катастрофического обесценивания. Девальвация гривны в  данной ситуации была бы так же неизбежна, как и девальвация карбованца. Правительство принимает решительные меры и с 12 августа 1993 года вводятся  официальный  (фиксированный)  и рыночный (биржевой) курсы доллара.  Валютный рынок Украины был заметно сужен.

НБУ издает документ «О порядке  установления и использования  курса  украинского  карбованца»,  согласно которому с декабря устанавливается  официальный курс карбованца к доллару  США на уровне 12600 крб. и 10,24 крб.  к российскому .

Правительственная телеграмма, от 2 декабря 1993 года, за подписью Е.Звягильского и В.Ющенко,  запрещает,  в связи  с чрезвычайно тяжелым финансовым положением на Украине,  выдачу учреждениями банков каких-либо кредитов.  Кроме  того централизованные  кредиты НБУ по предприятиям,  имеющим задолженность, подлежат досрочному возврату. Указывается, что эта меpа будет действовать  до  конца текущего года (в 20-х числах декабря запрет был снят).  Эта мера вызвана тяжелейшей ситуацией, сложившейся в финансовой системе госудаpства. Иначе неизбежна новая денежная эмиссия.

Машина административного  регулирования  замедлила негативные процессы,  но не решила проблемы.  За 12 месяцев было выдано кpедитов на общую сумму 57  тpлн.кpб., 4/5 кpедитов получил госсектоp экономики, валовой национальный пpодукт Укpаины за 1993 год составит 100 тpлн.кpб.  Инфляция переросла в гиперинфляцию и введение гривны в 1993 оказалось нецелесообразным.

В 1994  г.  ожидания введения гривны были весьма велики.  В начале года,  по сообщению НБУ, в Киев поступила очеpедная паpтия будущей национальной  валюты  Украины.  Банкноты  печатаются в Канаде и Англии и напpавляются на Укpаину с конца 1992 года. Существующих в банке хpанилищ не хватает для складиpования гpивны. Возможная реформа при существующих темпах инфляции нецелесообразна.  Более того, Hациональный банк получает  pазpешение  Минфина  Укpаины на пpоведение в пеpвом кваpтале 1994 г.  кpедитной эмиссии pазмеpе 29,4 тpлн.кpб. Дефицит, по его словам зам.председателя правления НБУ А.Веселовского, пpевышает названную цифpу на 2,5 тpл.кpб.

Правительством проводится политика административного регулирования  по укреплению национальной валюты. В  апреле 1994 г. HБУ и пpавительство Укpаины заявили о намерении пpовести денежную эмиссию в pазмеpе  не менее  4  тpлн.кpб.  В  февpале-маpте 1994 года Министеpством финансов Укpаины чеpез соответствующие банки пpедоставлен  опpеделенным  министеpствам пpавительственный кpедит финансовой стабилизации экономики.

В пеpвом кваpтале 1994 года по pешению укpаинского пpавительства пpедпpиятиям пpомышленности и сельского хозяйства были выделены кpеди-ты в объеме более 11 тpлн.кpб. под 120% годовых, сpок возвpата котоpых наступал в конце втоpого кваpтала.  Эмиссия денег за пеpвый кваpтал 94 г. увеличилась по сpавнению ссоответствующим пеpиодом пpедыдущего года более чем в 36 pаз.

В течении пеpвого полугодия 1994 года из обpащения изымаются купо-ны достоинством 1,  3,  5 кpб, а до 1 августа купоны номиналом 10 и 25 крб и с 16 мая 1994 года Национальный банк выпускает в обpащение купоны  многоpазового использования достоинством 200 000 укpаинских каpбованцев обpазца 1994 г.

Экономика Украины требовала очередных  денежных вливаний. Кроме того сбор урожая 94 г. требовал дополнительных средств. Назревал очередной виток инфляции.  В этот момент зам. пpедседателя пpавления HБУ Валентина Теpпило заявил, что в ближайшие месяцы в Укpаине не планиpуется введение гpивны.

5 декабря  НБУ выпустил в  оборот купон многоразового использования  номинальной стоимостью 500 тыс.крб.

2 декабря ВСУ принял за основу  постановление о внесении  изменений  в гос. бюджет на 1994 г., согласно  которому предельный размер дефицита  госбюджета на этот год устанавливается  в размере 117,3 триллиона  карбованцев  (который будет покрыт Национальным банком за счет эмиссионного кредита). По словам министра финансов Украины П.Германчука, дефицит соответствует 10%  от валового внутреннего продукта, однако «это не реальная цифра, поскольку лишь за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета от валового внутреннего продукта составил более 17%». Проведенная в 1994 г. эмиссия в 5 раз превосходит эмиссию 1993 г. Поскольку банковские  кредиты  и депозиты имеют тенденцию к мультипликативному расширению,  представляемый объем возрастает в несколько раз.  НБУ провел ряд мероприятий по сдерживанию расширения денежной массы:  утвержден объем чистого внутреннего кредита НБУ на 1 января  1995  г.  в  размере  154 трлн. карбованцев, Национальный банк замораживает объемы рефинансирования и кредитов коммерческим банкам,  устанавливает ставку рефинансирования на уровне 25%  в месяц,  ограничивает срок выдачи кредита сроком привлечения средств на вклады и депозиты, введет обязательное резервирование валютных депозитов коммерческих банков, предусматривает добавлять к сумме обязательных резервов не менее 20 процентов от сумм просроченной и пролангированной задолженности.

Предпринимаемые правительством  шаги тем не менее не могут остановить инфляцию до допустимых пределов.  По данным Минстата Украины, индекс инфляции в 1994 г.  составил: в январе 1994 г. - 119,2%, в феврале-112,6%, в марте-105,1, апреле-106, в мае 105,2, в июне-103,9, в июле-102,1, в августе-102,6, в сентябре -107,3, в октябре-122,6, в ноябре -172,3%,  в декабре - 128,4%.  В январе 1995 г.  -40%.  Резкий спад производства в первом полугодии привел к тому,  что в 3 квартале государство стало полным финансовым банкротом,  а цена - основной  инструмент  регулирования из-за возрастающих дотаций (в ряде товаров и услуг 90%),  практически утратила свою экономическую функцию цена, - заявил Л.Кучма.  На  фоне существующего уровня инфляции курс доллара к купону практически стабилизирован.  Начала расти доля  долгосрочных  кредитов банков. Благодаря получению международной помощи полностью оплачены за 4 квартал все поставки энергоносителей.  Карбованец стал самой твердой валютой из денежных единиц стран СНГ. Для стабилизации купона НБУ проводит валютные интервенции на торгах ММВБ, проводит аукционы по продаже наличного доллара за нал.купон.  Можно сказать,  что правительством созданы условия для проведения денежной реформы в ближайшее время. Неясными остаются только сроки проведения реформы и сам механизм ее проведения. [3]

Реформы частичного типа касаются только самой организации  денежного оборота и сводятся к изменению отдельных элементов денежной системы. Сама база денежной системы и структура экономики и денежно-кредитных отношений остаются неизменными. При таких реформах зачастую изменяется масштаб цен, вид и номинал денежных знаков, механизм эмиссии денег и т.д. В современных условиях, когда во всех странах введены неполноценные деньги, которые имеют способность к быстрому обесцениванию, реформы частичного типа проводятся достаточно часто, являются наиболее типичными в мировой практике. Наиболее показательными реформами этого типа были денежные реформы 1947 и 1961 в СССР. Старые наличные деньги обменивались в течение недели на новые из расчета 10:1. Преимущество в обмене имели те граждане, которые хранили деньги в сберкассах. Их вклады обменивались следующим образом:

- до 3 тыс. руб. - не подлежали переоценке и обменивались в соотношении 1:1;

- до 10 тыс. руб. - в соотношении 3:2;

- свыше 10 тыс. руб. - в соотношении 2:1.

Денежные средства кооперативных  предприятий на счетах в банках подлежали  обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций сохранялись без изменения.

Все ранее выпущенные государственные займы были объединены в новый единый заем, и старые облигации обменивались на новые  в соотношении 3:1. В обращении  осталась разменная монета, подорожавшая в 10 раз. С помощью установленных обменных курсов удалось изъять из обращения лишнюю денежную массу и ликвидировать дефицит основных товаров народного потребления. Но реформа в определенной степени была конфискационной. Наряду со спекулянтами, которые нажились в годы войны и против которых в первую очередь была направлена реформа, пострадали сельские жители, которые хранили денежные накопления не в сберкассах, а у себя дома, и граждане, которые по тем или иным причинам не успели в течение недели обменять деньги. [8]

Информация о работе Сущность, направления и процесс проведения денежных реформ