Сущность кредита и классификация госзаймов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Содержание

1. Введение 3
2. Сущность и значение государственного кредита 4
3. Формы государственного кредита и классификация гос. займов 8
4. Государственный долг управления им 16

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит,3 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

      Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования  и организации вторичного рынка:

  • в первом квартале 1997 г. введена в действие  и эксплуатируется  в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить организацию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;
 
  • издано совместное постановление  Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций  Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых выпусков ГКО и ценных бумаг Национального банка  на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;
 
  • решением Правления Национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение  об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка  Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты  (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;
 
  • решением Совета Директоров Национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок  проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам. 

      Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия: 

  1. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных кредитов под залог государственных ценных бумаг;
  2. Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг. 

      Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок  государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого выпуска ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит Национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

      Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы. Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

          Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.  

  Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства. 

      Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях. 

      Позитивная роль международного кредита в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

      Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный доход.

      В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

      Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также  о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений  Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

 

4. Государственный долг,  управление им. 

      Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств  государства, включая сумму  начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. 

      Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений  государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает  лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году. 

      Государственный долг делится на:

  • внешний;
  • внутренний, который складывается  из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов;  задолженности по казначейским обязательствам;   по заимствованиям средств ссудного фонда;  средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.
 

      Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:

  • выплата доходов кредиторам и погашение займов;
  • изменение условий выпущенных займов;
  • определение условий эмиссии;
  • выпуск новых займов.
 

      Выплата доходов по займам  и их погашение  обычно производится  за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной задолженности  и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает  к рефинансированию  государственного долга.  Под рефинансированием  понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска  новых займов. Таким путем  в бывшем СССР государство поступило, например,   при погашении  облигаций государственного 3%-го внутреннего выигрышного займа 1966 г. По истечении  срока действия  этого займа  его облигации свободно  обменивались в течении года на облигации аналогичного нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы.  

      Выплаты выигрышей, процентов и сумм  по погашению займов составляют основную долю расходов  по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности: 

  1. конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному соглашению;
  2. отсрочки погашения долга;
  3. аннулирования займа.
 

      Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг. 

      Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. 

      Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда,  когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним  нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.  

      Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых  займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая  часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов  направляется на  погашение и  выплату процентов по старым займам.  При отсрочке погашения займов не только  отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором владелец облигаций продолжает получать доход. 

      Анулирование государственного долга  - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил.  

      Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета  дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются  на покрытие разницы  между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются  для финансирования  экономических и социальных программ. Поэтому  государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения  государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета  и выступая  важным источником ускорения социально-экономического развития. 

      Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия: 

  1. обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
  2. повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
  3. для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);
  4. расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
  5. перейти при реализации государственных ценных  о официального курса к рыночному, определяемому  на основе реального спроса на фондовые ценности;
  6. осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;
  7. отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.
 

      В первой половине 90-х гг в нашей стране бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям.  

      По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных кредитов были направлены на валютно-неокупаемые проекты.  

      К внешнему долгу государства относится также задолженность Российской Федерации, которая постоянно растет.   Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию. 

Информация о работе Сущность кредита и классификация госзаймов