Сущность кредита и классификация госзаймов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Содержание

1. Введение 3
2. Сущность и значение государственного кредита 4
3. Формы государственного кредита и классификация гос. займов 8
4. Государственный долг управления им 16

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит,3 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

3. Формы государственного кредита. 

      Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

      Товарная  форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.  

      Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств (Закон “ О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”). Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров  принадлежит Минфину Республики Беларусь. 

      Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций  и других государственных бумаг. 

      Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных  сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

      Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

      В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает:

  • централизованный;
  • децентрализованный.

  В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные  займы проводятся для частичного покрытия расходов  местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются  материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа  носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться  на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг).

      По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы

По  срокам они делятся на:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • долгосрочные (свыше года).

      В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

      В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:

  1.     государственные облигационные займы;
  2.     безоблигационные займы.

      Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

      Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

      Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

      Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

      Ценные бумаги государства делятся на две группы:

  1. бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке;
  2. бумаги, не поступающие на вторичный рынок.

      На вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

      Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

      При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

      Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются  и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые  обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает  из особенностей  должника и эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок  и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

      В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

      Республика Беларусь как суверенное государство также использует займы как краткосрочные, так и долгосрочные.

      Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются  по решению кабинета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на аукционе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе  (по цене ниже номинала) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке  ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство  обязуется погасить облигации по истечении срока их  обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

      Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок рефинансирования Национального банка.

      Выпуск долгосрочных государственных облигаций РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год  и более. Министерство финансов определяет объем, дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится Министерством финансов (главным государственным казначейством) путем зачисления  определенного количества облигаций на специальные счета  первичных держателей, открываемых в депозитарии (Национальном банке). Выпуск долгосрочных государственных облигаций осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков.  В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств.  Погашение облигаций производится Национальным банком  по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства Национальному банку.  

      Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

      Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг.

      Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого выпуска государсвенных краткосрочных облигаций. Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Эмиссия  ГКО  в 1994 г. составила  11,4 млрд.руб.  и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же  и начался процесс накопления опыта  и наработки нормативных документов  по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов выпуска  государственных ценных бумаг вторичный рынок  тогда не имел должного развития.

      В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест  среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование  налогообложения  доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись  в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита государственного бюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе  государства. Решение Национального банка было утверждено  “Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами  на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация  денежно-кредитных отношений  и оперативное регулирование  объема денежной массы. С конца сентября 1995 г. Национальный банк  приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция рефинансирования Национальным банком коммерческих банков.   

      Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов  представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым  по мере увеличения объемов выпуска государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки рефинансирования.  В 1996 г.  выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости  ГКО.  Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка  ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания  между минимальной и максимальной ценой отдельных выпусков иногда доходили до 25%). Указом Президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная биржа преобразовано  в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ)  и передано в ведение Национального банка.  С этого момента Национальный банк активно включился в процесс организации  вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, Национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций.  Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка  государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски  непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе  развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы  денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.  

Информация о работе Сущность кредита и классификация госзаймов