Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:46, контрольная работа
Балансовая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов, не связанных с её производством и реализацией.
Под реализацией продукции понимается не только продажа произведённых товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
1. Сущность, и структура балансовой прибыли предприятия. Анализ основных методов планирования. Баланс прибыли.
Балансовая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов, не связанных с её производством и реализацией.
Под реализацией продукции понимается не только продажа произведённых товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе или не запрещённых законом.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.
Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставный капитал других предприятий (товариществ, акционерных обществ, совместных, дочерних предприятий), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, пре-; доставление средств взаймы на срок менее года. Денежные или другие имущественные средства участников договора о совместной деятельности без образования для этой цели юридического лица также считаются финансовыми вложениями — долгосрочными или краткосрочными в зависимости от срока действия договора, поэтому доходы от них также включаются в состав внереализационных доходов.
Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют; часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. Предприятие имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.
Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и некоторые внебюджетные фонды в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери). К таким доходам относятся:
– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.);
– доходы от дооценки товаров;
– поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы, в убыток;
– положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
– проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
К расходам и потерям относятся:
– убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
– недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
– затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость используемых материальных ценностей);
– отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
– некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации последствий стихийных бедствий (при этом исключается стоимость полученного металлолома, топлива, других материалов);
Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности предприятия.
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
|
Птп = Цтп — Стп,
где Птп — прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц тп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); _
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на
реализуемую продукцию
Прп = Црп – Срп
где Прп — планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;
Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость акцизов, торговых и сбытовых скидок),
Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
Прп = П01.+ Птп – П02
где Прп — прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П01 — прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода,
Птп — прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде,
П02 — прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая
разновидность метода прямого счета
— метод поассортиментного
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.
Прежде
метод прямого счета был
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Содержание аналитического метода планирования прибыли рассмотрим кратко, лишь с той целью, чтобы показать его отличие от метода прямого счета. В этом случае расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции.
Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность:
Рб = х 100 %
где По — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Сп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.
1. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году.
2. Определяется
влияние изменения
3. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен.
4. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования.
5. Теперь
следует учесть изменение
В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
Проблема учета влияния инфляции не нова, она по-разному и в разных целях решается в других странах, но тем не менее многие экономисты признают, что пока не создано совершенной системы учета влияния инфляционных процессов на результаты хозяйственной деятельности предприятий. Из-за трудно прогнозируемых темпов инфляции в нашей стране эта задача представляется достаточно сложной. Одним из путей ее решения является использование индекса общего уровня цен. Кроме того, исходным моментом, очевидно, должны быть нормализация экономической обстановки и денежного обращения в стране, сокращение бюджетного дефицита, т. е. приведение в действие тех рычагов, которые позволят снизить инфляцию.
При отсутствии каких-либо доступных предприятиям методик планирования прибыли, учитывающих современную экономическую обстановку, представляет интерес статья "О факторном методе планирования прибыли и рентабельности", в которой охарактеризованы основные черты этого метода и рассмотрены этапы планирования: