Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 10:05, реферат
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
1. Сущность и функции государственного кредита 3
2. Классификация государственных займов 7
3. Управление государственным кредитом 9
4. Российская Федерация как заемщик 10
5. Российская Федерация как гарант 12
6. Российская Федерация как кредитор 13
7. Займы территорий 15
ту процентов по ним государство имеет право осуществлять только за счет собственных ресурсов. Но государственные доходы — это в основном налоги и другие денежные средства, перераспределенные в пользу государства. Погашение госдолга может потребовать повышения налогов. Поэтому существует законодательный предел роста дефицита госбюджета. Кроме того, деньги, взятые взаймы, государство должно вкладывать в экономическое развитие, только в этом случае возможно погашение госдолга за счет роста объемов производства, т. е. вновь созданного ВВП. Такая ситуация идеальна, так как только в этом случае долги государства не создают новые долги.
Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого. При предоставлении двух последних в качестве обеспечения выступает имущество получателей кредита, а при госкредите — все имущество государства-заемщика.
Положительное значение госкредита для экономики состоит в более планомерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течение длительного времени, представляют собой форму привлечения средств будущих поколений или антиципированные (отложенные налоги). Такой механизм оправдан в том случае, когда речь идет о финансировании долгосрочных и дорогостоящих проектов в области инфраструктуры, капстроительства, образования и т. п. В случае непроизводительного использования госкредита (выплата зарплаты, пенсий, погашение текущих расходов и т. п.) единственным источником их погашения становятся новые налоги и новые займы (рис. 48).
Дефицит госбюджета не должен превышать 60% ВВП страны
При госкредите
в отличие от других видов кредита
не требуется конкретного
Государственные зай-мы — это антиципированные налоги.
Непроизводительное
использование средств
Рис. 48. Два варианта погашения государственного долга
Госкредит не только оказывает регулирующее воздействие на экономику в целом, но и на такие конкретные показатели, как производство и занятость:
выдавая кредиты на развитие социально значимых производств.
Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг
Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:
Внутренний госкредит представлен следующими формами:
Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам:
Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг. Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1 : 0,9 (рис. 49).
Рис. 49. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг
Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):
способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.
Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом
Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже
Ценные бумаги, эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами
Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента
Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
Внешнее финансирование
государства — следствие
Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).
Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам
Внешнее финансирование различается также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).
Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам
Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.
Управление госдолгом
Система госкредита создает систему госдолгов: внутренних и внешних
Система обслуживания долгов требует создания системы уп-равления долгами.
Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.
Если условный долг государства 100 тыс. ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180 тыс. ед. за 4 года.
Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
Таким образом,
самая простая схема
Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).
Управление госдолгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 53. Методы рефинансирования госдолга
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Информация о работе Сущность и функции государственного кредита