Сущность и функции государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 10:05, реферат

Описание работы

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Содержание

1. Сущность и функции государственного кредита 3
2. Классификация государственных займов 7
3. Управление государственным кредитом 9
4. Российская Федерация как заемщик 10
5. Российская Федерация как гарант 12
6. Российская Федерация как кредитор 13
7. Займы территорий 15

Работа содержит 1 файл

ГОС КРЕДИТ.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

ту процентов  по ним государство имеет право  осуществлять только за счет собственных  ресурсов. Но государственные доходы — это в основном налоги и другие денежные средства, перераспределенные в пользу государства. Погашение госдолга может потребовать повышения налогов. Поэтому существует законодательный предел роста дефицита госбюджета. Кроме того, деньги, взятые взаймы, государство должно вкладывать в экономическое развитие, только в этом случае возможно погашение госдолга за счет роста объемов производства, т. е. вновь созданного ВВП. Такая ситуация идеальна, так как только в этом случае долги государства не создают новые долги.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого. При предоставлении двух последних в качестве обеспечения выступает имущество получателей кредита, а при госкредите — все имущество государства-заемщика.

Положительное значение госкредита для экономики состоит в более планомерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течение длительного времени, представляют собой форму привлечения средств будущих поколений или антиципированные (отложенные налоги). Такой механизм оправдан в том случае, когда речь идет о финансировании долгосрочных и дорогостоящих проектов в области инфраструктуры, капстроительства, образования и т. п. В случае непроизводительного использования госкредита (выплата зарплаты, пенсий, погашение текущих расходов и т. п.) единственным источником их погашения становятся новые налоги и новые займы (рис. 48).

Дефицит госбюджета не должен превышать 60% ВВП страны

При госкредите в отличие от других видов кредита  не требуется конкретного обеспечения

Государственные зай-мы — это антиципированные налоги.

Непроизводительное  использование средств госзаймов  ведет к увеличению налогов и  к новым госзаймам.

Рис. 48. Два варианта погашения  государственного долга

Госкредит не только оказывает регулирующее воздействие  на экономику в целом, но и на такие конкретные показатели, как производство и занятость:

          • кредитуя и гарантируя поставки товаров национальных потребителей за рубеж;
          • компенсируя банкам потери при разорении производителей-должников;
          • страхуя риск неплатежа экспортерам;

выдавая кредиты на развитие социально значимых производств.

Структура и формы внутреннего  госкредита. Классификация  государственных  ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

          • физических лиц;
          • юридических лиц

Внутренний  госкредит представлен следующими формами:

          • госзаймы путем эмиссии ценных бумаг;
          • кредиты центрального банка;
          • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам:

          • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органамивласти;
          • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
          • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
          • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
          • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
          • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
          • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
          • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг. Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1 : 0,9 (рис. 49).

Рис. 49. Структура фондового  рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

          • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
          • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации);
          • держатель: предъявительские и именные;
          • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
          • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
          • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные  бумаги, эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

Понятие и структура внешнего финансирования и  внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной  необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов  и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации  денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного кредитования  (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и  кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и  по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление  госдолгом

Система госкредита создает систему госдолгов: внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы уп-равления долгами.

Система госдолгов  требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение  капитальной суммы долга и  его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100 тыс. ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс.  ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180 тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную  сложность управления им. В связи  с высокой стоимостью госдолгов  в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ).

Рефинансирование  долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление госдолгом  — одно из основных направлений  государственной финансовой политики.

Рефинансирование  долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования госдолга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита