Сущность и функции государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 10:05, реферат

Описание работы

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Содержание

1. Сущность и функции государственного кредита 3
2. Классификация государственных займов 7
3. Управление государственным кредитом 9
4. Российская Федерация как заемщик 10
5. Российская Федерация как гарант 12
6. Российская Федерация как кредитор 13
7. Займы территорий 15

Работа содержит 1 файл

ГОС КРЕДИТ.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

г. Чтобы отечественные  предприятия могли получить платежи  за поставленные  в

эти   страны   товары,   им   были   предоставлены   технические    кредиты,

переоформленные  впоследствии  в  государственные.  В   последующем   объемы

кредитования  сократились и  задолженность  возрастала  в  основном  за  счет

процентов. 

Займы территорий 

      В соответствии  с  Законом  "Об  основах  бюджетных   прав  и  прав  по

формированию  и  использованию  внебюджетных   фондов   представительных   и

исполнительных  органов   государственной   власти   республик   в   составе

Российской  Федерации,  автономных  областей,  автономных  округов,   краев,

областей,   городов   Москвы   и    Санкт-Петербурга,    органов    местного

самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г., исполнительным  органам  власти

разрешено получать  ссуды  из  иных  бюджетов,  у  коммерческих  банков  или

выпускать займы  на инвестиционные цели.

      Одновременно  этот  Закон   предусматривал,  что  максимальный   размер

соотношения  общей  суммы  займов,  кредитов,  иных  долговых   обязательств

соответствующего  бюджета и объема его расходов устанавливается законами  РФ.

Такая мера вполне оправдана,  поскольку опыт  развитых  стран Запада  дает

многочисленные  примеры банкротства  отдельных  территорий,  в  том  числе  и

таких крупных  городов, как Нью-Йорк. Однако до  настоящего  времени  заемная

деятельность  территорий в нашем государстве практически не контролируется.

      Сроки займов. Под воздействием  высокого уровня  инфляции  долгосрочные

займы  не  получили   распространения.   Наибольший   удельный   вес   имеют

среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные  займы (от 2 до  12

месяцев) — 21%.

      По целям заимствования такие  займы делятся на три основные  группы:

      инвестиционные   (финансирование   социально-экономических   проектов,

жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);

      социальные (финансирование социальных программ, решение экологических

проблем);

      бюджетные   (для   финансирования    текущих    расходов,    погашения

задолженности перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).

      Обеспечение. Гарантами муниципальных  займов выступают  сами  эмитенты,

за исключением  муниципального займа  Нижегородской  области,  где  гарантами

были администрация  города и АО  "ГАЗ".  Случаи  дополнительного  обеспечения

займов гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют  ценные  бумаги  кто  чем

может: либо своим  имуществом и бюджетом в  целом,  либо  конкретной  статьей

доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного  проекта,  либо

строящимся  жильем,  как  например,  жилищный  займ  в   г.   Москве.   Займ

Министерства  финансов Республики Саха обеспечен золотом.

      Объем эмиссии.  Максимальный  объем  —  2,1  трлн.  руб[3].  выпустило

правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб.  —  администрация

Пушкинского района Московской области. 
 

Понятие государственного кредита

Для выполнения своих функций и обеспечения  устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Кредит также  используется в сфере межбюджетных отношений.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление  кредита оформляется кредитным  договором.

Условиями кредитного договора непременно являются:

          • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
          • обеспеченность кредита;
          • размер процентной ставки.

Через кредитные  отношения обеспечивается перераспределение  кредитных ресурсов.

Результат государственных  займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки  приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в  пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный  долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают  макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это  моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при  объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут  быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим  и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные  гарантии кредитов, предоставляемых  экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Необходимость и сущность государственного кредита в современной  экономике

Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.

Госкредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе госбюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 46).

Рис. 46. Система источников государственных  финансов

Современное государство  одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Госдолг и госкредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 47).

Необходимость госкредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция  и госдолг — два пути погашения дефицита госбюджета.

Рис. 47. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит  госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать  дефицит госбюджета? Ведь в небольших  размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор  дефицита госбюджета — государственные  займы (внутренние и внешние).

Особенности госкредита и госдолга

Госкредит реализуется  в нескольких формах:

          • кредиты в денежной форме;
          • займы на фондовом рынке;
          • выпуски еврооблигаций

Госдолг — результат  займов государства у населения, юридичес-ких лиц, иностранных государств.

Государственный кредит имеет важные экономические  особенности. Займы государства  связаны с покрытием бюджетного дефицита. Они и формируют госдолг. Возврат заемных средств и выпла-

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита