Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают: «этот термин возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством». Другие авторы утверждают, что: это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
1.1. Финансы – историческая категория
1.2. Финансы предприятий в финансовой системе страны
1.3. Государство в сфере финансов
1.4. Международная финансовая система
2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ РФ
2.1. Финансовая система РФ
2.2. Современная финансовая политика РФ
2.3. Функции финансов
2.4. Платёжный баланс Российской Федерации: понятие и основные составляющие
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- финансовое планирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- оперативное управление;
- финансовый контроль;
Финансовое планирование
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие. [9; c 138-143]
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой:
Финансовое
планирование является одним из важнейших
инструментов управления финансами. Можно
выделить ряд признаков, которые
характеризуют эту
1) регламентированность (упорядоченный процесс);
2) связь с обработкой информации;
3) направленность
на достижение определенных
4) временный характер.
Под планированием
мы будем понимать процесс разработки
и принятия целевых установок
количественного и
Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
- установление приоритетов расходов по направлениям;
- повышение эффективности расходования средств;
- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.
Рыночная экономика,
основанная на многообразии форм собственности,
конкуренции
АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по:
В настоящее
время актуальной задачей является
внедрение автоматизации
При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Для этого требуется его высокая квалификация, но к сожалению не все работники данной сферы добросовестно получают данную профессию. И поэтому я предложила бы ужесточить контроль за обучением таких работников. Ведь от того, как работает специалист зависит многое, в том числе и финансовая система страны.
Финансовое регулирование
Финансовое регулирование социально – экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Оперативное управление
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.[18][19]
Финансовый контроль
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.[20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются
неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в
формировании, распределении и использовании централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Таким образом, в курсовой работе я попыталась решить свои задачи на примере Российской Федерации:
Я считаю, что поставленную перед собой цель: Рассмотреть структуру финансовых отношений в целом, я достигла, сделав общие выводы по проделанной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ