Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают: «этот термин возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством». Другие авторы утверждают, что: это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
1.1. Финансы – историческая категория
1.2. Финансы предприятий в финансовой системе страны
1.3. Государство в сфере финансов
1.4. Международная финансовая система
2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ РФ
2.1. Финансовая система РФ
2.2. Современная финансовая политика РФ
2.3. Функции финансов
2.4. Платёжный баланс Российской Федерации: понятие и основные составляющие
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

 

        1.4. Международная финансовая система

Каждая национально-государственная  и финансовая система вследствие объективного процесса единения мира и интернационализации экономики  представляет собой составное звено  мирового хозяйства. В современном мире все в большей степени складывается единое экономическое пространство; отдельные воспроизводственные циклы, обособленные национально-государственными границами каждой суверенной страны, все более переплетаются в целостное воспроизводство. Международные хозяйственные связи и контакты традиционно и изначально затрагивают сферу обмена, распространяясь на производство, обеспечивая распределение и перераспределение итогов сотрудничества во взаимных интересах, предстающих в виде государственных потребностей и интегрированного объема потребления нации, страны, территории. И здесь экономические связи, материализованные в межгосударственных поставках товарных ценностей, предоставленных услуг, проявляются как обращение стоимостей, как финансовые потоки. Объективные количественные и качественные различия национальных валют на уровне международных финансов дают дополнительную специфику. Международные финансы накладываются на реальное взаимодействие национально-государственных финансовых систем, а финансовые потоки приобретают многомерность и рентабельность оценки. В стоимостном соизмерении нуждаются не только обращающиеся товары и услуги, но и оценивающие их первоначально разные денежные единицы, национальные финансы.[5, c 67-68]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ РФ

2.1. Финансовая система РФ

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят:

— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

— финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

— имущественное и личное страхование;

  — кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою.[8, c 103-102]

2.2. Современная финансовая политика РФ

Развитие рыночных отношений  и заимствование зарубежного  опыта определили некоторые особенности  современной финансовой системы  РФ.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделяются обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое  положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

Звенья финансовой системы  РФ существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а тж. местного самоуправления. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.

Однако некоторые ученые считают, что все перечисленные  выше финансовые отношения можно  разбить на две подсистемы: общегосударственные  финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разделение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств: общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства; децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.[15, c 86-90]

Я считаю, что основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Наряду с рассмотрением  финансовой системы как различных  сфер финансовых отношений, ее можно  представить в институциональной  форме — как инфраструктуру различных  финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами. Финансовая инфраструктура представлена в приложении 1.

Общее управление финансами  осуществляют высшие законодательные  органы власти: Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации  и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные проработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Принимаемые Федеральным  Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов.

Для контроля над выполнением финансового  законодательства со стороны представительных органов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сфера деятельности Счетной палаты — контроль над федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Наряду с Федеральным Собранием  регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно  Президентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфере налогов. Правительство также издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. № 273.

Министерство финансов РФ является федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  финансовой, бюджетной, налоговой и  валютной политики в Российской Федерации  и координирующим деятельность в  этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях усиления координации деятельности с Министерством по налогам и сборам РФ и Государственным таможенным комитетом РФ, их руководители входят в состав коллегии Министерства финансов РФ. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министру финансов РФ.[12, c 124-126]

Система Центрального банка Российской Федерации является важнейшим органом  реализации денежно-кредитной и  финансовой политики.

Одновременно система Центрального банка Российской Федерации выполняет регулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим банкам и кредитным организациям.

Министерство государственного имущества РФ также имеет непосредственное отношение к сфере финансов. Оно  призвано, эффективно управляя государственным имуществом, обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя программу приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализация части национального богатства на открытых аукционах является дополнительным источником поступления средств в бюджет.[7, c 54]

 

2.3. Функции финансов

Финансы обладают функциями, которые раскрывают общественное назначение этой экономической категории.

В экономической  науке нет единого мнения о  количестве функции финансов. Большинство  экономистов считают, что финансы  выполняют три функции:

1) распределительную;

2) регулирующую;

З) контрольную.

Сущность финансов как особой сферы распределительных  отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами  распределения на микроуровне выступают  юридические и физические лица, на макроуровне - государство. Объектами  распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

1) формирование  фондов денежных средств. На  микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне – централизованные средства государства;

2) распределение  денежных фондов через финансовые  инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизаций) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование  денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне – улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

В результате распределения  ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование  первичных доходов материального производства - это начальный этап распределения, обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Необходимость перераспределения НД связана:

  1. с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  2. с наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);
  3. с существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется, прежде всего, через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит и цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды – бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.[3; c 51-58]

Информация о работе Сущность и функции финансов