Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
Важно выбрать правильную ценовую политику, для того чтобы предприятие эффективно развивалось и получало прибыль. Ведь важнейшее условие дальнейших экономических преобразований в нашей стране – целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (фирм и компаний) различных форм собственности.
Введение……………….……………………………..….…..…...................…3
1.Сущность, виды и цели ценовой политики…..…….…….…..…………...4
1.1.Сущность ценовой политики…………….……………………...........…..4
1.2.Виды ценовой политики……………………………………...........……..5
1.3.Цели ценовой политики…………………………..........……………........8
2.Основные модели и стратегии ценообразования………..….........……...11
2.1.Основные модели ценообразования……………………..........………...11
2.2.Основные стратегии ценообразования………………..........………......16
3.Основные элементы и этапы разработки ценовой политики...…………21
Заключение………………………………………………………….………..25
Список использованной литературы………
- почему конкурент изменил цену: для завоевания рынка, компенсирования изменившихся издержек, использования свободных мощностей или чтобы положить начало изменению цен в отрасли?
- планирует ли конкурент временное изменение цен или это долгосрочная политика?
- что произойдет с долей рынка и ее доходами, если она не примет ответных мер?
- собираются ли принимать ответные меры другие фирмы;
- каковы будут эффекты обратной связи, - какими могут быть ответы конкурента и других фирм на ответную реакцию данной фирмы
3.Основные элементы и этапы разработки ценовой политики
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия предусматривает проведение ряда работ и расчетов. Прежде всего определяется оптимальная величина затрат на производство и сбыт продукции предприятия, чтобы получить прибыль при том уровне цен на рынке, который предприятие может достичь для своей продукции. Во-вторых, устанавливается полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей (определяются потребительские свойства) и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен их потребительским свойствам. В-третьих, находится величина объема продаж продукции или доля рынка для предприятия, при котором производство будет наиболее прибыльным.
Решения по ценам принимаются в тесной увязке с решениями по объемам производства, управлению затратами, дизайну и конструированию продукции, ее рекламе и методам сбыта.
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа: сбор исходной информации, стратегический анализ, формирование стратегии.
При осуществлении этих этапов разработки ценовой политики и стратегии предприятия выполняют следующие мероприятия:
- оценка затрат производства и сбыта продукции;
- уточнение финансовых целей предприятия;
- определение
потенциальных конкурентов
- финансовый анализ деятельности предприятия;
- сегментный анализ рынка;
- анализ
конкуренции предприятия в
- оценка
влияния мер государственного
регулирования по вопросам
- определение
окончательной ценовой
Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии, основные мероприятия и взаимосвязи между ними представлены на рис.2
Рис.
2. Основные элементы и этапы разработки
ценовой политики
Как отмечено выше, и это видно из представленной схемы, первым этапом работ является сбор исходной информации для разработки ценовой политики и стратегии предприятия. В ходе выполнения этого этапа выполняются следующие основные мероприятия:
- оценка затрат. При оценке затрат производства и сбыта продукции основное внимание уделяется выявлению всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен;
- уточнение финансовых целей предприятия. Ценовая стратегия должна соответствовать основным финансовым целям предприятия, принятым на ближайшее время и перспективу.
В соответствии с финансовым планом предприятия определяется минимальный уровень прибыльности, необходимый при продаже каждого вида продукции, а также приоритетность задачи - получение наибольшего объема прибыли или получение прибыли в определенный срок для погашения задолженности по ранее привлеченным заемным средствам (включая неплатежи в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, работникам или поставщикам);
- определение
перечня потенциальных конкурентов. При
осуществлении этого мероприятия необходимо
выявить существующих и потенциальных
конкурентов, деятельность которых может
в наибольшей степени повлиять --
- на основе имеющейся информации о предприятиях - конкурентах, их деятельности в прошлом, персональных особенностей их руководящих работников, организационной структуры, планов развития и т.д. определяется основная цель в сфере ценообразования, анализируются преимущества и недостатки, имеющиеся в производстве и сбыте продукции конкурентов, например с точки зрения репутации у покупателей, качества продукции, ассортимента и т.д.
Вторым этапом процесса разработки ценовой политики стратегии является стратегический анализ. В ходе его выполнения ранее собранная информация подвергается соответствующему анализу:
- финансовый анализ. Проведение финансового анализа основывается на информации о возможных вариантах цены, продукте и затратах на его производство, о возможном выборе того сегмента рынка, в котором предприятие может завоевать покупателей более полным удовлетворением их требований, либо по другим причинам у него есть предпочтительные шансы устойчивых конкурентных преимуществ.
Финансовый анализ позволит определить предприятию наиболее предпочтительный и выгодный сектор рынка:
а) удовлетворение покупателей в продукции более высокого уровня и качества, чем у конкурентов посредством дополнительных затрат со стороны предприятия;
б) удовлетворение покупателей в продукции того же уровня, как у конкурентов, путем усовершенствования организации и технологии производства, т.е. с меньшими затратами со стороны предприятия.
При
этом рассматривается величина чистой
прибыли от производства (продаж) единицы
каждого вида продукции при существующей
цене, величина роста объема продаж
каждого вида продукции в случае
снижения ее цены и при условии
увеличения общей величины чистой прибыли
предприятия, а также предельное сокращение
объема продаж продукции предприятия
в случае повышения ее цены, при котором
общая сумма чистой прибыли предприятия
упадет до существующего уровня;
- сегментный анализ рынка. В ходе этого анализа определяется, как наиболее выгодно дифференцировать цены на продукцию, выпускаемую предприятием, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен продукции и по уровню затрат предприятия для наиболее адекватного удовлетворения требований покупателей из различных сегментов.
Заблаговременно определяется состав покупателей в различных сегментах рынка, определяются границы между отдельными сегментами для того, чтобы установление предприятием пониженных цен на свою продукцию в одном из сегментов не мешало установлению более высоких цен в других сегментах. Также осуществляется дифференцирование цен по сегментам рынка после предварительного анализа требований действующего законодательства по вопросам ценообразования;
-
анализ конкуренции. Целью такого анализа
является оценка (прогнозирование) возможного
отношения конкурентов к намечаемым изменениям
цен на продукцию и тех конкретных мер,
которые они могут предпринять в ответ.
На этой основе пытаются определить влияние
ответных мер конкурентов на уровень прибыльности
и эффективность той ценовой стратегии,
которую предприятие предполагает осуществлять
на рынке. Определяются также уровни продаж
и прибыльности каждого вида продукции,
которые предприятие реально может достичь
с учетом возможной реакции конкурентов,
изыскать меры воздействия на конкурентов
в целях достижения результатов своей
ценовой стратегии и снижения потерь от
конкурентной борьбы. Кроме того, определяются
возможности предприятия в повышении
гарантированности достижения своих целей
по объемам и прибыльности продаж продукции
за счет сосредоточения усилий на тех
целевых сегментах рынка, где ему легче
добиться устойчивого конкурентного преимущества,
а также выявить те сегменты рынка, в которых
стратегически рационально прекратить
расходование ресурсов (например, отказаться
от производства предназначенной для
этих сегментов рынка продукции).
Заключение
Написав курсовую работу, я могу сделать некоторые выводы. В работе я осветил вопросы: что такое цена, цели и виды ценовой политики, модели ценообразования, ценовые стратегии, а так же попытался разобрать этапы разработки ценовой политики.
Я считаю, данный вопрос интересным не только с позиции получения прибыли и выживания на рынке данного предприятия, но и важным при определении приоритетов в технической политике в целом. Ведь хотя все технические решения определяются инженерным персоналом предприятий, эффективность всех нововведений проверяется рынком через цену реализации продукции.
Установление цены – один из важных элементов экономики предприятия, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.
Цены
находятся в тесной зависимости
со всеми составляющими
С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов хозяйственного рыночного механизма. Один из наиболее значимых аспектов функционирования предприятия (фирмы) в рыночной среде является формирование стратегии ценообразования. Она представляет собой обоснованный выбор из нескольких возможных вариантов цены (или перечня цен) такого, который способствовал бы наиболее эффективному решению стоящих перед предприятием задач в текущем и долгосрочном периоде.
Выбор стратегии ценообразования и политики цен предприятия основан на оценке приоритетов его деятельности. Различные стратегии противоречивы. Принятие одной из них, как правило, ведёт к отрицанию преимуществ другой. Так, выбор стратегии на увеличение доли рынка в реализации продукции предприятия большей частью связан с некоторым снижением цен относительно цен конкурентов. А это ведёт к уменьшению доходов, что может оказаться нежелательным для предприятия.
Следовательно,
реальная оценка конъюнктуры рынка,
условий сбыта и возможностей
предприятия чаще всего приводят к
выводу об ориентации в его практической
деятельности на смешанные стратегии
ценообразования. Однако и в этом случае
возникает проблема в соотношении и сферах
применения той или иной стратегии ценообразования.
Оценка стратегии ценообразования требует
проведения глубокой аналитической работы,
постоянного осуществления маркетинговых
и ценовых исследований.
Список
использованной литературы
1) Абрютина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие. – 3-е изд., испр., - М.: «Дело и сервис», 2002г.
2) Баздникин А.С., Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004г.
3)
Каратошова В.П., Приходько А.В., Экономика
организации (предприятия):
4) Макконел К.Р. Экономикс: Учебник/- Москва, 2001 г.;
5) Маренков Н. Л. ,Цены и ценообразование. – М., 2005г
6) Салимжанов И.К., Цены и ценообразование: Учебник / – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003г.
7) Сафронова Н.А. Экономика предприятия: Учебник/ – М.: Экономисть, 2003г.
8) Хлусов В.П., Основы маркетинга, Москва, 2004г.
9) http://www.costinfo.ru
10) http://www.cfin.ru
11) http://bibl.tikva.ru
12) http://slovari.yandex.ru
Информация о работе Сущность и цели ценовой политики предприятия