Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:50, курсовая работа
Финансовое планирование – это подситема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.
В бюджетных организациях
и учреждениях применяются
К свободным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса; суммы дефицитов бюджетов; отношение (в процентах) доходов, расходов, дефицита (профицита) государственного бюджета к валовому внутреннему (национальному) продукту.
На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государства, их распределение через государственный бюджет и другие финансовые планы, рентабельность различных отраслей национального хозяйства и долю дохода, мобилизуемую в бюджет. Для получения обобщающей оценки эффективности формирования финансовых ресурсов государства служат показатели, характеризующие отношение объема финансовых ресурсов к валовому национальному продукту.
При исчислении финансовых показателей используется нормы и нормативы. Норматив – количество ресурсов в пределах, установленных норм, расчетно-обоснованные величины затрат или распределения ресурсов. Норма, как правило, характеризует начальное, единичное измерение, а норматив – это показатель норм, в соответствие, с которым производится работа. Например, различается норма оборотных средств и нормативов оборотных средств.
Нормы и нормативы выражаются в относительных или абсолютных величинах (процентах, коэффициентах, натуральных единицах измерения продукции, времени, денежном измерении).
В финансовом планировании применяются минимальные, средние и максимально предельные нормы и нормативы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Нормы и нормативы
предназначены для научного
В сводном финансовом планировании используются преимущественно средние нормы и нормативы, в планировании финансовых результатов конкретных хозорганов – индивидуальные.
Финансовые нормы и нормативы подразделяются также на утверждаемые и расчетные. Утверждаемые устанавливаются действующим законодательством, расчетные используются при полном планировании. К утверждаемым относятся ставки налогов, нормы отчислений на социальные нужды, во внебюджетные фонды; к расчетным – нормы отчислений и нормативы образования фондов и другие, регулирующие финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.
Различаются также единые нормы и нормативы, например, нормы амортизационных отчислений для разных хозобъектов и отраслей, и дифференцированные – нормы и нормативы оборотных средств, которые неодинаковы у разных хозяйствующих субъектов.
Многие финансовые показатели
одновременно являются нормами, нормативными
или лимитами: например, уровень
рентабельности, наименование разных
финансовых фондов является и показателем,
и нормативам или лимитом. Таким
образом, наблюдается тесное переплетение,
взаимосвязь и взаимодействие этих
подвижных элементов
Рыночные отношения в
национальном хозяйстве предполагают
развитие финансового планирования,
усиление его взаимодействия с методами
рыночного регулирования
Важное место в регулировании
занимает индикативное планирование,
в процессе которого определяются общие
контуры желаемого развития экономики.
Неотъемлемой его частью является индикативное
финансовое планирование, главная цель
которого – определение предполагаемого
объема и направления финансовых
ресурсов для обеспечения
Индикативные финансовые
планы имеют рекомендуемый
Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается,
во-первых, необходимости
соблюдения экономического равновесия
по разным системам, показателям. Во-вторых,
индикативный план должен обеспечивать
необходимые структурные
Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов.
Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость разработки новых методов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменения содержании финансового планирования, можно выделить следующие:
расширение самостоятельности
в использовании собственных
средств и повышение
расширение сферы
в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.
Мероприятия в бюджетном
планировании направлены на создание
эффективной системы
Внедрение метода бюджетирования,
ориентированного на результат, позволит
повысить эффективность и
Данный метод дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
Парламент республики рассматривает
лишь республиканские бюджеты, не касаясь
финансовых ресурсов региона. Поэтому
возрастает роль территориального сводного
финансового баланса в переводе
территорий на принцип самофинансирования.
Решение об автономизации бюджетного
процесса на всех уровнях является
шагом в расширении прав областей
и других территориально-
Поскольку производство и
финансы в условиях рынка находятся
под воздействием быстро меняющейся
рыночной конъюнктуры, плановые периоды
не могут быть предположительными.
Финансовые планы в условиях переходного
периода становятся в большей
степени прогнозами. Характерные
для этого периода
Финансовое и бюджетное планирование должно строится на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства.
В Казахстане принята система
государственного планирования, при
которой разрабатываются, реализуются,
проводятся мониторинг, оценка и контроль
Стратегического плана развития
Республики Казахстан, Прогнозной схемы
территориально-
В Системе государственного планирования предусмотрена разработка концепций и доктрин.
Концепция является документом,
который отражает видение развития
определенной сферы, отрасли, обоснование
соответствующей
Концепция утверждает или одобряется Президентом, Правительством либо консультативно-совещательным органом.
Доктрина – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов по определенному вопросу.
Стратегические и программные
документы – Стратегический план
развития Республики Казахстан, Прогнозная
схема территориально-
Разработкой является процесс анализа, моделирования, формирования, формирования видения и определения приоритетов, целевых индикаторов, стратегических целей, задач и путей их достижения, ресурсного обеспечения стратегических планов государственных органов.
Реализацией является процесс достижения заданных целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов.
Мониторингом является сбор, систематизация, анализ и обобщение отчетов и другой информации о ходе реализации стратегических и программных документов, стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов. Целью мониторинга стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов.
Оценкой стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов является определение степени достижения результативности и эффективности реализации стратегических документов, стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов.
Контролем является осуществление
анализа полноты и
Информация о работе Сущность финансового планирования и прогнозирования