Сущность финансового планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование – это подситема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.83 Кб (Скачать)

В бюджетных организациях и учреждениях применяются показатели расходов в целом и по отдельным  элементам: категориям, классам, подклассам, спецификам.

К свободным финансовым показателям  относятся показатели доходов и  расходов бюджетов, а также их отдельных  составляющих и их удельные веса; суммы  дефицитов бюджетов; отношение (в  процентах) доходов, расходов, дефицита (профицита) государственного бюджета к валовому внутреннему (национальному) продукту.

На уровне национального  хозяйства финансовые показатели характеризуют  объем и структуру финансовых ресурсов государства, их распределение  через государственный бюджет и  другие финансовые планы, рентабельность различных отраслей национального  хозяйства и долю дохода, мобилизуемую в бюджет. Для получения обобщающей оценки эффективности формирования финансовых ресурсов государства служат показатели, характеризующие отношение объема финансовых ресурсов к валовому национальному продукту.

При исчислении финансовых показателей используется нормы  и нормативы. Норматив – количество ресурсов в пределах, установленных норм, расчетно-обоснованные величины затрат или распределения ресурсов. Норма, как правило, характеризует начальное, единичное измерение, а норматив – это показатель норм, в соответствие, с которым производится работа. Например, различается норма оборотных средств и нормативов оборотных средств.

Нормы и нормативы выражаются в относительных или абсолютных величинах (процентах, коэффициентах, натуральных единицах измерения продукции, времени, денежном измерении).

В финансовом планировании применяются минимальные, средние  и максимально предельные нормы и нормативы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

 Нормы и нормативы  предназначены для научного обоснования  финансовых планов, программ, поскольку  исчисляются путем исследований  и экспериментальных проработок  экономических процессов, прогрессивных направлений технического развития, организации производства и труда; при этом применяются аналитические, статистические и математические методы вычислений норм и нормативов.

В сводном финансовом планировании используются преимущественно средние  нормы и нормативы, в планировании финансовых результатов конкретных хозорганов – индивидуальные.

Финансовые нормы и  нормативы подразделяются также  на утверждаемые и расчетные. Утверждаемые устанавливаются действующим законодательством, расчетные используются при полном планировании. К утверждаемым относятся ставки налогов, нормы отчислений на социальные нужды, во внебюджетные фонды; к расчетным – нормы отчислений и нормативы образования фондов и другие, регулирующие финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Различаются также единые нормы и нормативы, например, нормы  амортизационных отчислений для  разных хозобъектов и отраслей, и  дифференцированные – нормы и  нормативы оборотных средств, которые  неодинаковы у разных хозяйствующих  субъектов.

Многие финансовые показатели одновременно являются нормами, нормативными или лимитами: например, уровень  рентабельности, наименование разных финансовых фондов является и показателем, и нормативам или лимитом. Таким  образом, наблюдается тесное переплетение, взаимосвязь и взаимодействие этих подвижных элементов финансового  механизма в процессах планирования и прогнозирования финансовых результатов  хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления совершенствования финансового планирования

 

Рыночные отношения в  национальном хозяйстве предполагают развитие финансового планирования, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Рыночные отношения на ряду со стихийными  несут в себе и регулирующие начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций. В этих условиях безусловно необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого – финансовое планирование.

Важное место в регулировании  занимает индикативное планирование, в процессе которого определяются общие  контуры желаемого  развития экономики. Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого – определение предполагаемого  объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого  развития.

Индикативные финансовые планы имеют рекомендуемый характер. Это достигается путем использования  экономических инструментов – регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых  ставок и льгот, ускоренной амортизации. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального  банка, нормы амортизационных отчислений.

Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается,

во-первых, необходимости  соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям. Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения  в национальном хозяйстве, в том  числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической  и социальной политики; это могут  быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности  продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

Индикативное планирование осуществляется также на местном  уровне. Здесь также обязателен принцип  согласования и интересов государства, территории, хозяйствующих субъектов.

Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость разработки новых методов финансового планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющих изменения содержании финансового планирования, можно выделить следующие:

расширение самостоятельности  в использовании собственных  средств и повышение ответственности  хозорганов за результаты финансово-хозяйственной  деятельности; введение новых налоговых  принципов распределения дохода выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;

расширение сферы использования  товарно-денежных отношений требует  разработки методов поддержания  сбалансированности платежеспособного  спроса с материальным покрытием  в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансирования  сводных экономических показателей  по метериально-вещественному и финансово-стоимостному составу;

в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность  местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Мероприятия в бюджетном  планировании направлены на создание эффективной системы государственного управления бюджетными ресурсами, устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, общественно  значимых результатов. Бюджетная система  должна быть не формально, а фактически единой, с точки зрения выполнения нормативно установленных принципов  и правил.

Внедрение метода бюджетирования, ориентированного на результат, позволит повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести гармонизацию стратегических, среднесрочных  планов развития с бюджетными планами, высвободить финансовые ресурсы  за счет их оптимизации для усиления социальной и инвестиционной составляющей бюджета. Бюджетирование, ориентированное  на результат – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.

Данный метод дает возможность  соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных  результатов и их качество.

Парламент республики рассматривает  лишь республиканские бюджеты, не касаясь  финансовых ресурсов региона. Поэтому  возрастает роль территориального сводного финансового баланса в переводе территорий на принцип самофинансирования. Решение об автономизации бюджетного процесса на всех уровнях является шагом в расширении прав областей и других территориально-административных образований в планировании зависимости  от результатов деятельности и поступления  доходовна соответствующей территории.

Поскольку производство и  финансы в условиях рынка находятся  под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды  не могут быть предположительными. Финансовые планы в условиях переходного  периода становятся в большей  степени прогнозами. Характерные  для этого периода неустойчивость динамики производства, неналаженности маркетинга и другие труднопредсказуемые явления в хозяйственных связях и денежных отношениях приводят к сокращению периодичности разработки финансовых планов с 5 лет до 1 года. Рабочими планами становятся квартальные; в дополнение к ним требуется разработка и оперативных финансовых планов на 10-30 дней.

Финансовое и бюджетное  планирование должно строится на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства.

В Казахстане принята система  государственного планирования, при  которой разрабатываются, реализуются, проводятся мониторинг, оценка и контроль Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы  территориально-простраственного развития страны, государственных органов.

В Системе государственного планирования предусмотрена разработка концепций и доктрин.

Концепция является документом, который отражает видение развития определенной сферы, отрасли, обоснование  соответствующей государственной  политики и включает основные принципы и общие подходы этой политики.

Концепция утверждает или  одобряется Президентом, Правительством либо консультативно-совещательным  органом.

Доктрина – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов  по определенному вопросу.

Стратегические и программные  документы – Стратегический план развития Республики Казахстан, Прогнозная схема территориально-пространственного  развития страны, государственные программы, программы развития территорий и  стратегические планы государственных  органов представляют собой целостную  систему, где необходимость и  правомерность разработки документов нижестоящего уровня вытекают из документов, стоящих на уровне выше, а разработка, реализация, мониторинг, оценка и контроль документов, стоящих на уровне выше, осуществляются на основе документов нижестоящих уровней.

Разработкой является процесс  анализа, моделирования, формирования, формирования видения и определения  приоритетов, целевых индикаторов, стратегических целей, задач и путей  их достижения, ресурсного обеспечения  стратегических планов государственных  органов.

Реализацией является процесс  достижения заданных целей, целевых  индикаторов, задач, показателей результатов  стратегических и программных документов, стратегических планов государственных  органов.

Мониторингом является сбор, систематизация, анализ и обобщение отчетов и другой информации о ходе реализации стратегических и программных документов, стратегических и программных  документов, стратегических планов государственных органов. Целью мониторинга стратегических и программных документов, стратегических планов государственных органов.

Оценкой стратегических и  программных документов, стратегических планов государственных органов  является определение степени достижения результативности и эффективности  реализации стратегических документов, стратегических и программных документов, стратегических планов государственных  органов.

Контролем является осуществление  анализа полноты и своевременности  исполнения документов Системы государственного планирования в том числе путем плановых и внеплановых проверок с целью выявления, устранения и недопущения нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность финансового планирования и прогнозирования