Сущность финансового планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование – это подситема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 49.83 Кб (Скачать)
  1. Сущность финансового планирования и прогнозирования

 

Финансовое планирование – это подситема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство опосредствованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Содержание финансового  планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений экономическими субъектами и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Непосредственным объектом финансового планирования выступает  образование и распределение  доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Целью финансового  планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов  материально-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового  планирования:

  1. Определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины;
  2. Установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными структурами, отраслями, отраслями национального хозяйства и административно-территориальными подразделениями;
  3. Определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование является важнейшей функцией управления экономической и ее звеньями. Оно  осуществляется органами государственной  власти и управления, а также всеми  хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами.

В рыночных условиях ведения  хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как  прогнозирование в связи с  неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые конечные результаты хозяйствования. Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специального научного исследования. Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого-либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании – это возможное совершенствование финансовых отношений, объект  - финансовый ресурс, процесс – движение денежных средств.

План – система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели заданий, определяющих порядок, сроки  и последовательность осуществления  действий или мероприятий. Планирование – процесс, охватывающий собственно разработку плана, организацию его  выполнения и контроль исполнения. В рыночном системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование, оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

В системе социально-экономического прогнозирования финансовое планирование играет активную роль. При разработке финансовых планов проверяется степень напряженности производственных заданий, являются возможности увеличения финансовых ресурсов за счет более полного использования производственных мощностей по выпуску продукции и улучшение ее качества, резервов снижения издержек и сокращения непроизводительных потерь. Рассматриваются также пути уменьшения потребности в денежных средствах а учетом вовлечения в производство имеющихся материальных ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения сметной стоимости строительства, сокращения расходов на содержание аппарата управления и т.д. Таким образом, финансовое планирование, с одной стороны – орудие управления финансовыми ресурсами, с другой – активное средство воздействия на процесс общественного производства.

Повышение эффективности  системы государственного управления бюджетными ресурсами, развитие устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов проводится посредством метода бюджетирования, ориентированного на результат – то есть, метода планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств. Показатели результата – совокупность прямых и конечных результатов, показателей эффективности и качества бюджетных программ, характеризующая деятельность государственного органа по реализации стратегического плана и бюджетных программ. Выделяются два аспекта результативности: прямой результат – количественная характеристика объема оказываемых государственным органом государственных услуг в пределах предусмотренных ему бюджетных средств, достижение которой полностью зависит от деятельности государственного органа; конечный результат – целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов.

В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы: сочетание централизованного и децентрализованного подходов, единство, непрерывность.

Первый принцип означает органическое сочетание двух начал: централизованного финансового  планирования с максимальным развитием  творческой местной (низовой) инициативы при составлении финансовых планов. Централизованное финансовое планирование позволяет государству проводить  единую финансовую политику, целенаправленно  руководить распределением и перераспределением финансовых ресурсов в масштабе государства. Деценрализм в финансовом планировании способствует развитию творческой активности производственных единиц в местных органов власти в составленной реальных планов и их выполнении, в изыскании резервов роста производства и повышения его результативности.

Важное значение приобретает  переход к экономическим методам  управления финансами регионов на основе долговременных нормативов, устанавливающих  зависимость бюджетов местных органов  власти от результатов деятельности субъектов хозяйствования , расположенных на их территории. Одновременно необходимо последовательное укрепление общегосударственных финансов, повышение устойчивости доходной части государственного бюджета, его роли в усилении социальной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности.

Принцип единства находит  выражение в тесной взаимосвязи  взаимозависимости финансового планирования с экономическими и социальным планированием. В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. В то же время в ходе финансового планирования уточняются установленные параметры развития объекта, проверяются балансовые связи отдельных элементов и разделов плана экономического и социального развития. Единство финансового планирования означает также тесную взаимосвязь всех видов финансовых планов. Показатели финансовых планов вышестоящих организаций включает плановые проектировки подведомственных субъектов. Финансовые планы, составляемые на государственном уровне (государственный бюджет) базируются на показателях финансовых планов предприятий и организаций местных органов управления.

Принцип непрерывности планирования предполагает тесную увязку перспективных  и годовых (текущих)  финансовых планов, что достигается продлением рока действия перспективных планов и  уточнением их задач в годовых  планах. Непрерывность финансового  планирования позволяет ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами, лучше ориентировать хозяйственные связи между текущими и перспективными планами, лучше ориентировать хозяйственные организации, определяя реальные перспективы их развития.

В финансовом планировании используются следующие методы:

  1. Расчетно-аналитический метод состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.
  2. Метод экспертных оценок – предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов – экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.
  3. Нормативный метод позволяет рассчитывать плановые финансовые показатели на основе установленных норм и нормативов.
  4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

Соблюдение требований финансового баланса позволяет предупредить возникновение диспропорций между затратами и доходами предприятия, отрасли, бюджетов всего национального хозяйства; определить необходимые темпы пропорции развития народного хозяйства; определить необходимы темпы и пропорции развития народного хозяйства; всесторонне их обосновать с учетом мобилизации внутренних ресурсов.

  1. Программно-целевой метод получает развитие в условиях рынка как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:

Установление приоритетов;

Повышение эффективности  расходования средств;

Прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного  варианта.

  1. Экономико-математические методы с использованием ЭВМ применяются в случаях многовариантности расчетов, для выбора наилучших решений.

В финансовом планировании исторически сформировались следующие  организационные принципы: ведомственный, отраслевой, территориальный и предметно-целевой.

Ведомственный и отраслевой принципы были характерны для периода централизованного управления экономикой с ее жесткими, командными методами. В условиях рыночной экономики  большее применение получают территориальный и предметно-целевой принципы.

Применение территориального финансового планирования позволяет  определить финансовые ресурсы отдельных  административно-территориальных единиц, способствуют поставить зависимость  объема ресурсов от результатов хозяйственной  деятельности; в случае недостатка  ресурсов  по объективным причинам возможно их перераспредение через централизованные фонды для обеспечения приемлемого социального развития региона.

Предметно-целевой принцип  в финансовом планировании направлен  на конкретное формирование и использование  финансовых ресурсов для обеспечения  определенной экономической, социальной, экологической, культурной и других программ, независимо от источников происхождения  ресурсов.

Составление финансовых планов осуществляется по этапам.

На первом этапе планирования поводится экономический анализ выполнения финансовых показателей  за отчетный период. Анализ финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансовых показателей проводится во взаимной увязке с производственными  данными. Сопоставление плановых поступлений и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет вскрыть причины неполной аккумуляции средств, определить степень эффективности их использования, выявлять внутрихозяйственные резервы.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов  и расходов на планируемый период по основным группам доходов и расходов на основе показателей планов и программ социального и экономического развития.

На третьем этапе отдельные  задания, статьи увязываются в единое целое, балансируются. Если предусмотренные  мероприятия и плановые задания  не согласуются с денежными ресурсами, изыскивают источники увеличения доходов  и накоплений, определяются пути более  эффективного их использования, а в  некоторых случаях – прямое сокращение отдельных видов расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система финансовых планов

 

Основным документом финансового  планирования выступает финансовый план, представляющий собой взаимосвязанную  систему показателей образования  и использования, в будущем периоде, денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей, систем, регионов и государства. Финансовые планы показывают обеспеченность субъектов национального хозяйства финансовыми ресурсами.

План и планирование действует  не изолированно, а в составе единого  целостного механизма хозяйствования. План, взятый сам по себе и не дополненный  соответствующим механизмом реализации, не может быть действенным инструментом управления. Механизм реализации плана  – организационные формы управления, система экономических рычагов  и стимулов, способы организации  оборота ресурсов национального  хозяйства. Правовой режим хозяйствования.

Информация о работе Сущность финансового планирования и прогнозирования