Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция

Описание работы

1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

1.                  Собственные средства Национального банка Республики Беларусь.

2.                  Привлеченные средства, в том числе: резервные требования; корреспондентские счета коммерческих банков в Национальном банке; счета юридических и физических лиц; депозиты юридических и физических лиц; кредиты, полученные от банков; кредиты, полученные от международных финансовых организаций и правительств других государств; валютные ссуды, полученные Национальным банком, правительством Республики Беларусь за рубежом; суммы иностранной валюты, приобретаемые Национальным банком на валютных рынках за счет денежной эмиссии; безвозмездные поступления в иностранной валюте в пользу Республики Беларусь и другие.

Кроме указанных источников, Национальный банк может приобретать СКВ на Межбанковской валютной бирже и напрямую у предприятий и банков. Средства фонда используются:

•       на стабилизацию денежной единицы Республики Беларусь и поддержание устойчивого обменного курса по отношению к иностранной валюте;

•       продажу, а также предоставление кредита и размещение в депозит банкам, расположенным на территории Республики Беларусь;

•       продажу и предоставление в кредит правительству Республики Беларусь;

•       выполнение денежных обязательств, принятых на себя Национальным банком в иностранной валюте;

•       покрытие государственных расходов в валюте по решению правительства в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

На нужды Национального банка Республики Беларусь расходуется валюта, приобретенная за счет прибыли Национального банка.

Национальный банк Республики Беларусь может размещать свободные остатки средств фонда в иностранных банках.

В Национальном банке Беларуси валютные средства Государственного фонда золотовалютных резервов используются по двум направлениям:

а) в качестве иностранных резервов Национального банка;

б) в качестве внутренних кредитных ресурсов.

Размещение валютных средств осуществляется Департаментом валютно-экономического регулирования в соответствии с денежно-кредитной политикой Национального банка, согласованной с Международным валютным фондом, намеченными квартальными количественными показателями роста (снижения) валовых и чистых иностранных активов, объемов кредитной поддержки банков-резидентов в иностранной валюте с целью кредитования экономики (с учетом определенных объемов совокупной денежной массы),

Размещение валютных средств за рубежом. Иностранные резервы (активы) в свободно конвертируемой валюте представляют собой валютные средства, размещенные в высоколиквидной форме в зарубежных банках. При этом департамент придерживается определенной структуры размещения, которая сводится к следующему:

1)  75—80 % от общей суммы активов Национального банка в зарубежных банках — на текущих счетах, в специальных трастовых фондах в соответствующих банках, а также в государственных облигациях, имеющих высокую степень ликвидности;

2)  20—25 % — в краткосрочных (до двух недель) депозитах в соответствующих банках.

Общегосударственные финансы внешнеэкономической деятельности используются по многим направлениям. Среди них.

1. Для проведения мероприятий по поддержанию устойчивого обменного курса денежной единицы Республики Беларусь по отношению к иностранной валюте.

2. Для продажи, а также предоставления кредитов и размещения в депозитах банкам, расположенным на территории Республики Беларусь.

3. Для продажи и предоставления в кредит правительству Республики Беларусь.

4   Для выполнения денежных обязательств, принятых на себя Национальным банком в иностранной валюте.

5. Для покрытия государственных расходов в иностранной валют по решению правительства в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Пропорции эти могут меняться в пользу размещения в ликвидных инструментах. При размещении в банках должен соблюдаться принцип диверсификации, то есть - в нескольких банковских структурах и финансовых организациях разных стран.

Свободные валютные средства общегосударственных финансов внешнеэкономической деятельности могут размещаться и на внутреннем рынке.

При размещении внутри страны доля валютных средств, размещаемых на долгосрочной основе (от 1 до 5 лет), не должна превышать 30% от всех валютных средств, размещаемых в банках - резидентах.

Общая сумма валютных средств, выделяемых одному банку резиденту, должна находиться в пределах 50-100 % собственного капитала банка.

Средства общегосударственных ресурсов внешне экономической деятельности хранятся в виде: наличной иностранной валюты в кассе Национального банка; иностранной валюты на корреспондентских счетах; других ценностей (драгоценные металлы и камни, ценные бумаги в иностранной валюте и др.), находящихся в хранилищах Национального банка и других банков ( в том числе и за рубежом).

Расходование средств фонда золотовалютных резервов Республики Беларусь производится с учетом действующих нормативных положений.

Финансы внешнеэкономической деятельности также включают в себя финансы предприятий, организаций независимо от форм собственности.

Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий представляют собой экономическую категорию и используются для интеграции Беларуси в мировую экономику.

Специфика функционирования финансов внешнеэкономической деятельности предприятий обусловлена двумя основными факторами, действующими на них.

Во-первых, специфика механизма валютно-кредитного обслуживания внешнеэкономических связей предприятий состоит в том, что в настоящее время всем хозяйствующим субъектам республики предоставлено право выхода со своей конкурентоспособной продукцией на мировые рынки,

Во-вторых, создание механизма обеспечения внешнеэкономических связей предприятий во многом предопределяемся сложившейся системой международных расчетных и кредитных отношений Республики Беларусь,

Предоставление предприятию права самостоятельности выхода на внешний рынок, его внешнеторговая и валютная самостоятельность создают условия для повышения эффективности и конкурентоспособности экспорта и рационализации системы импорта. Теперь предприятия могут совершать экспортно-импортные операции за счет собственных и заемных (кредитных) валютных средств.

На уровне хозяйствующих субъектов валютные фонды создаются: во-первых, прежде всего для расчетов с внешними контрагентами за поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; во-вторых, учитывая значительную изношенность основных фондов, белорусские предприятия используют валютные средства для приобретения современной техники и технологии на западных рынках.

Основным источником поступлений иностранной валюты в Республику Беларусь является экспорт.

Вместе с тем, валютная выручка белорусских товаропроизводителей становится объектом распределения между государством и предприятиями, ее зарабатывающими.

Белорусское государство, как и многие другие страны, законодательно обязывает предприятия часть своей валютной выручки продавать на Межбанковской валютной бирже. (На практике от 30 до 40%). В условиях множественности курсов, что было характерно Республике Беларусь до середины 2000 года, предприятиям было невыгодно продавать иностранную валюту по официальному курсу, так как он был значительно ниже рыночного курса.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий не сводятся только к созданию децентрализованных валютных фондов. Предприятия могут получать дополнительные доходы от владения валютными средствами путем участия в операциях с валютными ценностями. При наличии соответствующего разрешения они могут осуществлять инвестиции в иностранных государствах.

Кроме того, предприятия также могут производить инвестиции в иностранные ценные бумаги, в связи с чем они имеют свой интерес в виде дивидендов.

Новая структура внешнеэкономических связей Республики Беларусь, в которых участвуют государственные; и негосударственные предприятия и организации, требует разработки принципиально нового механизма их валютно-кредитного обслуживания и управления.

Управление финансами внешнеэкономической деятельности государства и предприятий в Республике Беларусь осуществляется, через определенную совокупность государственных органов:

Первое звено - Совет Министров Республики Беларусь и Министерство иностранных дел. Совет Министров осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами, внешнеполитическую и экономическую деятельность с зарубежными странами.

Министерство иностранных дел выполняет в пределах своей компетенции координацию внешнеэкономической деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств республики, а также участников внешних экономических связей, расположенных на территории республики, в своей деятельности оно подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Второе звено - органы государственного планирования, финансирования и контроля валютной деятельности. Это: Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и Внешэкономбанк Республики Беларусь.

Все эти органы в той или иной степени осуществляют планирование валютной деятельности, разрабатывают проект платежного баланса, осуществляют методическое руководство в области валютной деятельности.

Третье звено - министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации, непосредственно участвующие в международных экономических отношениях и являющиеся органами локального управления финансами. Функции данных структур ограничены правомочиями своей валютно-финансовой деятельности.

В настоящее время Республика Беларусь использует возможности кредитных линий различных международных фондов и финансовых организаций. Работа в этом направлении продолжается.

 

3. Участие Республики Беларусь в международных финансовых организациях

 

В начале 90-х годов Республика Беларусь вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований является повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей и интеграции в мировую экономику.

В 1992 году Республика Беларусь стала членом трех крупнейших международных финансово - кредитных организаций: Мирового банка (Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства, по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития.

Членство в этих финансовых институтах обеспечивает определенный престиж для страны-участника. В то же время оно позволяет получить возможность, привлечения международных кредитов. Вместе с тем возникает определенная зависимость страны должника перед названными организациями.

Привлечение кредитов может осуществляться на льготных условиях. Срок кредитов может быть 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга - до 5 лет, процентная ставка - около 8 % годовых от суммы кредита у Международного банка реконструкции и развития, а у Международного валютного фонда в зависимости от тина предоставляемого займа - 2,5-7, 21 % годовых от суммы кредита, что ниже процентных ставок на мировых кредитных рынках. Предоплаты и платежных гарантий не требуется.

В то же время Международный валютный фонд оказывает своим членам финансовую помощь, продавая СДР или валюту других государств - членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.

Членство в этих организациях, кроме кредитов, позволяет получать техническую помощь. Она осуществляется посредством: направления миссий в центральные банки, министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь; посылку экспертов в эти органы на 2-3 года; проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Техническая помощь выражается в содействии международных финансовых органон странам - членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Она носит безвозвратный характер.

С использованием технической помощи Международного валютного фонда и Всемирного банка в Республике Беларусь создано казначейство при Министерстве финансов, проведена компьютеризация налоговых инспекций и целый ряд других проектов, связанных с перестройкой банковского сектора, улучшением экологии, повышением квалификации государственных служащих.

Назовем основные кредитные линии, предоставленные Республике Беларусь.

Кредиты международного валютного фонда. В период после вступления в него Республикой Беларусь было получено от Фонда кредитов на общую сумму 266 млн. долларов США в соответствии с квотой Беларуси в Фонде (около 533,5 млн. долларов США) по двум направлениям. Кредит около 200 млн. долларов США был предоставлен для улучшения платежного баланса республики. Он был использован для: закупки топливного мазута, автомобильного бензина, дизельного топлива, медицинского оборудования; обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ; поддержания обменного курса расчетных билетов Республики Беларусь; финансирования неотложных расходов республиканского бюджета через Национальный банк; финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий.

Информация о работе Сущность финансов