Сущность финансов как специфической экономической категории. Функции финансов. Сферы и звенья финансовой системы страны.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:57, лекция

Описание работы

Социально-экономическая сущность финансов
Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.
Термин –«finansia» возник в ХШ —XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.
Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.63 Кб (Скачать)

    В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и  независимым (аудиторским).

    Финансовая  система, ее сферы. Финансовые потоки

    Финансовая  система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются различные  денежные фонды, т. е. реализуются функции  финансов, Финансовая система состоит  из трех подсистем:

    государственных и муниципальных финансов;

    финансов  хозяйствующих субъектов;

    финансов  граждан.

    В зависимости от форм и методов  формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья.

    Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических  субъектов, участвующих в хозяйственной  жизни.

    Экономический субъект — это юридическое  или физическое лицо, являющееся носителем  прав и обязанностей. В современных  рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: 

    государство;

    регион;

    хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

    гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

    Государственные и муниципальные финансы состоят  из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

    Современная бюджетная система России максимально  приближается к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеральное  устройство, хотя для нее все еще  характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования  механизма бюджетного регулирования.

    Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое  содержание бюджета характеризуется  следующими основными взаимосвязями.  

    Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Государственному  кредиту в финансовой системе  присущи специфические формы  финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

    Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого  кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании  средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся  в его собственности. На общегосударственном  уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более  низких уровнях бюджетной структуры  имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.

    Вторая  подсистема — финансы хозяйствующих  субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий  и организаций, некоммерческих организаций  и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных  пенсионных фондов). Они обслуживают  процесс создания и распределения  общественного продукта и национального  дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть  доходов, которая в результате перераспределения  по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

    Каждое  звено финансовой системы выполняет  свои задачи и ему соответствует  особый аппарат управления движением  денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

    Финансы граждан тесно взаимосвязаны  с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения  и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов  — через систему финансово-кредитных  отношений 

    Взаимосвязь основных звеньев  финансовой системы  государства

    Одним из ярких проявлений денежных отношений  в финансовой системе может служить  комплекс финансовых потоков, обслуживающих  современное рыночное хозяйство. К  числу их специфических черт можно  отнести:

    наличие развитой банковской системы, через  которую эти по-. токи осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;

    межнациональный, международный, а в перспективе  всемирный характер переплетения, переливания  этих финансовых потоков, концентрация финансовых ресурсов в распоряжении ведущих стран мировой экономики;

    переплетение  вертикальных финансовых потоков с  горизонтальными, причем последние  становятся все более мощными, :; вовлекающими в оборот все большую  долю финансовых ресурсов;

    чрезвычайную  гибкость и быстроту переливания  финансовых \ потоков с помощью  новейших достижений НТР.

    Финансовые  потоки относятся к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические  процессы общественной жизни.

    Финансовые  потоки служат проявлением в стоимостном  форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных  органов, домашних хозяйств и обществен-- ных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.

    Финансовые  потоки все шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых  структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной схемы (Д — Т...П...Т1—Д') происходит по спекулятивной схеме (Д — финансовый рынок—Д1).

    В процессе финансового обслуживания потребности народного хозяйства  и населения образуются и функционируют  устойчивые

    и вместе с тем динамичные финансовые потоки. С одной стороны, они отражают источники формирования денежных ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, граждан, с другой стороны — использование  этих ресурсов. Между этими финансовыми  потоками существуют неразрывные связи. На практике балансирование доходов  и расходов — сложный процесс, на который воздействуют факторы  внутреннего и внешнего характера. Существуют неразрывные связи между  финансами граждан и хозяйственных  структур разного профиля, финансами  государственных и негосударственных  организаций, федеральными и региональными  финансами.

    Группировку финансовых потоков РФ целесообразно  провести по ряду следующих признаков.

    1.         По основному назначению, выполнению народно-хозяйственных функций. С этих позиций можно выделить постоянно действующие финансовые потоки между звеньями финансовой системы.

    2.         В территориальном разрезе:

    финансовые  потоки, обслуживающие федеральные  органы (централизация — сбор финансовых ресурсов и их распределение между  органами федерального управления, региональными  органами, отраслевыми структурами, зарубежными государствами);

    финансовые  потоки, обслуживающие субъекты РФ (внутрирегиональные финансовые взаимосвязи, движение финансовых ресурсов местного самоуправления);

    межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи  между регионами РФ;

    финансовые  взаимосвязи между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны;

    международные финансовые потоки.

    3.         По движению межотраслевых финансовых потоков.

    На  практике реализуются постоянно  действующие взаимосвязи по поставкам  товаров и услуг между предприятиями  разных отраслей, принимающих денежное выражение. Например, угольные шахты  и разрезы поставляют уголь для  электростанций и в свою очередь  потребляют в значительных размерах электроэнергию, производимую этими  станциями.

    Нарушение сроков взаимных поставок товар но-материальных ценностей между предприятиями разных отраслей приводит к нарушению производственного ритма, сокращению производства. За этими процессами стоят обычно несвоевременные платежи, нарушения нормального движения финансовых потоков.

    В условиях российской экономики жизненно необходимы мобилизация и наиболее эффективное использование резко  сократившихся финансовых ресурсов, а для достижения этой цели —  реализация определенных мер по их регулированию.

    Виды  финансовых отношений 

    Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается  на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием  денежных доходов и накоплений, принимающих  форму финансовых ресурсов.

    Определим основные субъектно-объектные связи в рамках вымюлнения финансами своих основных функций и ролей:

     1) отношения между государством, населением и предприятиями различной  формы собственности по поводу  формирования доходной части  государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;

    2)  отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту;

    3)  отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств;

    4)  отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.

    Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной  жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят  их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой  службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные  участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).

    Финансовые  отношения граждан возникают  при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников.

    Доходы  граждан

    Источники поступления денежных средств граждан

    Использование чистых доходов

    Налоги, сборы, пошлины

Информация о работе Сущность финансов как специфической экономической категории. Функции финансов. Сферы и звенья финансовой системы страны.