Стратегическое планирование как технология муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление направлений совершенствования системы стратегического планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотрение теоретических основ стратегического планирования (понятие, типы стратегии; сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования);
2) изучение особенностей стратегического планирования в МО «Биробиджанский муниципальный район».

Содержание

План.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Сущность понятия муниципального образования, стратегического планирования и стратегического управления…………………………………..5
1.2. Принципы и участники стратегического планирования……………….....5
1.3. Этапы и функции стратегического планирования…………………….…13
2. Стратегическое планирование МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………………………….21
2.1. Социально-экономическая характеристика МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………21
2.2. Исследовать систему стратегического планирования в МО…………….24
3. Направления совершенствования системы стратегического планирования…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложения

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование свеж.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

– улучшение общих условий для бизнеса,

– развитие определенных групп отраслей и производств,

– развитие инфраструктуры,

– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

Оценка и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

1)  социальную эффективность расходования средств;

2)  бюджетную эффективность расходования средств;

3)  эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.

 

4) Мониторинг стратегического плана.

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана.

В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

      стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,

      оценить степень достижения главной цели и целей стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,

      оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,

      поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг стратегического плана включает в себя три составные части:

-              Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

-               Мониторинг общих результатов реализации стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели.

-              Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).[14]

 

Таким образом, стратегическое планирование в государственном управлении является эффективным инструментом и основой менеджмента в осуществлении социально - хозяйственной деятельности.

Стратегическое планирование включает в себя постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.

Стратегическое планирование может быть задействовано в любых отраслях человеческой деятельности, с успехом использоваться в сфере управления, в том числе в государственном секторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        Стратегическое планирование МО «Биробиджанский муниципальный район».

2.1.     Социально-экономическая характеристика МО «Биробиджанский муниципальный район».

Сегодня муниципальный район включает в себя  шесть сельских поселений, которые объединяют двадцать населенных пунктов с численностью населения более 13,5 тысяч человек. Главной целью развития района является повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса, развития человеческого потенциала и формирования благоприятного социального климата и качественной среды проживания.

Положительная динамика увеличения количества жителей района за последние три года наблюдается за счет естественного прироста и миграционного притока населения. В целом уровень смертности в районе один из низких в области, а уровень рождаемости - один из самых высоких. Коэффициент рождаемости по итогам 2010 года составил 14,4, что выше среднеобластного (13,2), а коэффициент смертности - 12,7, что значительно  ниже среднеобластного (14,8).

Биробиджанский муниципальный район традиционно является аграрным. Несмотря на непростое положение агропромышленного комплекса в стране, в целом, и в районе, в частности, сельское хозяйство остается основой экономики района. Удельный вес с/х производства Биробиджанского района в валовом производстве с/х продукции области составил 24,1%. По направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» получено кредитов на сумму 39 млн. рублей. Сельхозпроизводители получают поддержку в виде субсидий, которая в 2010 году составила 17 млн. 185 тысяч рублей, что положительно отразилось на развитии производства. Общая посевная площадь во всех категориях хозяйств составляет 19 тыс. 452 га. Из всей площади занято зерновыми культурами 4 238 га, соей 11 158 га, картофелем 1 668 га, овощами 765 га. Валовой сбор сои в 2010 году составил 15 042 тонны, картофеля – 31 169 тонн, овощей – 13 674 тонны.

Но существуют негативные факторы, влияющие на отрасль и в целом социально-экономическое развитие территории.

1. Отсутствие комплексной системы мелиорации в районе;
2. Отсутствие достаточного количества предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;
3. Неразвитость малого бизнеса в сфере АПК; 
4. Отсутствие инновационных проектов и их разработок; 
5. Наличие высоких предпринимательских рисков в отрасли.

Развитие малого предпринимательства является мощным инструментом для создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников, социальной стабильности, увеличения налоговых поступлений в местный бюджет, обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест. В Биробиджанском муниципальном районе малый бизнес осуществляет свою деятельность в различных отраслях: сельское хозяйство, торговля и общественное питание, бытовые услуги, производство обуви, пищепереработка, грузоперевозки, пассажирские перевозки, обрабатывающее производство, ремонт автомобилей, строительство, производство и установка оконных блоков, изготовление мебели, производство кирпича.

Поддержка предпринимателей осуществляется путем проведения конкурсов, семинаров, разработки нормативных правовых документов, обучения кадров, консультационной, методической и организационной помощи для вновь создаваемых предпринимательских структур, а также действующим предприятиям и индивидуальным предпринимателям в их деятельности. В Биробиджанском муниципальном районе действует координационный Совет по вопросам развития малого предпринимательства. Осуществляется информационная поддержка малого бизнеса путем его пропаганды через средства массовой информации.

В августе 2010 года в соответствии с проведенными конкурсами в сферу жилищно-коммунального хозяйства района пришли новые организации. Объекты коммунальной инфраструктуры переданы им в эксплуатацию сроком на 25 лет. Данные условия аренды дают предприятиям уверенность в завтрашнем дне. В ходе подготовки к отопительному периоду  2010/2011 годов новыми   предприятиями было выделено 30 млн. рублей на реконструкцию объектов жизнеобеспечения. Также в 2010 году из бюджетов муниципального района и сельских поселений на улучшение состояния систем теплоснабжения, водоснабжения выделено  более 16 млн. руб.
Были проведены работы по реконструкции 3 котельных с применением новых технологий, произведена замена тепловых (2,9 км) и водопроводных сетей (5,1 км). Приобретено два специализированных автомобиля для вывоза бытовых отходов.

Развитие территории невозможно без реформирования муниципальных финансов, эффективного использования бюджетного потенциала.
В 2009 году сумма налоговых и неналоговых доходов, без учета доходов от оказания платных услуг составила 27 млн. 100 тысяч рублей. В 2010 году сумма поступивших в бюджет налоговых и неналоговых доходов, без учета доходов от оказания платных услуг составила 38 млн. 900 тысяч рублей.
Динамика роста доходов положительна. Увеличение поступлений собственных доходов связано с более эффективным использованием муниципальной собственности.[3]

В условиях финансового кризиса отчетного периода денежные средства в первую очередь использовались на финансирование приоритетных направлений социально-экономического развития Биробиджанского муниципального района и безусловного выполнения принятых бюджетных обязательств. Важно было не допустить образования кредиторской задолженности по заработной плате и оплате коммунальных услуг за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

В структуре расходов бюджета муниципального образования наибольший удельный вес приходится на социальную сферу, что говорит о социальной направленности политики муниципалитета в целом. Вот несколько примеров: Образование. В данной сфере в 2009 году расходы составили 114 млн. 900 тысяч рублей, или 37,9 % от общей суммы расходов. В 2010 году – 119 млн. рублей, или 40,7 % от общих расходов. По отраслям «Здравоохранение и спорт». В 2009 году расходы составили 31 млн. 700 тысяч рублей, или 10,5 % от общей суммы расходов. В 2010 году - 41 млн. рублей, или 14,0 % от общих расходов.

Одним из главных направлений деятельности администрации района является обеспечение доступности образовательных услуг. В течение трех последних лет из местного бюджета в систему общего образования района поступили и освоены финансовые средства в сумме 359 млн. 142 тысячи рублей. Таким образом, расходы на систему образования ежегодно составляют почти 40 % от суммы годового бюджета муниципального района.

Особая роль отводится укреплению материально-технической базы медицинских учреждений Биробиджанского района. В последние годы в рамках реализации Программы «Социально-экономическое развитие муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» в данную сферу направлено более 10 млн. рублей

Руководством района в рамках Программы социально-экономического развития осуществляются планомерные последовательные действия, направленные на формирование грамотной долгосрочной политики развития территории. [2]

 

2.2.     Исследовать систему стратегического планирования в МО.

В соответствии с приоритетами регионального развития, выделенными в «Концепции стратегии социально-экономического развития России до 2020 года» ориентация на качественный сдвиг социально-экономического положения Еврейской автономной области требует концентрации усилий по четырем основным направлениям.

1. Обеспечение роста благосостояния населения и сокращение уровня бедности;
2. Эффективное функционирование системы здравоохранения;
3. Обеспечение качественной организации образовательных услуг;
4. Сохранение и осознанное использование культурного наследия района.

Развитие территории невозможно без реформирования муниципальных финансов, эффективного использования бюджетного потенциала. Исследуем таблицу доходов и расходов муниципального бюджета 2011 года (Приложение 3).

Сумма доходов муниципального бюджета в 2011 году составила 295937,2 тыс. рублей. Общая сумма расходов – 292535 тыс. рублей.

Рассмотрим более подробно структуру доходов таблице 1.

 

Таблица 1. Доходы местного бюджета за 2011 год.

 

Доходы муниципального бюджета

(тыс.руб.)

295937,2

(уд.вес.)

100%

Из них:

Налоговые

-НДФЛ

-Налог на совокупный доход

-ЕНВД

-ЕСН

-Государственная пошлина

-Задолженность и перерасчёты

по налогам и сборам

Неналоговые

-Доходы от использования государственного и муниципального имущества

-Платежи при пользовании природными ресурсами

-Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

-Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Безвозмездные поступления

-Дотации бюджетам субъектов РФ и МО

-Межбюджетные субсидии

-Субвенции бюджетам субъектов РФ и МО

-Иные межбюджетные трансферты

 

Доходы от предпринимательской деятельности

 

21500,2

 

 

 

 

 

 

 

19207,5

 

 

 

 

 

 

 

 

231050,5

 

 

 

 

 

24179

 

7,27

5,1

0,96

0,8

0,17

0,24

0,003

 

6,49

5,58

 

0,05

 

0,04

 

0,82

 

78,07

29,01

11,9

36,78

0,38

 

8,17

Информация о работе Стратегическое планирование как технология муниципального образования