Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление направлений совершенствования системы стратегического планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотрение теоретических основ стратегического планирования (понятие, типы стратегии; сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования);
2) изучение особенностей стратегического планирования в МО «Биробиджанский муниципальный район».
План.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Сущность понятия муниципального образования, стратегического планирования и стратегического управления…………………………………..5
1.2. Принципы и участники стратегического планирования……………….....5
1.3. Этапы и функции стратегического планирования…………………….…13
2. Стратегическое планирование МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………………………….21
2.1. Социально-экономическая характеристика МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………21
2.2. Исследовать систему стратегического планирования в МО…………….24
3. Направления совершенствования системы стратегического планирования…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и финансов
Допустить к защите
______________________________
подпись руководителя курсовой работы
«____» _____________20___г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бюджетное планирование и прогнозирование
на тему: Стратегическое планирование как технология муниципального образования
Автор курсовой работы: Викторова А.Ю.
Специальность: 060400 «Финансы и кредит»
Группа 7371
Работа защищена «_____» ___________________ 20___г.
С оценкой_______________________
Руководитель курсовой работы:
доцент кафедры экономики и финансов
_________________________ Л.Г. Зеленская
подпись
Биробиджан, 2011
План.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Сущность понятия муниципального образования, стратегического планирования и стратегического управления…………………………………..5
1.2. Принципы и участники стратегического планирования……………….....5
1.3. Этапы и функции стратегического планирования…………………….…13
2. Стратегическое планирование МО «Биробиджанский муниципальный район»………………………………………………………………
2.1. Социально-экономическая характеристика МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………21
2.2. Исследовать систему стратегического планирования в МО…………….24
3. Направления совершенствования системы стратегического планирования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время особое место в реализации функции планирования на муниципальном уровне отводится стратегическому планированию.
Муниципальные образования (МО) являются особой социально-экономической системой, от функционирования которой во многом зависит качество и уровень жизни населения, проживающего на соответствующей территории. Цели и задачи стратегического развития РФ повышают значимость МО в достижении стабильного жизнеобеспечения населения. В то же время они поднимают весь комплекс проблем, связанных с ресурсным обеспечением данного уровня государственной власти, необходимым объемом ответственности, передаваемым МО и выбором научно обоснованной и приемлемой для современного состояния России стратегии управления развитием МО.
Данная тема интересна, прежде всего, тем, что позволяет найти грамотный и четкий подход при принятии важных управленческих решений в области социально-экономического развития и сформировать собственную линию поведения с целью обретения максимальной социально-политической устойчивости.
Целью данной курсовой работы является выявление направлений совершенствования системы стратегического планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотрение теоретических основ стратегического планирования (понятие, типы стратегии; сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования);
2) изучение особенностей стратегического планирования в МО «Биробиджанский муниципальный район».
3) выявление направлений совершенствования системы стратегического планирования.
Объект исследования – стратегическое планирование как технология муниципального образования. Предмет – муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район».
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, МО «Биробиджанский муниципальный район», монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Сущность понятия муниципального образования, стратегического планирования и стратегического управления.
Впервые термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику Гражданским кодексом РФ. Однако ни в Конституции РФ, ни в Гражданском Кодексе прямых определений понятию «муниципальное образование» не дается. Определение муниципального образования приведено в ст. 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: «Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». При сопоставлении Конституции Российской Федерации и Гражданского Кодекса напрашивается вывод, что под муниципальным образованием следует понимать некую территорию, на которой проживает население, или часть городской территории (район в городе), приобретшие особый статус (статус муниципального образования), позволяющий им участвовать в гражданских правоотношениях, осуществлять самостоятельную социальную и экономическую политику.
Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти.
Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.
Перечислим эти признаки
1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.
Муниципальное управление — это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.[6]
Непременным атрибутом в системе муниципального управления являются нормативы, закладываемые в основу государственной политики выравнивания социального качества территорий. Нормативы, определяющие границы функционирования муниципалитета, следует разделить на следующие группы: по доходам (заработная плата, детские пособия, пенсии и т.д.), по обеспеченности жилой площадью, в т.ч. по строительным нормам, по техническому обслуживанию жилища (температура в квартире, наличие воды, газа и т.д.), по соблюдению льгот (по инвалидности, потери кормильца и т.д.), по профессиональной принадлежности и т.д. При этом соответствующие показатели могут быть разделены на два блока: материально-технический и функционально-территориальный. Содержание первого блока определяется состоянием муниципального фонда; опись имущества, находящегося в собственности муниципалитета, а также контролируемого местными органами власти, жилой и нежилой фонды, торговые места, строения, производственные объекты и т. д. К содержанию другого блока следует отнести реализацию функций жизнеобеспечения территории, заключающихся в экономической и технологической поддержке объектов материально-технической сферы и претворению в жизнь мероприятий, составляющих стратегию развития муниципалитета. Общую схему муниципального управления иллюстрирует рис.1 (см. приложение рис.1).
Располагающее соответствующей материально-технической сферой муниципальное образование участвует в реализации основополагающих направлений своей текущей политики, представленной в функционально-территориальной сфере, отображающей полномочия муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения. К наиболее характерным направлениям такой политики, определяющей основные категории расходных статей муниципалитета, следует отнести ЖКХ и жилищную политику; социальную помощь, в т.ч. помощь учреждениям социальной сферы; взаимодействие с общественными организациями по широкому кругу проблем местного значения; поддержание инженерной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения; благоустройство территорий; организация досуга, а также работа по информированию населения.
Разнообразие целей, положенных в основу муниципального управления, унифицируется общностью проявляющихся в текущей деятельности функций, лежащих в исключительной компетенции местных органов власти и направленных на удовлетворение первоочередных интересов членов местных территориальных общностей. В режиме реального функционирования органов государственного и муниципального управления в рамках каждого его элемента проявляются действия обеспечивающих воспроизводство этой структуры субъектов, сгруппированные в перечень типовых функций, способствующих этому воспроизводству. Состав этих функций отображает по сути дела идеальную модель поведения эффективного менеджера, воплощающего в своих действиях последовательное исполнение необходимого круга задач в разрезе полного производственного цикла. Взаимоотношение этих функций представлено на рис. 2. (см. приложение 1, рис.2).
Перечень функций задается порядком подготовки, принятия и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления. Благодаря функции планирования территориальное образование определяет перспективные направления своей деятельности, распределяет имеющиеся ресурсы в соответствии со сложившимися на различных территориальных уровнях потребностями и выработанными приоритетами.
На основе разработанных планов осуществляется организация деятельности государственных и муниципальных органов власти по исполнению запланированных целей и задач. Для реализации этой функции проектируется организационная структура управления территорией, определяется перечень функциональных подразделений аппарата управления, его территориальных уровней, избирается модель местного самоуправления.
Спроектированная таким образом организационная структура региональной власти является основой налаживания многоуровневой, внутренне дифференцированной схемы контроля, обеспечивающего своевременное и бесперебойное выполнение запланированных целей на основе тесного взаимодействия субъектов контроля, как со службами самого аппарата, так и находящимися на территории региона предприятиями и учреждениями. Функция контроля должна быть дополнена функцией мотивации, обусловливающей внутреннее стремление исполнителей действовать в соответствии с целями и задачами организации.
Организация деятельности государственных и муниципальных органов власти, налаженная схема контроля за реализацией основных функций управления выступают предпосылкой для принятия решений, главным критерием эффективности которых является, с одной стороны, соответствие планам, а с другой — предвосхищение результатов от выбранных вариантов решения, определяемых на основе проведенного прогноза, являющегося составной частью функции прогнозирования — важнейшего средства разработки и корректировки организационных планов.[7]
Особое место в реализации функции планирования на местном уровне отводится стратегическому планированию. Стратегическое планирование – составная часть всей системы стратегического управления. Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
В целом же задачи стратегического планирования сводятся к следующему:
1. Планирование развития муниципального образования.
2. Планирование собственной линии поведения на национальном рынке.
3. Улучшение социальной политики.
Таким образом основной задачей планирования является формирование максимальной социально-политической устойчивости.
Именно в русле стратегического планирования должна распределяться ресурсная база конкретной территории, должны определяться приоритеты общественного развития и вырабатываться механизмы достижения стратегических целей. Поэтому для того, чтобы превратиться в полноценный субъект стратегического планирования, гражданское общество на локальных территориях должно объединиться и сформулировать свои принципы взаимоотношения с местной властью в решении вопросов местного значения. Такая политика не может не соответствовать интересам государства и общества, гармонизируя их интересы вокруг повседневных нужд и забот конкретного человека.
Целесообразность в разработке стратегического плана развития региона возникает тогда, когда регионы, поставленные в ситуацию самоопределения, вызванную требованиями экономической самодостаточности и самообеспеченности, стремятся сформировать собственную линию поведения на национальном рынке с целью обретения максимальной социально-политической устойчивости. Стратегический план необходим для исполнения таких функций, как привлечение инвестиций; консолидация общества; консолидация интересов городских и региональных властей; выделение общественных приоритетов; совершенствование и рационализация системы управления.
Информация о работе Стратегическое планирование как технология муниципального образования