Стратегический контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

     IV. Их динамики соответствующей  функциональным изменениям (в зависимости  от изменения объема выпуска  продукции)

  • переменные затраты;
  • постоянные затраты;
  • смешанные затраты;

     V. По степени их усреднения

  • полные затраты;
  • затраты, включаемые в удельную (среднюю) себестоимость;

     VI. Их значимостью для планирования, контроля, и принятия решений

  • регулируемые и нерегулируемые затраты;
  • нормативные затраты;
  • приростные затраты;
  • затраты прошлого периода;
  • наличные выплаты;
  • значимые затраты (будущего периода);
  • затраты, включаемые в альтернативную стоимость;
  • релевантные затраты;
  • ирелевантные затраты. [28, c.194]

     Процесс принятия решения в ТОО «GSM Kazakhstan»  начинается с определения цели и задач, стоящих перед компанией. От этого зависит отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения. Управленческий учет обладает богатым набором приемов и методов, позволяющих обрабатывать и обобщать исходную информацию.

     На практике принятие решения в ТОО «GSM Kazakhstan» представяет собой оценку ряда альтернативных вариантов и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям предприятия.

     На  базе информации управленческого учета  контроллеры ТОО «GSM Kazakhstan» решают:

  • оперативные задачи:
  • определение точки безубыточности;
  • планирование ассортимента продукции (товаров), предназначенных для продажи;
  • определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора;
  • отказ или привлечение дополнительных заказов;
  • принятие решений по ценообразованию (имеет для предприятий особое значение в условиях конкуренции).

     На  этапе учета в ТОО «GSM Kazakhstan»  формируется внутренняя информация о деятельности организации для  конкретных нужд управления (совершенствование  производства, снижение затрат и т.п.). Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Это, в первую очередь, информация о затратах на производство по конкретным подразделениям, видам производимой продукции, статьям затрат, центрам ответственности и т.п.

     Речь  идет об оперативной информации, которая  обеспечивает исходные данные для формирования информации управленческого учета. Большая часть оперативной информации при нормальном ходе дел не представляет непосредственного интереса для руководителей ТОО «GSM Kazakhstan».

     Одной из наиболее важных функций управленческого  учета в ТОО «GSM Kazakhstan», является калькуляций себестоимости продукции, в том числе и планируемой  к выпуску.

     Выделяют  плановую, сметную, нормативную и  отчетную или фактическую калькуляции.

     Плановые  калькуляции определяют среднюю  себестоимость продукции или  выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляются они бухгалтерами ТОО «GSM Kazakhstan» исходя из прогрессивных  норм расхода сырья, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой является сметные калькуляции, которые составляются в ТОО «GSM Kazakhstan» на разовые монтажные работы для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

     Нормативные калькуляции составляются финансовой службой ТОО «GSM Kazakhstan» на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других, затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года - ниже. Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского учета ТОО «GSM Kazakhstan» о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводительные расходы.

     Калькулирование себестоимости продукции и услуг  в ТОО «GSM Kazakhstan» осуществляют различными методами. Различают простой, нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции. Простой метод применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

     Нормативный метод. Основная методика распределения расходов основана на нормативных (расчетных) ставках в процентах и сумм отклонений фактических расходов от нормативных. Для этого предварительно рассчитывают нормативную калькуляцию на изделие, составленную на основе нормативного набора расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов, нормативных расценок на изделие, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, рассчитанных на основе машино-часов работы оборудования и сметных сумм расходов на один машино-час работы, а также сметы накладных расходов. Затем согласно процентным отношениям исчисляют нормативные расходы. Отклонение нормативных расходов от фактических относят на изделия пропорционально суммам расходов на изделие. [29, c.127]

     Нормативный метод учета затрат на производство и калькуляции себестоимости  продукции, в основном, применяют  на предприятиях с массовым производством, хотя он может быть применен в мелкосерийном и индивидуальном производствах машиностроительной, металлообрабатывающей и др. отраслей экономики. Организацию работ по нормативному методу начинают с составления технологических и нормативных карт, в которых определяют расход материалов, заработной платы и другие затраты, связанные с извлечением дохода. На основе нормативных карт составляют нормативные калькуляции, в которых указана нормативная себестоимость единицы продукции.

     Сводный учет затрат на производство в ТОО  «GSM Kazakhstan» ведется в ведомости сводного учета затрат. Поскольку объектами калькуляции могут быть отдельные виды или группы однородных услуг, аналитические счета в ведомости открывают для учета затрат по изготовлению одного или нескольких видов однородной продукции. При учете затрат на производство одного вида услуги расчет по нормам за отчетный месяц (период) нормативной себестоимости выпуска в ведомости учета производства получают путем умножения норматива по каждой статье расхода на количество фактически оказанных услуг. При групповом учете затрат на однородных услуг для определения нормативной стоимости оказанных услуг составляют сводку нормативной стоимости каждого вида услуг, входящей в эту группу, и итог из этой сводки записывают в ведомость учета производства по статьям калькуляции. [30, c.207]

     Позаказный  метод. При использовании этого  метода учета затрат в ТОО «GSM Kazakhstan» все прямые затраты учитывают  в разрезе установленной номенклатуры статей но отдельным заказам. Данный вид калькуляции себестоимости  применяется при оформлении корпоративных клиентов ТОО «GSM Kazakhstan».

     Заказы  открывают в планово-производственном отделе компании на специальных бланках, которые затем поступают исполнителям заказов и бухгалтерию. Каждому  заказу присваивают код, который  проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим и др. Себестоимость заказа состоит из суммы затрат, связанных с его изготовлением. Фактическая себестоимость при позаказном методе будет определена после окончания заказа, до этого все затраты составляют незавершенное производство.

     Обеспечение лучших результатов работы ТОО «GSM Kazakhstan» при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом особенно тщательно должны анализироваться затраты, удельный вес которых в общей сумме затрат наибольший, а также затраты основных процессов производства при попроцессной системе учета затрат. Только периодический контроль таких затрат, оперативный анализ факторов, их обусловивших, исключают нерациональные траты. Поэтому анализ себестоимости в ТОО «GSM Kazakhstan», на сегодняшний день, является одним из наиболее актуальных способов, помогающим найти возможности повышения эффективности деятельности компании в целом и его отдельных участков в частности.

     Задачами  анализа себестоимости продукции  и услуг ТОО «GSM Kazakhstan» являются:

  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, затратам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

     Объектами анализа себестоимости продукции  являются следующие показатели:

     а) полная себестоимость произведенной  продукции в целом и по элементам  затрат;

     б) затраты на тенге произведенной  продукции;

     в) себестоимость производства отдельных  этапов работ (процессов);

     г) отдельные элементы и статьи затрат.

     При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции и услуг, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения в ТОО «GSM Kazakhstan» используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы ТОО «GSM Kazakhstan» по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологий, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

     Важным  в развитии калькуляционного учета  в ТОО «GSM Kazakhstan» можно считать организацию учета затрат в разрезе центров ответственности. Центры ответственности были задуманы как новое дополнение к системе учета «Стандарт-кост». Такая организация учета стала давать возможность использовать возникающие отрицательные и положительные отклонения фактических затрат от стандартных при оценке работы тех или иных менеджеров.

     Цель  учета по «центрам ответственности» состоит в закреплении расходов за руководителями компании и систематическом  контроль за соблюдением смет по каждому такому центру ответственности, что обеспечивало управление затратами и возможность получения показателей себестоимости с точностью, не меньшей, чем при традиционных способах.

     Имея  сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как  распределяются затраты между отдельными участками производства. Эта проблема решается в ТОО «GSM Kazakhstan» при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам ответственности за расходование средств. Он основан на принципе выделения центров ответственности согласно организационной структуре предприятия. Центр ответственности может быть определен как сегмент предприятия, менеджер которого индивидуально отвечает за его работу. В ТОО «GSM Kazakhstan» выделено три типа центров ответственности:

     1) центр затрат, где менеджеры несут  ответственность за расходы, которые  они контролируют;

     2) центр прибылей, где менеджеры  ответственны за доход от продаж и за расходы; например, подразделение компании, несущее ответственность за продажи и производство продукта;

Информация о работе Стратегический контроллинг