Стратегический контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

     3) центр инвестиций, где менеджеры,  как правило, ответственны за  доходы от продаж и за расходы,  а также за принятие инвестиционных решений, оказывая тем самым влияние на размер инвестиций.

     Следует заметить, что управленческий учет персонифицирован по всей структуре. Каждый менеджер поставлен руководить своей  частью ТОО «GSM Kazakhstan». В процессе планирования необходимо обеспечить координацию и комбинирование усилий всех менеджеров на достижение общих целей.

     Каждому уровню сообщается его цель и задачи. Каждый менеджер на своем уровне принимает  творческое участие в составление  планов, бюджетов, смет, добиваясь решения  общей задачи.

     Не  является исключением и стадия планирования и контроля в процессе организации  контроллинга. На этом этапе важное место отводится мониторингу  благоприятных и неблагоприятных  тенденциях развития внешних условий  ТОО «GSM Kazakhstan». Изменение условий внешней и внутренней сред компании влечет за собой пересмотр целевых параметров: необходимо проверить насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие ввиду произошедших изменений добиться поставленных целей. При необходимости корректируется план по достижению целей, и уже этот новый план воплощается в жизнь.

     Модель  мониторинга, осуществляемого в  рамках системы контроллинга, представлена на рисунке 5. 

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 5. Модель мониторинга, применяемая  в практике контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan»

     Примечание: составлено автором на основе материалов ТОО «GSM Kazakhstan» 

     Планирование  в ТОО «GSM Kazakhstan» проводится только на основании проведения SWOT-анализа внутренней и внешней сред компании.

     Анализ  среды очень важный этап для выработки стратегии компании. [32, c.133] Одновременно это весьма сложный и дорогостоящий процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов, установления связи между факторами, а также теми сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде деятельности ТОО «GSM Kazakhstan».

     Не  зная среды, рассматриваемое предприятие  не сможет существовать, поэтому необходимо изучить среду деятельности ТОО  «GSM Kazakhstan», чтобы обеспечить успешное продвижение к задуманным целям. При провидении SWOT-анализа необходимо проанализировать взаимосвязь четырёх групп факторов: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

     Сильные стороны – это внутренние факторы, которые вероятнее всего будут способствовать эффективности работы ТОО «GSM Kazakhstan». В то время как слабые стороны – это внутренние факторы, которые вероятнее всего будут препятствовать эффективной работе фирмы.

     Возможности – это внешние факторы, которые  благоприятствуют деятельности организации, а угрозы вероятнее всего будут причинами неблагоприятных условий для работы организации.

     При проведении SWOT-анализа ТОО «GSM Kazakhstan» основной задачей послужило не только вскрытие угроз и возможностей, но и оценка их с точки зрения того, насколько важным для организации является учёт в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

     Определение сильных и слабых сторон деятельности ТОО «GSM Kazakhstan» необходимо провести по всем направлениям его деятельности, а именно: организация и общее управление; производство; маркетинг; финансы и учёт; управление кадрами и др. (таблица 4) 

 

      Таблица 4. Матрица SWOT-анализ для ТОО «GSM Kazakhstan»

Сильные стороны Возможности
  1. Относительно широкая сфера услуг.
  2. Своевременное оказание услуг потребителям.
  3. Хорошая репутация у покупателей по сравнению с конкурентами.
  4. Использование новых технологий.
  5. Большие обороты.
  6. Достаточно высокое качество услуг.
  7. Компетентный персонал.
  8. Ориентация производственной деятельности на запросы потребителей.
  9. Охрана труда.
  10. Оптимизация торгового процесса.
  11. Низкие издержки.
  1. Продвижение в регионы.
  2. Привлечение новых клиентов.
  3. Расширение сферы услуг для удовлетворения потребностей клиентов.
  4. Внедрение новых технологий.
  5. Снижение издержек.
  6. Развитие инфраструктуры предприятия.
  7. Полная загрузка производственных мощностей.
  8. Повышение квалификации работников.
  9. Жесткий контроль над качеством услуг.
  10. Развитие безналичных расчетов.
  11. Увеличение активности потребителей.
Слабые  стороны Угрозы
  1. Отсутствие службы стратегического менеджмента на предприятии.
  2. Нет стратегического направления развития.
  3. Значительный удельный вес изношенного оборудования.
  4. Недостаток управленческого таланта.
  5. Отсутствие планирования.
  6. Некомпетентность ответственных лиц.
  7. Не внедряются новые технологии.
  8. Отставание в области исследования и разработок новых технологий производства.
  9. Отсутствие новых видов услуг.
  10. Узкая сбытовая сеть.
  11. Плохая организация маркетинговой деятельности.
  1. Валютный риск.
  2. Наличие конкурентов на рынке с более низкими издержками.
  3. Растущая требовательность покупателей и поставщиков.
  4. Неблагоприятные демографические изменения.
  5. Недостаток инвестиций.
  6. Неразумная налоговая политика.
  7. Постоянный рост цен на энергоресурсы и транспортные услуги.
  8. Ожидание роста инфляции.
  9. Снижение уровня занятости населения.
  10. Рост цен на сырьевые ресурсы.
  11. Рост числа конкурентов.
Примечание: составлено автором на основе собственного исследования
 

     Чтобы адекватно соответствовать положению  компании стратегия должна быть направленной на использование рыночных возможностей, совпадающих с возможностями компании и должна обеспечивать защиту от внешних угроз. Теперь необходимо количественно оценить выявленные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. (таблица 5)

     Таблица 5. Количественная оценка факторов SWOT-анализа

Факторы Важность «Х» Влияние «У» Результат
Сильные стороны
  1. Относительно широкая сфера услуг.
  2. Использование новых технологий.
  3. Большие обороты.
  4. Компетентный персонал.
  5. Оптимизация торгового процесса
6. Низкие издержки.
2

3

3

2

2

3

3

2

3

2

3

3

5

5

6

4

5

6

Итого/среднее 2,5 2,7 5,2
Слабые  стороны
  1. Нет стратегического направления развития.
  2. Значительный удельный вес изношенного оборудования.
  3. Недостаток управленческого таланта.
  4. Отсутствие новых видов услуг.
5. Узкая сбытовая  сеть.
2 

1 

1

2

3

1 

3 

2

3

3

3 

4 

3

5

6

Итого/среднее 1,8 2,4 4,2
Возможности
  1. Продвижение в регионы.
  2. Расширение сферы услуг для удовлетворения потребностей клиентов.
  3. Внедрение новых технологий.
  4. Развитие инфраструктуры предприятия.
  5. Жесткий контроль над качеством услуг.
6. Развитие безналичных расчетов.
3

3

2 

1

2

2

3

3

3 

1

3

2

6

6

5 

2

5

4

Итого/среднее 1,8 2,5 4,3
Угрозы
  1. Валютный риск.
  2. Наличие конкурентов на рынке с более низкими издержками.
  3. Неразумная налоговая политика.
  4. Рост цен на энергоресурсы и транспортные услуги.
  5. Ожидание роста инфляции.
6. Рост числа  конкурентов.
1 

3

1 

1

1

3

1 

3

2 

2

1

3

2 

6

3 

3

2

6

Итого/среднее 1,7 2 3,7
Примечание: составлено автором на основе собственного исследования
 

     Из  анализа, приведенного в таблице 5, следует, что количественно сильные стороны (5,2) преобладают над слабыми (4,2); возможности так же преобладают  над угрозами (4,3 к 3,7). Значит, имеется  возможность преодолеть сложившуюся  ситуацию в лучшую сторону. (таблица 6) 

     Таблица 6. Стратегические возможности и  тактические угрозы ТОО «GSM Kazakhstan»

Наименования  комбинируемых матриц Номера позиций  в полях комбинации Стратегические  возможности
1. Сильные стороны и Возможности СС1 + СС2 + СС3 + СС5 + СС6 + СС8 + СС11 + В1 + В2 + В3 + В5 Увеличение  доли рынка ТОО «GSM Kazakhstan»
СС4 + СС5 + СС7 + СС8 + В3 + В4 + В8 + В9 Возможность освоения новых технологий и оказания новых услуг, удовлетворяющих растущим потребностям населения
СС1 + СС3 + СС5 + СС7 + СС9 + В5 + В6 + В7 + В8 Возможность улучшение  инфраструктуры, более эффективное  использование производственных мощностей
2. Слабые стороны и Возможности СЛ1 + СЛ2 + СЛ4 + СЛ5 + СЛ6 + СЛ8 + В3 + В4 + В9 Развитие на предприятии управленческой деятельности: снижение текучести кадров, привлечение  квалифицированных специалистов, повышение  квалификации работников, усиление их мотивации
СЛ6 + СЛ8 + СЛ9 + СЛ10 + СЛ11 + В1 + В2 + В3 Развитие службы маркетинга, способной адекватно  реагировать и приспосабливаться  к рыночным изменениям
СЛ4 + СЛ10 + В45 + В10 Обеспечение своевременности  оказания услуг
3. Сильные стороны и Угрозы СС1 + СС2 + СС3 + СС4 + СС5 + СС6 + СС8 + СС11 + У2 + У3 Возможность добиться сохранения имеющейся доли рынка
СС2 + СС3 + СС6 + СС7 + У1 + У4 + У6 + У7 + У8 + У9 + У10 Сохранение  достаточного уровня рентабельности деятельности предприятия в условиях нестабильности экономики
СС1 + СС4 + СС5 + СС7 + СС9 + У5 Обеспечение производственной деятельности необходимыми финансовыми  ресурсами
4. Слабые стороны и Угрозы СЛ7 + СЛ8 + СЛ9 + У3 Разработка  и внедрение в производственную деятельность новых технологий для  оказания принципиально новых услуг
СЛ1 + СЛ3 + СЛ6 + СЛ9 + СЛ11 + У5 + У8 + У9 + У10 Сохранение  старых клиентов и поставщиков, изменение  стратегии ценовых отношений  с поставщиками
СЛ5+СЛ7 + У1 + У710 Грамотная ценовая  политика
Примечание: составлено автором на основе собственного исследования
 

     В таблице 11 показаны результаты SWOT-анализа, влияния внешних и внутренних факторов на производственную деятельность ТОО «GSM Kazakhstan», были предложены стратегические возможности развития деятельности. Сильные стороны в деятельности ТОО «GSM Kazakhstan» в сочетании с возможностями фирмы способствуют не только сохранению имеющихся конкурентных преимуществ, но и завоеванию более высоких конкурентных позиций на рынке. Однако существуют и слабые стороны, которые тормозят развитие фирмы. Это, прежде всего недостатки системы управления предприятием и неэффективная маркетинговая деятельность.

     Следующей составляющей процесса организации  системы контроллинга в ТОО «GSM Kazakhstan» является планирование и  выбор стратегий.

     Процесс планирования и выбора стратегии (стратегического плана) в ТОО «GSM Kazakhstan» включает в себя следующие основные шаги:

  • уяснение текущей стратегии;
  • выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии.

     Уяснение  текущего стратегического плана  очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится компания и какие стратегические планы она реализует. [33, c.341]

     Исходя  из этого на выбор стратегического  плана ТОО «GSM Kazakhstan» влияют сильные стороны компании, ее цели, интересы и отношения руководства к рыночным возможностям и потенциалу компании, финансовые ресурсы, квалификация сотрудников, обязательства компании, степень зависимости от внешней среды, временной фактор, позиция компании относительно рынка.

     ТОО «GSM Kazakhstan» в формулировании стратегии  использует матрицу определения  стратегии бизнеса, основанную на 2-х  составляющих (скорость развития рынка  и уровень развития предприятия, т.е. его конкурентная позиция), характеризующих позицию предприятия на рынке (рисунок 6). 

II КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ

1.Пересмотрт  стратегий концентрации

2. Горизонтальная, интегральная или слияние

3. Сокращение

4. Ликвидация

I КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ
  1. Концентрация
  2. Вертикальная интеграция
  3. Центрированная диверсификация
 
III КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ
  1. Сокращение расходов
  2. Диверсификация
  3. Сокращение
  4. Ликвидация
IV КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ
  1. Центрированная диверсификация
  2. Конгломеративная диверсификация
  3. Совместное предприятие в новой области

Информация о работе Стратегический контроллинг