Статус, задачи и функции центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Государственный банк Российской империи был основан «для оживления промышленности в торговли» и открыл свои действия 31 мая 1860 года в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. В 1895—1897 годы при министре финансов Витте в России была проведена денежная реформа. Реформа установила золотой монометаллизм рубля или свободный обмен рубля на золото (золотой стандарт рубля). Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей». В результате реформы Государственный банк получил эмиссионное право — 29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом.

Работа содержит 1 файл

курсак по финансам.docx

— 332.72 Кб (Скачать)

  18.2) является депозитарием средств  Международного валютного фонда  в валюте Российской Федерации,  осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения  Международного валютного фонда  и договорами с Международным  валютным фондом;

  19) осуществляет иные функции в  соответствии с федеральными  законами.

  Все перечисленные функции ЦБ РФ тесно  взаимосвязаны. Их реализация позволяет  создать необходимые предпосылки  для выполнения ЦБ РФ функций регулирования  всей денежно-кредитной системы  страны и, следовательно, регулирования экономики. На современном этапе все большее значение приобретает надзорная функция ЦБ РФ.

    1. Операции Банка России

  Банк  России имеет право осуществлять следующие операции

  (гл. 8 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)»):   

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение;   
  • покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев;  
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом  рынке,  покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года;   
  • проводить эмиссию облигаций и размещать их от своего имени среди КО;    покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями;   
  • покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;   
  • проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;   
  • выдавать гарантии и поручительства;   
  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;   
  • открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;
  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;   
  • осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

  Таким образом, Центральный банк РФ, являясь  федеральным органом власти, не входит в систему федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. Для регулирования  денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. В то же время нормативные акты Банка России не должны противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России

  Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику.

   Основные цели денежно-кредитной политики   можно увидеть на рис. 2.

  Рис. 2. Цели денежно-кредитной политики ЦБ РФ 

  3.1. Инструменты денежно-кредитной политики  Банка России

   Основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:

  • процентные ставки по операциям Банка России;   
  • нормативы  обязательных  резервов,  депонируемых  в  Банке  России (резервные требования);   
  • операции на открытом рынке;   
  • рефинансирование банков;   
  • валютное регулирование;   
  • установление ориентиров роста денежной массы;  
  • прямые количественные ограничения;   
  • депозитные операции Банка России.

  Процентные  ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставки). Когда Центральный банк РФ намерен смягчить денежно-кредитную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

  В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования.  Под  рефинансированием  понимается  кредитование  Банком России других банков, включая учет и переучет векселей.  Для проведения операций с векселями может быть установлена и  самостоятельная  ставка –  учетная. Ломбардной  ставкой  является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

  Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы, используемой для контроля денежных агрегатов  посредством снижения денежного  мультипликатора. Размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров.

  Операции на открытом рынке. При осуществлении этих операций Центральный банк не только реализует направления своей денежно-кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности выполнять в срок свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами. Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

  Рефинансирование  банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита. Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ исходя из задач денежно-кредитной политики.

  Ломбардный  кредит — это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. Предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги.

  Валютное  регулирование. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты.

  Установление  ориентиров роста денежной массы: Банк России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики.

  Прямые  количественные ограничения. Понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ.

      1. Методы денежно-кредитной политики Банка России

  Методы  денежно-кредитной политики – это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной  политики – Центральный банк как  государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки  как «проводники» денежно-кредитной  политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение  денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

     В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и  косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы.

     1). Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов регулирования  тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и  косвенные инструменты с постепенным  вытеснением первых вторыми.

     2). Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования.

  Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.

  Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и имеют в основном директивный  характер. Их назначение связано с  решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные  методы, Центральный банк сохраняет  за собой функции централизованного  перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны  Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

      1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2011 года

      Рост производства по основным  видам экономической деятельности, увеличение внутреннего потребительского  спроса, а также нестабильная  ситуация на глобальных финансовых  и товарных рынках в значительной  степени повлияли на динамику  денежно-кредитных показателей в  первом полугодии 2011 года. Основными  источниками денежного предложения  в рассматриваемый период явились  чистые иностранные активы и  внутренние требования банковской  системы к нефинансовым и другим  финансовым организациям, а также  к населению.

  

  В январе—июне 2011 г. наблюдался приток иностранной валюты в страну, что обусловило укрепление рубля к доллару США и евро. В результате чистые иностранные активы банковской системы в долларовом выражении увеличились на 12,6% при их росте в рублевом выражении на 3,8%.

  Внутренние  требования банковской системы за январь—июнь 2011 г. уменьшились на 1,3%. В условиях сложившегося бюджетного профицита чистые требования банковской системы к органам государственного управления сократились на 60%, прежде всего в результате накопления остатков средств на их счетах в Банке России. Вместе с тем продолжился рост кредитной активности. По итогам первого полугодия 2011 г. прирост задолженности по кредитам нефинансовым организациям составил 7,5%, а задолженности по кредитам физическим лицам — 11,5%. Наиболее быстрорастущим кредитным агрегатом были рублевые кредиты физическим лицам. Так, годовой темп прироста задолженности по рублевым кредитам физическим лицам — резидентам на 1.07.2011 составил почти 30%, в то время как аналогичный показатель годом ранее был равен 1,5%. Это может свидетельствовать о росте потребительской уверенности домашних хозяйств. Однако вклад динамики данной категории кредитов в темпы роста общей задолженности не является определяющим.

  

  Широкая денежная масса за первое полугодие 2011 г. увеличилась на 2,8%  и на 1.07.2011 составила 24,5 трлн. руб. (за январь—июнь 2010 г. ее прирост был равен 7,7%). Годовые  темпы прироста широкой денежной массы снизились на 1.07.2011 до 18,9% (с 24,6% на 1.01.2011), что ниже, чем на аналогичную  дату 2010 года.

      Денежный агрегат М2 за первое полугодие 2011 г. вырос на 3,7%  и на 1.07.2011 составил 20,7 трлн. руб. (за первое полугодие 2010 г. его прирост был равен 10,7%). Годовые темпы прироста рублевой денежной массы в рассматриваемый период постепенно снижались — с 31,1% на 1.01.2011 до 22,7% на 1.07.2011 (на 1.07.2010 аналогичный показатель составил 33,6%). Соотношение темпов прироста потребительских цен и денежного агрегата М2 в первом полугодии 2011 г. обусловило уменьшение последнего в реальном выражении на 1,3% (в первом полугодии 2010 г. он вырос на 6,0%).

  

  Скорость  обращения денег, рассчитанная по денежному  агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась в первом полугодии 2011 г. на 3,1.

      Денежный агрегат М0 за январь—июнь 2011 г. увеличился на 2,5% . При этом после сезонного сокращения объема наличных денег в обращении в январе—марте 2011 г., в апреле—июне он возрос на 5,6%. В годовом выражении прирост наличных денег в обращении на 1.07.2011 был равен 18,8%.

Информация о работе Статус, задачи и функции центрального банка РФ