Становление и развитие финансовой системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности финансовой системы в России и рассмотреть основные направления ее развития.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятия «финансовая система», «финансы»;
2) охарактеризовать структуру финансовой системы России;
3) рассмотреть закономерности развития финансовой системы России;
4) изучить финансовые связи государства и предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА - 6 -
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ - 6 -
1.2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ - 13 -
2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЕЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ - 26 -
2.1. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ - 26 -
2.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ - 36 -
2.3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ - 41 -
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ - 47 -
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ - 47 -
3.2 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ - 53 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 62 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ - 64 -

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Становление и развитие финансовой системы РФ.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство.

Тем не менее, сегодняшняя бюджетная  система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной  доработки.

В частности, необходимо решение следующих  ключевых проблем в области бюджетных  отношений:

- Противоречия и неясности в  статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей  по погашению государственного  долга; показа полного бюджета  по ИПД с его балансом.

- Нет концепции управления государственным  долгом, нет нормативной базы  по решению этой проблемы;

- Снижение дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности федеральных  и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных проблем  необходимо осуществить следующие задачи:

- устранить неясности в Бюджетном  кодексе;

- создать группу для соответствующей  доработки Бюджетного кодекса;

- просить Счетную палату дать  предложения по этим вопросам.

- увеличить дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы  России являются:

- высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

- действующая практика формирования  территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- тенденция переведения расходов  вниз без соответствующего подкрепления  доходами, что приводит к дотации  ранее сбалансированных местных бюджетов;

- принятие федеральными органами  власти таких решений, которые  адресуются нижестоящим управленческим  структурам, но не сопровождаются  достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль регулирующих  доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

- недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого  стали: ухудшение макроэкономических  и финансовых показателей по  сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

 

Теоретической разработки и обоснования  принципов построения бюджетной  системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить  разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов  составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта  других стран .

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование  денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих  поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для  более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением  разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать  комплекс мер по удешевлению формируемой  ресурсной базы. Стимулами и для  вкладчиков, и для банков могут  быть более низкие ставки налогообложения  по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая  среда еще довольно неустойчива  и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать  действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование  долларов во внутреннем обороте существенно  сужает возможности мультипликационного  расширения средств и в целом  подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности .

В-шестых, необходимо последовательно  использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные меры должны быть составной  частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных  финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

Способы решения проблем территориального финансирования:

Тщательная проработка и анализ проблемы;

Введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования9.

Проблемы в Налоговой системе  Российской Федерации:

Рассмотрим эти недостатки налоговой  системы и постараемся их проанализировать.

Система создает два различных  налоговых режима.

Первый – финансовый прессинг –  для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира;

второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Обложение преимущественно доходов  от трудовой и предпринимательской  деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики10.

Необеспеченность региональных и  местных бюджетов естественными  стабильными и значительными  источниками финансирования при  существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

Налоговая система не стимулирует  повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета  производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный  счет привело к стремлению предприятий  не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразные схемы обналичивания и утаивания этих средств.

Слабая собираемость налогов и  узкая база налогообложения11.

Усложненность налоговой системы. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы  и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила  экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Налогоплательщик и налоговые  органы поставлены в неравноправное положение.

Главным путем решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы налогообложения.

Задачи в области стабилизации положения финансовой системы исполняются  различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось снижение ставки рефинансирования до 12%.

Необходимые мероприятия  в рамках федеральной политики восстановления экономики и финансовой системы проводятся, в частности, и кредитными организациями.

3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России

Главная цель развития финансовой системы  России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее  время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

В кратко- и среднесрочном плане массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского кредита. Должная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях проблематична.

Развитие доступного банковского  кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

Акцент на развитие банковского  кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения12.

Бюджетная политика в  сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

- формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов будут увеличены по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2% .

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации составят в 2011 году 521,0 млрд. рублей, что на 3,9% превышает  уровень 2010 года. Прирост обеспечен за счет увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в 2011 году запланированы в объеме 114,3 млрд. рублей с приростом на 19,3 млрд. рублей или 20,3% к уровню 2010 года. Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 31,2 млрд. рублей, дотация бюджету Чеченской Республики в сумме 19,9 млрд. рублей, ассигнования на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в сумме 2,9 млрд. рублей. Кроме того, предусматривается нераспределенный резерв указанных дотаций, средства которого могут быть направлены на поддержку регионов, оказавшихся в объективно сложной ситуации с исполнением бюджета.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2011 году планируются на уровне 2010 года - 397,0 млрд. рублей, что соответствует положениям статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам предполагается в большей степени сместить акцент на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличив их объем, в том числе за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера, прежде всего на софинансирование таких полномочий субъектов Российской Федерации, как выплата заработной платы некоторым категориям работников бюджетных учреждений и социальных пособий отдельным категориям граждан. Такой подход в большей степени отвечает требованиям выравнивания возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан и исключает ситуацию, когда финансово самодостаточные регионы получают из федерального бюджета финансовую помощь на осуществление собственных полномочий.

Информация о работе Становление и развитие финансовой системы в РФ