Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: сравнительный анализ систем исполнения бюджета, пути совершенствования и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать общую характеристику банковской системе исполнения бюджета;
- дать общую характеристику казначейской системе исполнения бюджета;
- рассмотреть преимущества одной системы исполнения бюджета над другой и выявить недостатки каждой из них – таким образом выяснить различия и сходства;
Введение
Теоретические основы казначейской системы исполнения бюджета
Сравнительный анализ систем исполнения бюджета
Казначейская система исполнения бюджета
Федеральное Казначейство
Анализ казначейской системы исполнения Федерального бюджета
Анализ деятельности Отделения Федерального
казначейства по исполнению бюджета на примере г. Новосибирска
Сравнительный анализ банковской и казначейской систем исполнения бюджета
Анализ исполнения бюджета за 2008-2010 года
Перспективы развития систем исполнения бюджета
Заключение
Библиографический список
СибАГС
Кафедра финансов и кредита
Курсовая работа по курсу «Финансы»
Тема «Сравнительный анализ казначейской и банковской систем исполнения бюджета: преимущества и недостатки»
Выполнил:
Студент гр. 10121
Ченцова А.А.
Работу проверил:
Гоманова Татьяна Константиновна
Новосибирск 2011
Содержание
Введение
казначейства по исполнению бюджета на примере г. Новосибирска
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы «Сравнительный анализ банковской и казначейской систем исполнения бюджета» обусловлена тем, что исполнение бюджета является неотъемлемой частью бюджетного процесса. Исполнение бюджета также предусматривает такие важные составляющие, как перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета; составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Цель курсовой работы: сравнительный анализ систем исполнения бюджета, пути совершенствования и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать
общую характеристику
- дать
общую характеристику
- рассмотреть
преимущества одной системы
- рассмотреть
действующую систему
- проанализировать данные об отчете исполнения бюджета за 2008-2010 года.
Объектом исследования данной курсовой работы являются основные системы исполнения бюджета.
Предметом – сравнительный анализ систем исполнения бюджета.
«Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования»1. Можно выделить две стороны этого процесса:
- исполнения бюджета по доходам. Его задачей является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
- исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.
Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. «Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней»2.
Исполнение бюджета находится
в сфере ответственности
Особая роль в РФ отведена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы – зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.
«Банковская система исполнения бюджетов в России действовала с 1918г. Эта система посредством Государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами».
При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам основными участниками этого процесса были: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк и Министерство финансов. Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация в эти же сроки поступала в Министерство финансов.
В отчетности Центрального банка не была предусмотрена детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные доходные источники.
Функция налоговых органов в исполнении бюджета по доходам состояла в распределении регулирующих сумм и учете поступлений доходов в бюджет. Государственная налоговая служба два раза в месяц осуществляла сбор информации о поступивших налогах и иных сборах на территории РФ, обобщала ее и представляла в Министерство финансов.
Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: первая – выделение объемов бюджетных назначений и вторая – осуществление кассовых расходов бюджетополучателям.
Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки, что давало возможность последним «прокручивать» эти средства, участвовать на рынке ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств.
«В 1992 г. согласно Указу Президента РФ от 8 декабря №1556 «О Федеральном казначействе» была образована система органов Федерального казначейства». В составе Министерства финансов РФ было образовано Главное Управление федерального казначейства, структура, задачи, функции, права и обязанности которого были определены Положением «О Федеральном казначействе», утвержденным Советом Министров – Правительством РФ от 27 августа 1993 г. № 864».
При казначейской системе исполнения бюджета на специальные органы министерства финансов (Казначейство) возложены: организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В научной литературе наиболее удачное
определение понятия «
При казначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован. Он позволяет четко контролировать следующие показатели:
- объем бюджетных назначений;
- гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства);
- объемы фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);
- объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам;
- суммы счетов, предъявляемых к оплате, и объемы других необходимых выплат;
- сумму средств, причитающихся к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;
- сумму фактического перечисления бюджетных средств со счета.
«С 1 января 2005 года Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой)»3. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет
свою деятельность непосредственно
и через свои территориальные
органы во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, Центральным
банком Российской Федерации, общественными
объединениями и иными
Казначейское исполнение бюджета в Российской Федерации основывается на принципе единства кассы, предусматривающем зачисление на счета казначейства всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и выплату всех предусмотренных бюджетом выплат. Проведение операций, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещается.
«Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 1993 года № 191 л/с, руководителем Управления Федерального казначейства Министерства финансов по Новосибирской области назначен Шлеёв Владимир Фёдорович. Под его руководством проходило становление казначейской системы на территории Новосибирской области»4.