Сравнительный анализ демографической политики России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:27, реферат

Описание работы

Важнейшая сфера, в которой национальные интересы России в области долговременного развития объективно не совпадают с интересами стран восьмерки, а также с интересами ряда перенаселенных стран, соседствующих с Россией (Китая) -народонаселение и демография.
К сожалению, общего пути преодоления глобального демографического кризиса,приемлемого для всех стран и народов - для всего человечества, не существует.

Содержание

Введение5
Глава1 Демографическая политика в Китае.6.
1.1. Динамика численности.6.
1.2. Результаты демографической политики.9.
Глава2 Особенности демографической политики в России.11.
2.1. Динамика численности. 11.
2.2. Принципы демографической политики в России.14.
Глава3 Сравнительный анализ демографической политики России и Китая16.
Заключение.19.
Список используемой литературы.21.

Работа содержит 1 файл

реферат мэ.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                                           

 

 

 

Реферат на тему:  Сравнительный анализ демографической  политики России и Китая

 

 

 

 

 

                                         Выполнила: студентка 3-его курса

Специальности «Финансы и Кредит»

Группы№3

Вдовина Ксения

Научный руководитель:

 Сарожникова Ольга Александоровна

 

 

 

 

Самара2011

Содержание

 

Введение5

Глава1 Демографическая политика в Китае.6.

1.1. Динамика  численности.6.

1.2. Результаты демографической политики.9.

Глава2 Особенности демографической политики в России.11.

2.1. Динамика  численности. 11.

2.2. Принципы  демографической политики в России.14.

Глава3 Сравнительный  анализ демографической политики России и Китая16.

Заключение.19.

Список используемой литературы.21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшая сфера, в которой  национальные интересы России в области  долговременного развития объективно не совпадают с интересами стран  восьмерки, а также с интересами ряда перенаселенных стран, соседствующих  с Россией (Китая) -народонаселение и демография.

К сожалению, общего пути преодоления  глобального демографического кризиса,приемлемого для всех стран и народов - для всего человечества, не существует.

Принятое в 2004году главами  государств России и Китая решение  о проведении в 2006 году Года России в Китае и в 2007 году Года Китая  в России имело стратегическое значение, это решение зафиксировано в подписанной 14 октября 2004 года главами государств Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики и в утвержденном тогда же Плане действий по реализации положений российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве(2005-2008 годах). В связи с этим актуально сравнить две станы с позиции народонаселения и политики планирования семьи.

Важнейшее упущение, лежащее  в основе всех усредненных моделей  мирового развития, -отрицание общеисторического закона неравномерности развития государств и этнокультурных общностей - в том числе и демографического. Между тем именно демографический передел мира и связанные с ним конфликты определяют лицо мировой политики сегодня и тем более будут определять его завтра, в XXI веке.

Сегодня сбережение народа - реальная государственная политика, реализуемая в форме приоритетных национальных проектов. По данным Росстата, численность населения к началу 2020 года составит 136,2 млн. человек, что  на 7,3 млн. меньше, чем в2005 году. И  это при прогнозируемом росте  рождаемости.

Общее сокращение численности  населения, снижение его плотности  до уровня в три раза меньше среднемирового, создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире. Такова острота проблемы. И задача сбережения народа - это вопрос суверенитета страны, главным носителем которого, согласно Конституции РФ, является именно народ. Зависимость здесь простая: чем меньше народа - тем меньше суверенитета. Поэтому сегодня понятие"демографическая политика" для России выходит далеко за пределы статистики, анализа брачности, плодовитости и теории воспроизводства населения в целом.

 

 

 

Глава 1Демографическая  политика в Китае

 

1.1. Динамика численности

 

По численности населения  Китай занимает первое место в  мире. К концу 2000 г. в континентальной  части Китая проживают 1,295 млрд. человек (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомэнь), что составляет 22 процента населения мира.

По данным на начало 2005года, население Китая составляло 1,3 миллиарда  человек.

Средняя плотность населения  в Китае составляет 130 человек  на 1 кв. км.. Население размещено  очень неравномерно: в густонаселенных  приморских районах Восточного Китая  плотность – более 400 человек  на 1 кв. км., в Центральном Китае  – более 200человек на 1 кв. км., а  на нагорьях Западного Китая этот показатель меньше 20человек на 1 кв. км..

 

Таблица2.

Динамика коэффициента смертности в КНР1.

 Годы                                                        Коэффициент смертности, %

                                            

1950                                                                             18,00     

1955                                                                            12,28                                                                                                                                                 1960                                                                             25,43                                                                                                                                                  1965                                                                                9,50                                                                                                                                                     1970     т                                                                         7,60                                                                                                                                                                                                              1975                                                                               7,32                                                                                                                                                1980                                                                                6,34                                                                                                                                                                     1985                                                                                6,57                                                                                                                                                                                                                                                                                                1990                                                                                6,59                                                                                                                                               1992                                                                                6,60                                                                                                                                                                 

 

Уменьшение рождаемости  происходило под влиянием изменения  социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, среди которых следует отметить следующие:

1) рост уровня общей  и санитарной культуры населения,  что привело к уменьшению детской  смертности; меньше рождений требовалось  для достижения желаемого размера  семьи;

2) изменение функций семьи,  трансформация традиционных семейных  отношений, уменьшение экономической  полезности детей; 

3) ослабление религиозных  норм традиционного китайского  общества, утрата значения многих  религиозных ритуалов;

4) вовлечение женщин в  активную трудовую деятельность как в городской, так и в сельской местности, распространение образования.

Китай относится к странам  с низким уровнем урбанизации, причем до 1949 года это было связано с  недостаточным развитием современного производства в городах. Значительный рост городского населения по сравнению  с предыдущим периодом наблюдался в 1953-1957 годах. Городское население увеличивалось более быстро по сравнению с сельским, темпы прироста составляли в среднем соответственно 6,4 и 1,6% в год. К наиболее урбанизированным районам относятся провинции Хэйлунцзян (40%) и Ляонин (42%) .Крупнейшими городами являются: Шанхай – 6,3, Пекин – 5,6, Тяньцзинь – 5,1,Чунцын – 2,7, Харбин – 2,5

В настоящее время в  городах Китая проживает 207 миллионов  человек. Удельный вес городского населения  в общей численности населения  страны по-прежнему не велик – 20,6%.Очевидно, что рост городов происходит в  основном за счет естественного прироста населения.

Рост городского населения  обостряет проблемы обеспечения  горожан жильем, транспортом,коммунальными и прочими услугами. В 1977 году в 190 городах страны в среднем на одного человека приходилось всего 3,6 м 2 жилой площади. В последующие годы ускорилось жилищное строительство в городах. Несмотря на рост городского общественного транспорта на 10 тыс. жителей приходилось всего 2,2единицы транспорта. Сохранение нормированной системы снабжения продовольствия в городах также не создает условий для развития процессов урбанизации в КНР.

 

Поскольку китайские горожане, согласно жесткому демографическому законодательству, лишены права обзаводиться вторым ребенком (cельским семьям разрешено иметь двоих детей- и то лишь при условии, если первой родилась девочка), многие семьи предпочитают в качестве единственного наследника видеть сына, а не дочь. Как только беременная китаянка узнаёт, что в ее утробе развивается девочка, у потенциальной матери может возникнуть мысль об аборте...

Ведь появление девочки  на свет закроет путь к рождению сына - второй ребенок в семье  запрещен законом!

Но теперь"аборты по признаку пола" в "Поднебесной империи"поставлены вне закона. Как говорится в совместном заявлении ЦК Компартии Китая и Госсовета КНР, отныне государство усилит надзор за медицинскими учреждениями, оказывающими услуги по определению пола будущего младенца с помощью УЗИ и прерыванию беременности, и будет сурово наказывать лиц за такого рода избирательные аборты.

Китайское общество состоит  из 340 млн. семей, на каждые 100 семей в  среднем приходится363 человека. Обыкновенная китайская семья состоит из супругов и детей, есть и большие семьи, где вместе живут люди трех и даже больше поколений. Но по мере стремления китайской молодежи к обретению  свободы и самостоятельности  в личной жизни современные семьи  становятся все более компактными.

В прошлом в китайской  семье обязательно был «глава». Сейчас же в большинстве семей  супруги самостоятельно либо вместе с другими членами строят планы  на будущее, совместно обсуждают  текущие домашние дела. Более того, житейские заботы рационально делятся  между членами семьи. Как правило, муж и жена поддерживают друг друга  в работе и в быту.

Китайцы неизменно придерживаются традиций уважения к престарелым и заботы о младших. Хотя во многих семьях взрослые дети живут отдельно от родителей, между двумя поколениями существуют самые тесные родственные связи, по закону взрослые дети несут обязанности по содержанию родителей и помогают им. У китайцев традиционно глубокие родственные чувства не только к родителям и детям, они поддерживают тесные связи с братьями и сестрами, дядями и тетями, с племенниками.

Огромное население придает  всем проблемам в Китае масштабность, глубину, необычайную остроту и  настоятельность. Трудно управляемый  рост населения в значительной степени  вносит элемент стихийности и  в развитие общественного производства. Сейчас становится очевидным, что, не добившись стабилизации численности населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2. Результаты демографической политики

 

При введении в Китае политики "одна семья - один ребенок" говорилось, что она рассчитана на одно поколение. Сегодня возникает необходимость  оценить эффективность этой политики и целесообразность ее корректировки.

В настоящее время в  действительности по-прежнему придерживаются "политики одного ребенка" небольшое  число провинций, "политики полутора детей" - большинство провинций, "политики двух детей" - отдельные провинции  и "политики многих детей" -меньшинство провинций. При введении этой политики в течение какого-то времени она была четко ориентирована. ППС2 способствовала значительному сокращению числа рождений и размеров семьи. С вступлением в брачный и детородный возраст населения, родившегося после принятия курса на планирование семьи, особенно единственных детей в семье, число и пропорция тех,кому разрешено иметь двух детей, значительно возрастают. Так, в Шанхае, если не изменится нынешняя политика, правом иметь двух детей будут обладать абсолютное большинство супругов. Поэтому политика требует пересмотра.

Введение курса на то, чтобы женщины рожали "позже, реже и меньше", в 70-х годах в общем соответствовало китайской реальности, было легко принято населением и дало хорошие результаты. Однако в начале 80-х годов политика "одна семья - один ребенок" уже не отвечала действительности, с трудом воспринималась народом. Поэтому начиная с 1984 года пришлось "открывать небольшие лазейки", чтобы уменьшить сопротивление курсу. Судя по практическим результатам, все большее число людей принимают нынешнюю ППС, следовательно, ее еще можно в основном продолжать. Это, однако,не означает, что на этом пути нет трудностей. Фактически существенное сопротивление оказывается в деревне. И по этой причине также политика требует изменений.

С 1984 года ряд провинций  стал вносить в ППС некоторые  поправки, чтобы, с одной стороны, строго ограничить чрезмерно быстрый  рост населения, а с другой - учесть интересы народа и его способность  воспринимать политику. Нынешняя ППС  сделала большой шаг вперед по сравнению с курсом"одна семья - один ребенок", но это не означает, что в ней нет нерациональных моментов. Последние проявляются, во-первых, в неполном учете разницы условий города и деревни; во-вторых, в слишком больших различиях в правах китайского населения и национальных меньшинств; в-третьих, в том, что недостаточно всесторонне продуманы обстоятельства, связанные с рождением второго ребенка; в-четвертых, в чрезмерной усложненности некоторых положений, что мешает разобраться в них низовым органам. Все это должно получить разрешение в будущей ППС.

При корректировке ППС  необходимо проявлять осторожность. В прошлом этот курс часто менялся, что вело к волнообразным колебаниям рождаемости в 80-х годах. Платой за снижение рождаемости в Китае  является старение населения и утрата равновесия между полами новорожденных. Если эта плата оказывается слишком  высокой и неприемлемой социально-экономически и психологически, то изменение становится неизбежным.

Либерализация курса предполагает два возможных варианта.Первый - разрешить иметь двух детей тем супружеским парам, где один из супругов был единственным ребенком; второй - дать такое разрешение всем.

Первый вариант может  быть осуществлен в городе и деревне  по-разному. Что касается последней, то здесь этот курс фактически проводится в жизнь. Вплоть до 2010 года плановый коэффициент суммарной рождаемости в деревне будет составлять 1,6, а фактический - 2,1. В городе же положение иное. С начала70-х годов, когда стал проводиться довольно жесткий курс в отношении планирования семьи, коэффициент суммарной рождаемости в расчете на одну женщину быстро сократился почти до планового уровня, и подавляющее большинство детей были в семьях единственными. Именно эти дети сегодня уже вступили или вступают в брачный и детородный возраст. Поэтому изменение курса не может привести к существенному повышению фактической рождаемости. До 2010 года плановый коэффициент суммарной рождаемости в городе будет составлять 1,8, а фактический- 1,85, в то время как по стране в целом первый - 1,8, а второй - 2,0. Таким образом - это предпочтительный вариант курса.

Информация о работе Сравнительный анализ демографической политики России и Китая