Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. Так, роль корпоративного управления в тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное управление сыграет в странах с высокой степенью распыления акционерного капитала.

Содержание

Содержание
Введение ……………………………………………………………..……………….3
Глава 1. Теоретическая часть. Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления в мире.………………………………….....7
Англо-американская модель корпоративного управления……….……7
Японская модель корпоративного управления…………………….…..13
Немецкая модель корпоративного управления……………..…….……20
Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления, сложившихся в мире………………………………………26
Глава 2. Практическое применение опроса на примере компании Minnesota Mining and Manufacturing Company (ЗМ) и «Мицубиси».…………..…………..28
Глава 3. Заключительная часть….………………………...………………………32
Список использованной литературы………………………………...……………33

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 255.50 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт  национальной и мировой экономики

Кафедра оценки и управления собственностью 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

По дисциплине: «Оценка и управление корпоративной собственностью»

На тему: «Сравнительный анализ сложившихся моделей корпоративного управления в мире ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2009 год

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……………….3

Глава 1. Теоретическая часть. Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления в мире.………………………………….....7

    1. Англо-американская модель корпоративного управления……….……7
    2. Японская модель корпоративного управления…………………….…..13
    3. Немецкая модель корпоративного управления……………..…….……20
    4. Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления, сложившихся в мире………………………………………26

Глава 2. Практическое применение опроса на примере компании Minnesota Mining and Manufacturing Company (ЗМ) и «Мицубиси».…………..…………..28

Глава 3. Заключительная часть….………………………...………………………32

Список  использованной литературы………………………………...……………33

 
 
 
 
 
 

 

Введение

    Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным  обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. Так, роль корпоративного управления в тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное управление сыграет в странах с высокой степенью распыления акционерного капитала.

     При сравнительном анализе, специалисты  оперируют в основном тремя моделями корпоративного управления акционерными обществами: англо-американская, японская, немецкая. К основным признакам каждой модели управления относятся:

     - ключевые участники акционерного  общества или корпорации;

     - структура владения акциями в  конкретной модели;

     - состав совета директоров;

     - требования к раскрытию информации  для корпораций, включенных в  листинг;

     - законодательные основы;

     - корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;

     - механизм взаимодействия между  ключевыми участниками.

     В данной работе будут рассмотрены три основные модели корпоративного управления, на основе основных признаков, а также проведен сравнительный анализ моделей, указаны их основные сходства и различия. В практической части работы в качестве примера будут приведены типичные две компании, реально существующие на ранке и относящиеся к англо-американской и японской модели корпоративного управления, как у двум моделям, существенно отличающимся друг от друга, будет указана структура владения акциями в этих компаниях.

     Актуальность  работы заключается в том, что долгое время американская модель корпоративного управления, породившая наибольшее в мире количество транснациональных компаний, считалась если не лучшей, то доминирующей. Однако события последнего года поставили под сомнение отлаженность институтов американской модели. Многие специалисты считают, японская и немецкая модель корпоративного управления более жизнеспособная, она нацеленна на достижение долгосрочных целей, максимизацию устойчивости корпораций и стабильности межкорпоративных связей. И для России, как стране с еще не до конца сформировавшейся национальной моделью корпоративного управления очень важен опыт этих стран, для того чтобы оценить положительные и отрицательный стороны этих моделей..

      Объектом исследования являются основные три модели корпоративного управления: англо-американская, японская и немецкая.

      Предметом исследования являются основные признаки каждой модели, а также компании Minnesota Mining and Manufacturing Company (ЗМ) и «Мицубиси».

      Цель данной работы заключается в анализе основных моделей корпоративного управления и их сравнительная характеристика.

        Для решения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть, указанные выше, основные признаки англо-американской модели корпоративного управления;
  2. Рассмотреть, указанные выше, основные признаки японской модели корпоративного управления;
  3. Рассмотреть, указанные выше, основные признаки немецкой модели корпоративного управления;
  4. Провести сравнительную характеристику указанных моделей

     Для решения поставленных задач в  Главе 1 будет использована литература по корпоративному управлению, в Главе 2 данной работы на основе конкретного примера будет показано практичное применение теоретической части данной работы, в Главе 3 будет приведена заключительная часть данного курсового проекта.

       При выполнении курсового проекта  были использованы следующие  методы исследования: метод системного анализа и синтеза информации, методы экспертного оценивания.

      В результате выполненной работы будет  представлена информация о ключевых сходствах  и различиях англо-американской, немецкой и японской моделей корпоративного управления. 

 

Глава 1. Теоретическая часть.

Сравнительная характеристика основных моделей корпоративного управления в мире.

1.1. Англо-американская модель корпоративного управления.

      Англо-американская модель (применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других стран) характеризуется наличием индивидуальных акционеров с постоянно растущим числом независимых, т.е. не связанных с корпорацией, акционеров (они называются внешние акционеры, или аутсайдеры), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и  обязанности трех ключевых участников – управляющих, директоров и акционеров, и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами и между акционерами (как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними). Собственность при такой модели, как правило, сильно распылена среди множества мелких акционеров(пакет акций в 10 % может считаться доминирующим).

     Акционирование - это обычный способ накопления капитана корпорациями Великобритании и США. Население осуществляет сбережения путем инвестирования в корпоративные акции и облигации. Фирмы продают инвесторам ценные бумаги и на вырученные средства строят заводы, покупают оборудование и развивают технологии. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа - третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Эти акции обращаются на фондовом рынке.  Акционеры – по сути, биржевые спекулянты, которые легко покупают и продают акции на фондовом рынке, не имея устойчивой связи с предприятием. В подавляющем большинстве случаев они никогда не были на нем и не имеют четкого представления о специфике его деятельности и насущных проблемах. Быть «совладельцами» предприятия они могут несколько дней, часов или даже минут .При этом мелкие акционеры не интересуются управлением компанией; сильный менеджмент уравновешивается независимыми директорами. Англо-американская модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров.  Американцам свойствен агрессивный подход к ведению бизнеса: они относительно легко избавляются от убыточных подразделений, без лишних сомнений сокращают численность работников, склонны внедряться в новые виды деятельности.

     За  послевоенный период в Великобритании и США наметился сдвиг в сторону увеличения числа институциональных инвесторов по сравнению с индивидуальными. В 1990 г. в Великобритании институциональные инвесторы владели приблизительно 61 % акций британских корпораций, а индивидуальные — всего 21 % (для сравнения: в 1981 г. индивидуальные инвесторы владели 38 %). В США в 1990 г. институциональные инвесторы владели 53,3 % акций американских корпораций. Увеличение числа институциональных инвесторов привело к усилению их влияния. Институциональные инвесторы и финансовые специалисты следят за деятельность корпорации и корпоративным управлением. Среди них инвестиционные фонды (например, индексные фонды и фонды, ориентирующиеся на конкретную отрасль промышленности); фонды рискового капитала, или фонды, инвестирующие в новые корпорации; агентства, оценивающие кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг; аудиторы и фонды, ориентирующиеся на предприятия-банкроты или убыточные компании.

      Требования  к раскрытию информации:

        Чтобы инвесторы купили ценные  бумаги, они должны верить, что  фирма управляется эффективно и честно. Инвесторы коллективно осуществляют мониторинг управления, а цена акций отражает их консенсус относительно его качества.  Поэтому в США разработаны, самые строгие нормы раскрытия информации, где корпорации должны публиковать самую разную информацию. В годовой отчет или в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены следующие сведения (официальное название документа «Извещение для акционеров для получения доверенности на голосовании»): финансовая информация (в США эти данные публикуются ежеквартально); данные о структуре капитала; справка о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношение с корпорацией, владение акциями в корпорации); размеры заработной платы (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директором (высшее руководство), а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о возможном слиянии или реорганизации; сведения о предполагаемых поправках к Уставу, а также имена лиц или корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

      В Великобритании и других странах, использующих англо-американскую модель, требования к раскрытию информации аналогичны. Однако отчетность предоставляется каждые полгода., и, как правило, объем предоставляемых данных меньше по всем категориям, включая финансовую информацию и сведения по назначаемым директорам.

Ключевые  участники акционерного общества или корпорации англо-американской модели:

      Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и/или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности. Три основных участника - это менеджеры, директора и акционеры. Механизм их взаимодействия представляет собой так называемый треугольник корпоративного управления. Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, так как инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля и называется агентскими услугами. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает противоречие интересов акционеров и менеджеров разными способами. Самый важный из них - это избрание акционерами совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, то есть действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.

Информация о работе Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления