Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:06, реферат
Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Глава 1. Экономическая характеристика Калининградской области ………
Глава 2. Экономическая характеристика Мурманской области………………
Глава 3. Список использованной литературы…………………………………..
В настоящее время на акватории Кольского залива размещены 3 комплекса рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкера (ОАО «Мурманское морское пароходство» мощностью около 5 млн. тонн в год, ООО «Белое море сервис» мощностью 3 млн. тонн в год и ООО «Белокаменка» мощностью около 6 млн. тонн в год). Например, водоизмещение РПК «Белокаменка» - 415 тысяч тонн - это единственное судно в стране такого типа, находящееся под Российским флагом.
Уже
функционируют береговые
Но
мощность существующих береговых нефтеперегрузочных
комплексов не может обеспечить требуемых
объемов перевалки
Разработана
и в октябре 2003 года утверждена на
Государственном Совете под председательством
Президента России Транспортная стратегия
Российской Федерации, определяющая ключевые
и приоритетные направления развития
транспортного комплекса как России в
целом, так и нашего региона.
В рамках реализации Транспортной стратегии
Российской Федерации в регионе разработана
Генеральная схема развития Мурманского
транспортного узла, предусматривающая
реконструкцию и строительство комплексов для перегрузки
нефтеналивных и генеральных грузов, угля
и контейнеров на западном и восточном
берегах Кольского залива, а также развитие
железнодорожных путей старой части порта.
Одним из наиболее значимых проектов развития инфраструктуры западного берега Кольского залива является строительство компанией ЗАО «Синтез Петролеум» нефтеперерабатывающего завода и нефтеперегрузочного комплекса в районе устья р. Лавна.
Нефтеперерабатывающий
завод мощностью 6,0 млн. т/год на первом
этапе предназначен для первичной
переработки смеси нефти месторождения
«Варандей море» и двух видов нефтей месторождения
в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции.
Предполагается получение следующих товарных
продуктов:
- сжиженные углеводородные газы С3 и C4
- автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95;
- прямогонный бензин (ценное сырье для
этиленовых установок и сырье для получения
высокооктановых бензинов);
- дизельное топливо (летнее и зимнее);
- мазут.
В последующем намечается развитие (расширение) НПЗ для осуществления глубокой переработки мазута и доведения глубины переработки нефти до 95%.
В
рамках инвестирования в строительство
базы снабжения и
Предполагаются
производственные связи с нефтедобывающими
компаниями, работающими в Тимано-
Также предполагается сотрудничество с Российскими и зарубежными судоходными компаниями, которые будут обеспечивать доставку сырья для НПЗ и отгрузку товарных нефтепродуктов на экспорт.
03
декабря 2003 года была одобрена
«Декларация о намерениях
Комплекс для перегрузки угля мощностью 15,0 млн. т/год будет представлять собой 2 причала общей длиной 1230 метров, способных принимать суда дедвейтом до 65 тысяч тонн, крытые склады площадью 8,1 тыс. м2 и открытые грузовые площадки общей площадью около 94,0 тыс. м2.
Еще одним проектом является создание нефтекомплекса в районе поселка Белокаменка Полярнинского района. Соответствующая декларация о намерениях ОАО «Мурманское морское пароходство» предварительно согласована 23 августа 2006 года.
С начала 2006 года ОАО «Мурманское морское пароходство» ведет проектно-изыскательские работы, направленные на реализацию производственной программы, заложенной в декларацию. Предполагается использовать существующую инфраструктуру (комплекс незавершенного строительства) и на базе ранее проектировавшихся объектов создать единый нефтяной комплекс, предназначенный для:
1)
приема, хранения и отгрузки нефти,
вывозимой танкерами компании
с российских арктических
2) переработки нефти в товарные нефтепродукты,
в первую очередь, топлива судовых марок,
для снабжения судов ОАО «Мурманское морское
пароходство» (мощностью 0,2 млн. тонн);
3) приема и
С учетом реализации других проектов прогнозируемый
ежегодный грузооборот Мурманского транспортного
узла к 2010 году составит около 50 миллионов
тонн (с учетом дополнительного объема
углей 15 миллионов тонн, нефтепродуктов
- 27 миллионов тонн, генеральных грузов
- 3 миллиона тонн и 1 миллион TEUs) и 70 миллионов
тонн к 2015 году.
Воплощение в жизнь данной схемы выходит
за пределы возможностей региона, так
как сдерживающим фактором в начале реализации
этого глобального, социально значимого для области
проекта - это отсутствие на западном берегу
Кольского залива транспортной инфраструктуры
(железной дороги и причальных линий).
В настоящее время проходят изыскательские работы на строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до проектируемой станции Лавна, стоимостью около 256 млн. долларов, которая включена в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)».
Одним
из путей решения вопроса о
строительстве железнодорожной
ветки на западном берегу является
возможность создания частно-государственного
партнерства в интересах всех
участников - инвесторов в строительство
инфраструктуры западного берега Кольского
залива.
В ближайшее время предстоит значительный
рост электропотребления, превышающий
в целом возможности имеющихся электросетевых
и генерирующих мощностей в регионе. Притом,
что в целом Кольская энергосистема является
избыточной, в скором времени ожидается
возникновение энергодефицита в северной
части энергосистемы Мурманской области.
Практически все крупные промышленные
потребители электроэнергии в той или
иной форме заявили о возможном увеличении
электропотребления для собственного
развития.
Решение назревающей проблемы энергодефицита
Мурманской области заключается в строительстве
новых энергоблоков для замещения выбывающих
мощностей и обеспечения в полном объеме
спроса на электроэнергию в связи с развитием
промышленности региона. На данный момент
разработана предпроектная документация
на строительство Кольской АЭС-2, которая
будет располагаться в районе Кунчаст-губы
оз. Имандра (около 8 км от города Полярные
Зори и 4 км от действующей АЭС). Площадка
КАЭС-2 обосновывается для размещения
3 серийных энергоблоков ВВЭР-1000. Планируемый
срок ввода первого блока 2013 год.
Необходимость
строительства КАЭС-2 обусловлена, прежде
всего, необходимостью замещения мощностей
первых блоков Кольской атомной электростанции
№ 1. В настоящее время Кольской АЭС эксплуатируется
4 энергоблока суммарной мощностью 1760
МВт, что составляет около 50 % установленной
мощности генерирующих предприятий региона.
Определенные проектами 30-ти летние сроки
эксплуатации энергоблоков №1,2 истекли.
Сроки эксплуатации блоков № 3, 4 заканчиваются
соответственно в 2011 и 2014 годах. Существует
возможность модернизации и технического
перевооружения энергоблоков с целью продления срока их эксплуатации.
В настоящее время блоки № 1, 2 Кольской
АЭС работают с продленным сроком эксплуатации,
и их окончательный вывод планируется
соответственно в 2018 и 2019 годах. Также
ведутся работы по продлению сроков эксплуатации
блоков № 3, 4 на 25-30 лет с 2011 и 2014 годов соответственно.
06 октября 2006 года в г. Полярные Зори состоялась
встреча Губернатора Мурманской области
Юрия Алексеевича Евдокимова и Руководителя
Федерального агентства по атомной энергии Сергея Владиленовича
Кириенко, на которой был подписан Протокол
о сотрудничестве в совместной реализации
проектов строительства второй очереди
Кольской атомной электростанции (КАЭС-2)
и второй очереди Кандалакшского алюминиевого
завода (КАЗ-2).
Оба этих проекта являются единым комплексом. Для улучшения эффективности атомно-алюминиевого проекта ОАО «СУАЛ-Холдинг» предлагает начать реализацию первого этапа уже сейчас, используя для энергоснабжения первой очереди алюминиевого завода невостребованные мощности атомной станции. В рамках данного этапа предлагается заключить прямой договор между КАЭС и КАЗ-2 по согласованной с Росэнергоатомом цене, обеспечивающей повышение эффективности проекта, как в энергетическом, так и в алюминиевом бизнесе.
В рамках достигнутого соглашения основным потребителем электроэнергии с шин будущей КАЭС-2 будет проектируемый алюминиевый завод КАЗ-2.
Основными
предпосылками строительства
Новый алюминиевый завод, оборудованный
электролизерами с обожженными анодами
на силу тока 300 кА мощностью 500 тысяч тонн
товарного алюминия в год, предполагается
строить в две очереди. Мощность по производству
алюминия-сырца первой очереди составит
218 тыс. т./год, второй очереди - 282 тыс. т./год.
Площадка для строительства КАЗ-2 расположена в 18 км севернее г. Кандалакша и 6 км западнее ст. Пинозеро. Планируемый период строительства составляет 6 лет со вводом первой очереди завода в 2011 году.
Строительство
нового современного алюминиевого завода
даст увеличение доходной части бюджетов
всех уровней и социальных фондов за счет
отчислений после полного освоения
мощностей в
размере 3,4 млрд. руб. в год, в том числе:
в федеральный бюджет - 0,9 млрд. руб. в год,
в бюджеты местного уровня - 2,5 млрд. руб.
в год, а также создания объемов работ
для смежных отраслей (строительство,
транспорт, энергетика, машиностроение).
Объем работ, который необходимо освоить
строительно-монтажными организациями
в период строительства - 51 млрд. руб. в
ценах на 01.10.2006. Число занятых на строительстве
завода рабочих - 6400 человек.
Сегодня я хочу Вас познакомить также
с ближайшими перспективами развития
горно-промышленного комплекса Мурманской
области.
В 2007 году ЗАО «Северо-Западная фосфорная
компания» приступает к освоению месторождения
апатито-нефелиновых руд «Олений ручей».
Планируется создание нового горно-обогатительного комбината по производству
1,9 млн. тонн в год апатитового и 1,8 млн.
тонн нефелинового концентратов. Мощность
комбината по добыче руды - 6 млн. тонн в
год. Общая стоимость проекта 660 млн. долл.
США. Будет создано дополнительно 1200 рабочих
мест.
На
месторождении ильменито-
На базе Сопчеозерского месторождения
хромитов ОАО «Кольская ГМК» планирует
организацию производства по добыче и
переработке 400 тыс. тонн в год хромитовой
руды с получением феррохрома и огнеупоров.
Стоимость проекта составляет приблизительно
100 млн. долл. США. Количество новых рабочих
мест - около 700.
В
2006 году утверждены запасы Федоро-Тундровского
месторождения платиноидов, недропользователем
которого является иностранная корпорация
«Баррик Голд Корпорейшн». В 2008 году на
базе этого месторождения планируется
начало строительства крупного горно-обогатительного
комбината производительностью по добыче руды 10 млн. тонн в год
с получением концентратов и их дальнейшей
переработки на металлы платиновой группы.
Стоимость проекта около 600 млн. долл. США.
Продолжительность строительства 2 года.
Хочу упомянуть о всем известном крупномасштабном
проекте развития промышленности и транспортной
инфраструктуры на западном берегу Кольского
залива. Это создание специализированного
портового перевалочного комплекса сжиженного
природного газа в п. Видяево. Данный проект
разработан ОАО «Гипроспецгаз» по заданию
ОАО «Газпром» в рамках освоения Штокмановского
газоконденсатного месторождения.