Сравнительная характеристика экономических показателей Калининградской и Мурманской областей за 2009 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:06, реферат

Описание работы

Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Содержание

Глава 1. Экономическая характеристика Калининградской области ………

Глава 2. Экономическая характеристика Мурманской области………………

Глава 3. Список использованной литературы…………………………………..

Работа содержит 1 файл

региональная экономика субъектов РФ.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

    В настоящее время на акватории  Кольского залива размещены 3 комплекса  рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкера (ОАО «Мурманское морское пароходство» мощностью около 5 млн. тонн в год, ООО «Белое море сервис» мощностью 3 млн. тонн в год и ООО «Белокаменка» мощностью около 6 млн. тонн в год). Например, водоизмещение РПК «Белокаменка» - 415 тысяч тонн - это единственное судно в стране такого типа, находящееся под Российским флагом.

    Уже функционируют береговые терминалы  по перегрузке нефтеналивных грузов в п.Мохнаткина Пахта мощностью  около 2,5 млн. тонн в год и на территории ФГУП «35 Судоремонтный завод МО РФ» мощностью около 4 млн. тонн в год. Перегрузка углеводородов осуществляется также на базе Мурманского морского рыбного порта и специализированного порта Витино.

    Но  мощность существующих береговых нефтеперегрузочных комплексов не может обеспечить требуемых  объемов перевалки углеводородного  сырья. Существует потребность в строительстве новых более мощных береговых комплексов. Следует отметить, что в последнее время на транспортном комплексе Мурманской области и вокруг него произошло и происходит много позитивных событий.

    Разработана и в октябре 2003 года утверждена на Государственном Совете под председательством Президента России Транспортная стратегия Российской Федерации, определяющая ключевые и приоритетные направления развития транспортного комплекса как России в целом, так и нашего региона. 
 
В рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации в регионе разработана Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла, предусматривающая реконструкцию и
строительство комплексов для перегрузки нефтеналивных и генеральных грузов, угля и контейнеров на западном и восточном берегах Кольского залива, а также развитие железнодорожных путей старой части порта.

    Одним из наиболее значимых проектов развития инфраструктуры западного берега Кольского  залива является строительство компанией ЗАО «Синтез Петролеум» нефтеперерабатывающего завода и нефтеперегрузочного комплекса в районе устья р. Лавна.

    Нефтеперерабатывающий завод мощностью 6,0 млн. т/год на первом этапе предназначен для первичной  переработки смеси нефти месторождения «Варандей море» и двух видов нефтей месторождения в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. 
Предполагается
получение следующих товарных продуктов: 
- сжиженные углеводородные газы С3 и C4 
- автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95; 
- прямогонный бензин (ценное сырье для этиленовых установок и сырье для получения высокооктановых бензинов); 
- дизельное топливо (летнее и зимнее); 
- мазут.

    В последующем намечается развитие (расширение) НПЗ для осуществления глубокой переработки мазута и доведения глубины переработки нефти до 95%.

    В рамках инвестирования в строительство  базы снабжения и нефтеперегрузочного  комплекса ЗАО «Синтез Петролеум» планируется размещение резервуарного  парка и 7 выносных причалов суммарной длиной причального фронта 2,3 км, с глубиной у кордона от 7,5 до 25 метров. Рассматривается возможность приема и обработки нефтеналивных грузов в объеме до 10 млн. т/год и грузов снабжения, материалов и оборудования до 1 млн. т/год, поступающих железнодорожным транспортом.

    Предполагаются  производственные связи с нефтедобывающими компаниями, работающими в Тимано-Печорской  нефтегазоносной провинции, гарантирующими обеспечение предприятия сырьем. При реализации товарных нефтепродуктов предлагаются производственные связи с нефтепродуктовыми компаниями прилегающих областей и, в частности, Архангельской области.

    Также предполагается сотрудничество с Российскими и зарубежными судоходными компаниями, которые будут обеспечивать доставку сырья для НПЗ и отгрузку товарных нефтепродуктов на экспорт.

    03 декабря 2003 года была одобрена  «Декларация о намерениях инвестирования  в строительство железнодорожного подъездного пути и портового комплекса для угля и генеральных грузов» ООО «Управляющая компания «Транссервис» - дочерней компании ОАО «Холдинговая компания «Кузбассразрезуголь». В рамках реализации данного проекта созданы компании ООО «Морской торговый порт «Лавна» и ООО «Лавнатранс».

    Комплекс  для перегрузки угля мощностью 15,0 млн. т/год будет представлять собой 2 причала общей длиной 1230 метров, способных принимать суда дедвейтом до 65 тысяч тонн, крытые склады площадью 8,1 тыс. м2 и открытые грузовые площадки общей площадью около 94,0 тыс. м2.

    Еще одним проектом является создание нефтекомплекса в районе поселка Белокаменка  Полярнинского района. Соответствующая  декларация о намерениях ОАО «Мурманское  морское пароходство» предварительно согласована 23 августа 2006 года.

    С начала 2006 года ОАО «Мурманское морское пароходство» ведет проектно-изыскательские работы, направленные на реализацию производственной программы, заложенной в декларацию. Предполагается использовать существующую инфраструктуру (комплекс незавершенного строительства) и на базе ранее проектировавшихся объектов создать единый нефтяной комплекс, предназначенный для:

    1) приема, хранения и отгрузки нефти,  вывозимой танкерами компании  с российских арктических месторождений, в танкера крупного тоннажа (мощностью около 3 млн. тонн); 
2) переработки нефти в товарные нефтепродукты, в первую очередь, топлива судовых марок, для снабжения судов ОАО «Мурманское морское пароходство» (мощностью 0,2 млн. тонн); 
3) приема и
утилизации нефтесодержащих отходов всех видов, образующихся при эксплуатации судов (льяльно-балластные, слоповые, моечные воды, нефтешламы). 
 
С учетом реализации других проектов прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит около 50 миллионов тонн (с учетом дополнительного объема углей 15 миллионов тонн, нефтепродуктов - 27 миллионов тонн, генеральных грузов - 3 миллиона тонн и 1 миллион TEUs) и 70 миллионов тонн к 2015 году. 
  
Воплощение в жизнь данной схемы выходит за пределы возможностей региона, так как сдерживающим фактором в начале реализации этого глобального,
социально значимого для области проекта - это отсутствие на западном берегу Кольского залива транспортной инфраструктуры (железной дороги и причальных линий).

    В настоящее время проходят изыскательские работы на строительство участка  железной дороги от станции Мурмаши-2 до проектируемой станции Лавна, стоимостью около 256 млн. долларов, которая включена в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)».

    Одним из путей решения вопроса о  строительстве железнодорожной  ветки на западном берегу является возможность создания частно-государственного партнерства в интересах всех участников - инвесторов в строительство  инфраструктуры западного берега Кольского залива. 
 
В ближайшее время предстоит значительный рост электропотребления, превышающий в целом возможности имеющихся электросетевых и генерирующих мощностей в регионе. Притом, что в целом Кольская энергосистема является избыточной, в скором времени ожидается возникновение энергодефицита в северной части
энергосистемы Мурманской области. Практически все крупные промышленные потребители электроэнергии в той или иной форме заявили о возможном увеличении электропотребления для собственного развития. 
 
Решение назревающей проблемы энергодефицита Мурманской области заключается в строительстве новых энергоблоков для замещения выбывающих мощностей и обеспечения в полном объеме спроса на электроэнергию в связи с развитием промышленности региона. На данный момент разработана предпроектная документация на
строительство Кольской АЭС-2, которая будет располагаться в районе Кунчаст-губы оз. Имандра (около 8 км от города Полярные Зори и 4 км от действующей АЭС). Площадка КАЭС-2 обосновывается для размещения 3 серийных энергоблоков ВВЭР-1000. Планируемый срок ввода первого блока 2013 год.

    Необходимость строительства КАЭС-2 обусловлена, прежде всего, необходимостью замещения мощностей первых блоков Кольской атомной электростанции № 1. В настоящее время Кольской АЭС эксплуатируется 4 энергоблока суммарной мощностью 1760 МВт, что составляет около 50 % установленной мощности генерирующих предприятий региона. Определенные проектами 30-ти летние сроки эксплуатации энергоблоков №1,2 истекли. Сроки эксплуатации блоков № 3, 4 заканчиваются соответственно в 2011 и 2014 годах. Существует возможность модернизации и технического перевооружения энергоблоков с целью продления срока их эксплуатации. В настоящее время блоки № 1, 2 Кольской АЭС работают с продленным сроком эксплуатации, и их окончательный вывод планируется соответственно в 2018 и 2019 годах. Также ведутся работы по продлению сроков эксплуатации блоков № 3, 4 на 25-30 лет с 2011 и 2014 годов соответственно. 
 
06 октября 2006 года в г. Полярные Зори состоялась встреча Губернатора Мурманской области Юрия Алексеевича Евдокимова и Руководителя Федерального агентства по
атомной энергии Сергея Владиленовича Кириенко, на которой был подписан Протокол о сотрудничестве в совместной реализации проектов строительства второй очереди Кольской атомной электростанции (КАЭС-2) и второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ-2).

    Оба этих проекта являются единым комплексом. Для улучшения эффективности  атомно-алюминиевого проекта ОАО  «СУАЛ-Холдинг» предлагает начать реализацию первого этапа уже сейчас, используя для энергоснабжения первой очереди алюминиевого завода невостребованные мощности атомной станции. В рамках данного этапа предлагается заключить прямой договор между КАЭС и КАЗ-2 по согласованной с Росэнергоатомом цене, обеспечивающей повышение эффективности проекта, как в энергетическом, так и в алюминиевом бизнесе.

    В рамках достигнутого соглашения основным потребителем электроэнергии с шин  будущей КАЭС-2 будет проектируемый алюминиевый завод КАЗ-2.

    Основными предпосылками строительства КАЗ-2 помимо наличия свободных энергетических ресурсов является наличие у компании ОАО «СУАЛ-Холдинг» собственного глинозема, возможность использования потенциала морских портов Мурманск и Кандалакша, возможность использовать в строительстве отечественные материалы и оборудование и достаточное количество трудовых ресурсов. 
Новый алюминиевый завод, оборудованный электролизерами с обожженными анодами на силу тока 300 кА мощностью 500 тысяч тонн товарного алюминия в год, предполагается строить в две очереди. Мощность по производству алюминия-сырца первой очереди составит 218 тыс. т./год, второй очереди - 282 тыс. т./год.

    Площадка  для строительства КАЗ-2 расположена  в 18 км севернее г. Кандалакша и 6 км западнее ст. Пинозеро. Планируемый период строительства  составляет 6 лет со вводом первой очереди  завода в 2011 году.

    Строительство нового современного алюминиевого завода даст увеличение доходной части бюджетов всех уровней и социальных фондов за счет отчислений после полного освоения мощностей в размере 3,4 млрд. руб. в год, в том числе: в федеральный бюджет - 0,9 млрд. руб. в год, в бюджеты местного уровня - 2,5 млрд. руб. в год, а также создания объемов работ для смежных отраслей (строительство, транспорт, энергетика, машиностроение). 
Объем работ, который необходимо освоить строительно-монтажными организациями в период строительства - 51 млрд. руб. в ценах на 01.10.2006. Число занятых на строительстве завода рабочих - 6400 человек. 
 
Сегодня я хочу Вас познакомить также с ближайшими перспективами развития горно-промышленного комплекса Мурманской области. 
В 2007 году ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» приступает к освоению месторождения апатито-нефелиновых руд «Олений ручей». Планируется создание нового горно-
обогатительного комбината по производству 1,9 млн. тонн в год апатитового и 1,8 млн. тонн нефелинового концентратов. Мощность комбината по добыче руды - 6 млн. тонн в год. Общая стоимость проекта 660 млн. долл. США. Будет создано дополнительно 1200 рабочих мест.

    На  месторождении ильменито-титаномагнетитовых руд Юго-Восточная Гремяха в настоящее время завершается полный комплекс полевых геологоразведочных работ. В 2007 году планируется утверждение запасов в ФГУ «Государственная комиссия по запасам», после чего начнется освоение месторождения. Компанией ОАО «Кольская ГМК» планируется строительство горно-металлургического предприятия по добыче и переработке 2 млн. тонн в год руды с получением ванадиевого чугуна и титановых продуктов. Ориентировочная стоимость проекта - 400 млн. долл. США, количество вновь созданных рабочих мест - две тысячи. 
 
На базе Сопчеозерского месторождения хромитов ОАО «Кольская ГМК» планирует организацию производства по добыче и переработке 400 тыс. тонн в год хромитовой руды с получением феррохрома и огнеупоров. Стоимость проекта составляет приблизительно 100 млн. долл. США. Количество новых рабочих мест - около 700.

    В 2006 году утверждены запасы Федоро-Тундровского месторождения платиноидов, недропользователем которого является иностранная корпорация «Баррик Голд Корпорейшн». В 2008 году на базе этого месторождения планируется начало строительства крупного горно-обогатительного комбината производительностью по добыче руды 10 млн. тонн в год с получением концентратов и их дальнейшей переработки на металлы платиновой группы. Стоимость проекта около 600 млн. долл. США. Продолжительность строительства 2 года. 
 
Хочу упомянуть о всем известном крупномасштабном проекте развития промышленности и транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Это создание специализированного портового
перевалочного комплекса сжиженного природного газа в п. Видяево. Данный проект разработан ОАО «Гипроспецгаз» по заданию ОАО «Газпром» в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Информация о работе Сравнительная характеристика экономических показателей Калининградской и Мурманской областей за 2009 г.