Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:06, реферат
Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Глава 1. Экономическая характеристика Калининградской области ………
Глава 2. Экономическая характеристика Мурманской области………………
Глава 3. Список использованной литературы…………………………………..
В период 2002-2007 гг. наблюдалось структурное
изменение долгосрочных финансовых вложений
предприятий относительно краткосрочных
- в сторону увеличения, что свидетельствует
о положительной динамике инвестиционной
деятельности и об улучшении инвестиционного
климата в регионе. Действие на территории
области закона об «Особой
экономической зоне» позволяет
прогнозировать сохранение данной тенденции.
Структурный анализ инвестиций в нефинансовые
активы указывает на увеличение расходования
инвестиций в основной капитал, что, в
свою очередь, свидетельствует о формировании
основных фондов предприятий, увеличения
капиталоемкости производств, ввода в
эксплуатацию новых технологических линий
и институциональном развитии экономики
в целом.
Основными объектами инвестиционной деятельности
в структуре инвестиций в основной капитал
являются производственные здания и сооружения,
машины, оборудование, инструмент, инвентарь.
В регион уже пришли инвесторы более чем
из 70 стран.
Накопленный иностранный капитал в секторах
экономики Калининградской области за
2008 год составил - 724,0 млн. долларов США.
Основные странами-инвесторами за период
январь-сентябрь 2008 года были США (24,8% от
общего объема инвестиций), Польша (23,3%),
Дания (13,8%) и Кипр (13,%).
Инвестиции, поступившие из основных стран-инвесторов в 2008 году, тыс. долларов США | Поступило в 2008 | |
всего | в % к итогу | |
Всего | 375 955,8 | 100 |
в том числе: | ||
Кипр | 79 258,9 | 21,1 |
Соединенные штаты | 76 760,7 | 20,4 |
Польша | 72 178,6 | 19,2 |
Дания | 41 333,0 | 11,0 |
Литва | 32 776,3 | 8,7 |
Виргинские острова. Британские | 24 300,0 | 6,5 |
Швейцария | 17 921,0 | 4,8 |
Правительство
Калининградской области
намерено продолжать политику стимулирования
инвестиционного процесса в регионе и
создавать дополнительные возможности
для эффективного вложения капитала.
Достижения Калининградской области в 2009 г.
Глава 2. Экономические характеристики Мурманской области за 2009 г.
Экономика региона ориентирована в основном на использование природных ресурсов. Область обеспечивает 100% российского производства апатитового и 12% железорудного концентратов, 14% рафинированной меди, 43% никеля, 14% пищевой рыбной продукции.
Крупнейшие
предприятия региона:
Кольская горнометаллургическая компания
(в нее входят комбинаты "Североникель"
и "Печенганикель");
ОАО "Апатит"
Кандалакшский алюминиевый завод (входит
в Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию);
ОАО "Ковдорский ГОК";
ОАО "Олкон";
Кольская атомная электростанция;
ОАО "Колэнерго";
Три рыбодобывающих флота, включая крупнейший
в отрасли АО "Мурманский траловый флот".
Главные промышленные центры - города
Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Мончегорск,
Кировск, Оленегорск.
Несмотря на суровые природно-климатические
условия Заполярья, Мурманская область
располагает собственным сельскохозяйственным
производством, что позволяет частично
решать проблему снабжения северян свежими
продуктами питания. Развито животноводство,
оленеводство. Разводят крупный рогатый
скот (молочно-мясные породы), оленей, птицу,
свиней.
Мурманская область располагает большим по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. Разнообразие природных ресурсов, приграничное положение, развитые промышленный комплекс и транспортная сеть с крупными морскими портами на Баренцевом и Белом морях определяют важное стратегическое и геополитическое значение региона не только в России, но и на мировом уровне.
Экономика области в значительной степени базируется на использовании природно-ресурсного потенциала, основную роль в котором играют минерально-сырьевые и биологические (рыбные) ресурсы, что определило ее промышленную специализацию, представленную экспортно-ориентированными горнопромышленным, металлургическим и рыбопромышленным комплексами. В области производятся значительные объемы общероссийского производства цветных металлов (никель, медь, кобальт, платиноиды, алюминий), железорудного, апатитового и нефелинового концентратов, значительная часть которых экспортируется, что положительно сказывается на экономике региона.
Вместе с тем, в 2000-2001 годы отчетливо проявилась тенденция снижения темпов экономического развития области, что в значительной мере объясняется ухудшением сырьевой базы.
В структуре промышленного производства в это время доминирующее положение по-прежнему занимает цветная металлургия, хотя ее доля в структуре продаж существенно снизилась почти на 10% к 2000 г. Примерно такое же снижение доли продаж отмечалось в рыбной промышленности, утратившей 2-е место в структуре промышленного производства области, которое она занимала в 1991 г.
Наиболее существенный рост (более чем в 3 раза) доли в структуре продаж отмечено у электроэнергетики, главным образом в результате повышения тарифов, которые все же остаются в области более низкими, чем в других регионах Северо-Запада. Поступательно развивались в области также химическая промышленность и черная металлургия.
Традиционно высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса области возрастает за счет роста экспортных поставок при относительной стабильности импорта, коэффициент валютного покрытия импорта, составлявший в 1995 г. 2.8, в 2000г. - 5.6, достиг в 2005 г. - 7.5. Как позитивную следует отметить тенденцию роста импорта машин и оборудования и сокращение импорта продовольствия, потребность в котором в большей степени обеспечивается отечественными поставщиками.
Динамика инвестиций в основной капитал области в целом примерно соответствует общероссийским показателям. Можно отметить стабилизацию объема инвестиций в области с 2001 г. в размере около 50% от уровня 1991 г. При этом наиболее существенные объемы иностранных инвестиций приходятся на 2000 г. Однако абсолютный размер иностранных инвестиций для масштабов Мурманской области крайне незначителен, и составляет несколько процентов в общем объеме капитальных вложений.
Современное
состояние экономики и
Обобщая
сказанное, можно сформулировать основные
проблемы и тенденции развития экономики
Мурманской области
В современных условиях главным фактором,
определяющим возможности развития и
экономического роста региональной экономики,
является конкурентоспособность отдельных
отраслей или комплексов хозяйства и создание
условий, способствующих реализации тех
преимуществ, которыми располагает регион
в целом.
Одним из факторов, формирующим устойчивые конкурентные преимущества региона и его предприятий, является создание конкурентоспособных кластеров, т.е. групп взаимосвязанных фирм и институтов, позволяющих использовать регион в качестве уникальной агломерационной среды, повышающей эффективность каждого участника, так и его устойчивость рамках современной сетевой экономической многоуровневой структуры.
Отсутствие до настоящего времени на территории Myрманской области собственных источников топлива, особенно высокоэффективных как нефть и природный газ, существенно ограничивает, сдерживает развитие многих производств экономики в целом. Поэтому решение о создании некоммерческой организации «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» для осуществления проектов освоения Штокмановского газоконденсатного и других месторождений на Арктическом шельфе можно рассматривать как значимое событие и начальную фазу формирования промышленного кластера, способного повысить конкурентные преимущества региона, дать новый мощный импульс развитию экономики области.
Основные эффекты, возникающие при формировании кластеров:
1. Снижение трансакционных издержек
2. Возможность
обеспечения конкурентных
3. Потенциал взаимовыгодных деловых долгосрочных отношений.
4. Выигрыш,
базирующийся на теории
Необходимо учитывать как позитивные последствия освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа для экономики Мурманской области, так и возможные риски и негативные последствия. Весьма ценным при этом является максим возможное использование норвежского опыта решения подобных проблем с учетом российской специфики. Сложность многовариантность проблем и решений обуславливает необходимость научного сопровождения и слаженной работы всех участников ассоциации.
При успешной
реализации проектов Мурманская область
может стать локомотивом роста,
способствующим раз конкурентоспособных
территориальных промышленных кластеров
на базе использования топливно-
В последнее время с учетом возрастающей конкуренции на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг роль и значение Мурманского транспортного узла значительно возрастает и занимает весьма значимую роль в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения и формировании бюджетов всех уровней. Доля транспортного комплекса в структуре валового регионального продукта составляет примерно 10%.
В Мурманской области имеется достаточно развитая транспортно- коммуникационная система, представленная всеми видами транспорта, кроме магистрального трубопроводного.
Продолжается
активный прирост объемов переработки
грузов морскими портами Мурманской
области. В 2005 году общий объем грузопереработки
портов региона составил 19,6 миллионов тонн (темп
роста к 2000 году 180 %). В первую очередь рост
обеспечен увеличением объемов переработки
экспортных грузов (уголь, нефть и нефтепродукты,
глинозем), которые по сравнению с 2000 годом
возросли почти в 2 раза.
Начиная с 2002 года на акваториях Кольского
и Кандалакшского заливов Мурманской
области через порты и рейдовые перегрузочные
комплексы начата активная переработка
нефти и нефтепродуктов на экспорт, объемы
которой в 2005 году составили 8 миллионов
тонн. С августа 2000 года в Печорском море
функционирует
уникальный арктический
подводный терминал для отгрузки нефти
на морские танкеры. В планах до 2010 года
объем вывоза нефти через этот терминал
планируется увеличить до 8 млн. тонн в
год.