Специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль, значение и сущность финансов;
- рассмотреть сущность и цели специальных фондов;
- рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;
- проанализировать доходные и расходные части фонда;
- дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;
- проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Средства территориального фонда  направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает  местная администрация.

Всем гражданам России по месту  жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин  получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем войдет как минимум скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

 

1.4 Правовые основы образования специальных социальных фондов.

 

Правом образовывать специальные социальные  фонды обладают как федеральные органы власти, так и региональные органы.

Целевые фонды, созданные на федеральном  уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных  органов.

Правовой основой образования  государственных социальных целевых  фондов является прежде всего Конституция  Российской Федерации  и Бюджетный  кодекс РФ.

Право на социальное обеспечение граждан  России записано в статье 39 Конституции  РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные  источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета  Российской Федерации и региональных бюджетов.

Государственные социальные фонды  действуют на основе положений о  фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии законами.

Контроль за рациональным и целевым  расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Определенные полномочия по регулированию  деятельности государственных целевых  фондов возложены на органы Федерального казначейства. Главной задачей единой централизованной системы Федерального казначейства служит организация обслуживания государственного бюджета, а также регулирование финансовых отношений между федеральный бюджетом и федеральными целевыми фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, в том числе целевых фондов.

Государственные внебюджетные фонды  в Российской Федерации имеют  социальную направленность и строго целевое назначение. В зависимости  от целевого назначения государственные  внебюджетные фонды делятся на две  группы: целевые социальные фонды  и целевые экономические фонды.

К государственным целевым социальным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации; 
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

К государственным целевым экономическим  фондам относятся: территориальные  дорожные фонды; внебюджетные фонды  финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

 

2.1 Доходы пенсионного фонда.

 

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением.

Средства  фонда формируются за счет:

  • страховых взносов;
  • поступлений единого социального налога;
  • ассигнований из бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства  ПФР используются на выплату пенсий (по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет, пенсий военнослужащим) и государственных пособий.

Динамика  доходов и расходов Пенсионного  фонда России отражена  на рисунке 3.

Рис. 3 Динамика доходов Пенсионного фонда России

Как показывает диаграмма, за период 2010-2011 г.г. существует устойчивая тенденция роста доходов  Пенсионного фонда России. При  этом доходы значительно превышают  расходы фонда. В целом за рассматриваемый  период доходы ПФР увеличились на 503958,31 млн. руб. или в 2,8 раза.

Теперь  рассмотрим динамику структуры доходов  Пенсионного Фонда России за аналогичный  период. Данные о структуре доходной части ПФР представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Структура доходной части ПФР в 2010-2011 г.г.

 

Статьи доходов

2010г.

2011г.

фактически, млн. руб.

доля, 

%

фактически, млн. руб.

доля, %

1. Остаток денежных средств Фонда

8097,49

1,84

98 321,86

15,59

2. Страховые взносы

355981,99

81,02

20045,84

3,18

3. Мобилизация просроченной задолженности  плательщиков страховых взносов в Фонд

19989,50

4,55

25788,81

4,09

4. Суммы  единого  социального налога

3143,93

0,72

445321,79

70,64

5. Средства передаваемые иными  фондами или возмещаемые иными  фондами

349,14

0,08

302,07

0,05

6. Страховые  взносы  по  дополнительному     тарифу

142,97

0,03

182,82

0,03

7. Средства федерального бюджета,  передаваемые Фонду 

26800,35

6,1

34466,58

5,47

8. Средства, вырученные от реализации  продовольствия 

8702,21

1,98

490

0,08

9. Поступления от продажи облигаций  федерального займа

11459,76

2,61

-

-

10. Прочие поступления

4710,68

1,07

2533,74

0,4

11. Средства, полученные    в     результате     проведения

мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд

-

-

2988,58

0,47

ИТОГО

439378,02

100

630442,09

100


 

Как видно  из таблицы 1, структура доходной части  Пенсионного фонда за период 2010-2011 г.г. неоднозначна, однако, существенных структурных сдвигов не произошло: в 2010 г. отсутствовало поступление  средств за счет мероприятий реструктуризации задолженности в фонд, 2011 г. не отмечено поступлений от продажи облигаций  федерального займа. В целом, основные изменения в динамике и структуре  доходной части бюджета выглядят следующим образом: в 2010 г. наибольший удельный вес в структуре доходов  приходится на страховые взносы (81,02 %), в 2011 г. доля страховых взносов  составляет лишь 3,18 %. Такое значительное снижение произошло благодаря увеличению доли поступлений по единому социальному  налогу: в целом за 2010-2011 г.г. в  абсолютном выражении доходы от ЕСН  возросли с 3143,93 до 445321,79 млн. руб., а  в относительном – с 0,72 до 70,64%. При этом существенно увеличилась  доля остатка денежных средств фонда  на начало отчетного периода - 15,59 % в 2001 г. против 1,84 % в 2010 г. Особо можно  также отметить снижение доли доходов  от Средств, вырученных от реализации  продовольствия. Иные структурные элементы изменились незначительно.

Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2002 год по доходам составляет порядка 783,477 млн. рублей или 35,6% к доходной части федерального бюджета.

Доходная  часть бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации сформирована с учетом введения в действие с 1 января 2002 года проекта федерального закона “О внесении дополнений и изменений  в Налоговый кодекс Российской Федерации  и в некоторые акты законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах”, которым предусмотрено  ставку 28% действующего единого социального  налога (ЕСН) разделить наполовину, при этом ЕСН по ставке 14,0 % зачислять  в федеральный бюджет, страховые  взносы по ставке 14% - в бюджет Пенсионного  фонда.

Далее проведем анализ динамики структуры  расходной части Пенсионного  Фонда Российской Федерации за период 20-201 г.г., когда исполнение бюджета ПФР уже утверждено Таблица 2.

 

2.2 Расходная часть пенсионного  фонда.

 

Структура расходной части Пенсионного  Фонда России в 2010-2011 г.г.

Статьи расходов

2010г.

2011г.

фактически, млн. руб.

доля,

%

фактически, млн. руб.

доля, %

1. Выплаты  трудовых  пенсий 

207375,76

76,4

299503,28

87,81

2. Компенсационные выплаты неработающим  трудоспособным  лицам, осуществляющим  уход  за   нетрудоспособными гражданами

110,16

0,04

110,71

0,03

3. Выплаты пенсий гражданам, получающим  пенсии за счет страховых взносов,  выехавшим за границу                                         

49,52

0,02

59,58

0,02

4. Выплаты пенсий в соответствии

с Временным соглашением  между Правительствами РФ и Украины  о гарантиях прав граждан,  работавших в районах  Крайнего Севера

0,27

0,001

0,88

0,01

 

Продолжение таблицы 2

Статьи расходов

2010 г.

2011 г.

фактически, млн. руб.

доля, %

фактически, млн. руб.

доля, %

5. Выплаты социальных пособий на  погребение и оказание гарантированного  перечня услуг по  погребению получателям государственных пенсий за счет страховых взносов                                                    

1268,42

0,47

1 354,28

0,39

6. Расходы на доставку и пересылку  государственных пенсий и  пособий, финансируемых  за счет  страховых взносов                                                    

2909,92

1,07

4288,74

1,26

7. Выплаты государственных пенсий  и пособий, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета и финансируемых на возвратной основе               

16448,54

6,06

25420,84

7,45

8. Расходы на доставку и пересылку  государственных пенсий и пособий,  финансируемых  за  счет средств  федерального бюджета                          

241,52

 

0,09

378,56

0,11

9. Погашение задолженности по выплатам  государственных пенсий и пособий  за 1998 год                              

26257,12

9,67

   

10. Расходы на выплату пенсий  членам летных экипажей воздушных  судов гражданской  авиации  

48,52

0,02

139,98

0,04

11. Единовременная выплата в соответствии  с постановлением Правительства  РФ от 3.05.99 N 484  "О мерах поддержки  пенсионеров из числа Героев СССР, Героев РФ и участников Великой Отечественной Войны в 1999-2000 гг."                   

0,41

0,009

   

12. Содержание органов Фонда                                  

1721,74

0,64

2373,40

0,7

 

Продолжение таблицы 2

Статьи расходов

2010 г.

2011 г.

фактически, млн. руб.

доля, %

фактически, млн. руб.

доля, %

13. Курсовые  мероприятия,  подготовка  и переподготовка кадров                                                        

11,86

0,01

180,33

0,05

14. Создание инфраструктуры и   осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для  целей гос. Пенсионного страхования

554,82

0,2

1546,22

0,45

15. Капитальные вложения и проектные  работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета                                    

200,0

0,07

   

16. Расходы на погашение временно  привлеченных кредитов        

201,36

0,07

424,00

0,12

17. Расходы на погашение временно  привлеченных кредитов                                                     

559,29

0,21

   

18. Расходы на международное

сотрудничество 

   

1,85

0,01

19. Расходы, связанные с  улучшением условий проживания 

престарелых  

   

2964,42

0,87

20. Возврат  средств Фонду социального страхования РФ

500,92

0,18

   

21. Расходы на приобретение облигаций  федерального займа

11000,00

4,05

   

22. Прочие расходы                                      

1961,75

0,72

2309,09

0,68

ИТОГО

271421,9

100

341056,16

100

           

 

Как показывают данные таблицы 2, за период 2010-2011 г.г. в структуре расходов ПФР произошли следующие изменения: с 207375,76 до 299503,28 млн. руб. в абсолютном выражении возросли расходы на выплату пенсий, тем самым доля данных расходов возросла с 76,4 до 87,81 %. В 2001 г. в структуре расходов ПФР возникла статья “Расходы на международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения”, однако, удельный вес ее весьма мал и составляет 0,01 %.

Одной из форм государственного финансового  контроля за движением средств социальных внебюджетных фондов является документальная ревизия доходных и расходных  статей бюджета Пенсионного фонда, осуществляемая Счетной Палатой  РФ. Результаты данной ревизии позволяют  сделать основные выводы об эффективности  работы Пенсионного фонда страны за соответствующий период. Результаты проверки, проводимой Счетной Палатой  России публикуются в сентябре месяце года, следующего за ревизионным.

Общие расходы  на выплату страховой части трудовой пенсии предусмотрены в сумме 371,46 млрд. рублей. Сумма страховых взносов, поступающих в Фонд, не обеспечивает финансирование страховой части  трудовых пенсий. Недостаток их в сумме 127,0 млрд. рублей предлагается покрывать  за счет переходящего остатка денежных средств Фонда на 1 января 2002 года и средств, поступающих от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов и ЕСН.

Указанный недостаток средств (34% от потребности) в условиях реформирования пенсионной системы свидетельствует о ее недостаточной финансовой надежности и устойчивости.

Рассмотрим  основные итоги деятельности ПФР  за 2010 и 2011 г.г.

В 2010 году обеспеченность финансирования выплаты пенсий собственными доходами в целом по системе ПФР составляла 113,9 %. Из 88 региональных отделений ПФР в 38 обеспеченность собственными доходами составляла более 100 %. Задолженности по финансированию выплаты пенсий в ревизуемом периоде не было.

Снижение  против утвержденных бюджетом расходов на выплату трудовых пенсий сложилось  в связи с уменьшением среднегодовой  численности получателей трудовых пенсий на 270,3 тыс. человек, отклонением  против запланированного среднегодового размера трудовой пенсии без учета  мероприятий по индексации и повышению  пенсий, невыполнением плана по дополнительным расходам на выплату трудовых пенсий (в основном за счет меньшего числа  пенсионеров, перешедших на исчисление пенсий с применением индивидуального  коэффициента пенсионера).

Невыполнение  утвержденных бюджетом расходов по выплате  пенсий и пособий, финансируемых  ПФР на возвратной основе из федерального бюджета, связано с тем, что в 2010 году уменьшилась численность пенсионеров-инвалидов вследствие военной травмы (на 67,6 тыс. человек), пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы (на 11,7 тыс. человек), а также участников Великой Отечественной войны, получающих вторую пенсию или надбавку (на 96,1 тыс. человек).

III БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПО ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ

 

3.1 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы

Российской Федерации

 

Стратегия долгосрочного  развития пенсионной системы Российской Федерации (далее  -  Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" с учетом бюджетных посланий Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", от 29 июня 2011 г. "О  бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", от 28 июня 2012 г. "О  бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г., Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Необходимость подготовки Стратегии обусловливается  экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед  
отечественной системой пенсионного страхования (далее  -  пенсионная система).

Цель Стратегии - определение направлений и задач по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы.

Стратегия направлена на совершенствование пенсионной системы, которая должна быть адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации  и соответствовать международным  стандартам.

Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.

Стратегия базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Российской Федерации  и мировых тенденций развития пенсионных систем.

 

3.2 Основные итоги функционирования пенсионной системы

 

В Российской Федерации последние 10 лет проводились мероприятия, которые направлены на совершенствование пенсионной системы и по итогам которых достигнуты следующие результаты:

установление  гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

Информация о работе Специальные фонды