Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль, значение и сущность финансов;
- рассмотреть сущность и цели специальных фондов;
- рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;
- проанализировать доходные и расходные части фонда;
- дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;
- проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;
Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.
Всем гражданам России по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем войдет как минимум скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
1.4 Правовые основы образования специальных социальных фондов.
Правом образовывать специальные социальные фонды обладают как федеральные органы власти, так и региональные органы.
Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.
Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является прежде всего Конституция Российской Федерации и Бюджетный кодекс РФ.
Право на социальное обеспечение граждан России записано в статье 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета Российской Федерации и региональных бюджетов.
Государственные социальные фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии законами.
Контроль за рациональным и целевым
расходованием средств
Определенные полномочия по регулированию деятельности государственных целевых фондов возложены на органы Федерального казначейства. Главной задачей единой централизованной системы Федерального казначейства служит организация обслуживания государственного бюджета, а также регулирование финансовых отношений между федеральный бюджетом и федеральными целевыми фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, в том числе целевых фондов.
Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации имеют социальную направленность и строго целевое назначение. В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды.
К государственным целевым
К государственным целевым
II АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
2.1 Доходы пенсионного фонда.
ПФР создан
в целях государственного управления
финансами пенсионного
Средства фонда формируются за счет:
Средства ПФР используются на выплату пенсий (по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет, пенсий военнослужащим) и государственных пособий.
Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда России отражена на рисунке 3.
Рис. 3 Динамика
доходов Пенсионного фонда
Как показывает диаграмма, за период 2010-2011 г.г. существует устойчивая тенденция роста доходов Пенсионного фонда России. При этом доходы значительно превышают расходы фонда. В целом за рассматриваемый период доходы ПФР увеличились на 503958,31 млн. руб. или в 2,8 раза.
Теперь рассмотрим динамику структуры доходов Пенсионного Фонда России за аналогичный период. Данные о структуре доходной части ПФР представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Структура доходной части ПФР в 2010-2011 г.г.
Статьи доходов |
2010г. |
2011г. | ||
фактически, млн. руб. |
доля, % |
фактически, млн. руб. |
доля, % | |
1. Остаток денежных средств Фонда |
8097,49 |
1,84 |
98 321,86 |
15,59 |
2. Страховые взносы |
355981,99 |
81,02 |
20045,84 |
3,18 |
3. Мобилизация просроченной |
19989,50 |
4,55 |
25788,81 |
4,09 |
4. Суммы единого социального налога |
3143,93 |
0,72 |
445321,79 |
70,64 |
5. Средства передаваемые иными фондами или возмещаемые иными фондами |
349,14 |
0,08 |
302,07 |
0,05 |
6. Страховые взносы по дополнительному тарифу |
142,97 |
0,03 |
182,82 |
0,03 |
7. Средства федерального бюджета, |
26800,35 |
6,1 |
34466,58 |
5,47 |
8. Средства, вырученные от реализации продовольствия |
8702,21 |
1,98 |
490 |
0,08 |
9. Поступления от продажи |
11459,76 |
2,61 |
- |
- |
10. Прочие поступления |
4710,68 |
1,07 |
2533,74 |
0,4 |
11. Средства, полученные в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд |
- |
- |
2988,58 |
0,47 |
ИТОГО |
439378,02 |
100 |
630442,09 |
100 |
Как видно из таблицы 1, структура доходной части Пенсионного фонда за период 2010-2011 г.г. неоднозначна, однако, существенных структурных сдвигов не произошло: в 2010 г. отсутствовало поступление средств за счет мероприятий реструктуризации задолженности в фонд, 2011 г. не отмечено поступлений от продажи облигаций федерального займа. В целом, основные изменения в динамике и структуре доходной части бюджета выглядят следующим образом: в 2010 г. наибольший удельный вес в структуре доходов приходится на страховые взносы (81,02 %), в 2011 г. доля страховых взносов составляет лишь 3,18 %. Такое значительное снижение произошло благодаря увеличению доли поступлений по единому социальному налогу: в целом за 2010-2011 г.г. в абсолютном выражении доходы от ЕСН возросли с 3143,93 до 445321,79 млн. руб., а в относительном – с 0,72 до 70,64%. При этом существенно увеличилась доля остатка денежных средств фонда на начало отчетного периода - 15,59 % в 2001 г. против 1,84 % в 2010 г. Особо можно также отметить снижение доли доходов от Средств, вырученных от реализации продовольствия. Иные структурные элементы изменились незначительно.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год по доходам составляет порядка 783,477 млн. рублей или 35,6% к доходной части федерального бюджета.
Доходная
часть бюджета Пенсионного
Далее проведем анализ динамики структуры расходной части Пенсионного Фонда Российской Федерации за период 20-201 г.г., когда исполнение бюджета ПФР уже утверждено Таблица 2.
2.2 Расходная часть пенсионного фонда.
Структура расходной части Пенсионного Фонда России в 2010-2011 г.г.
Статьи расходов |
2010г. |
2011г. | |||
фактически, млн. руб. |
доля, % |
фактически, млн. руб. |
доля, % | ||
1. Выплаты трудовых пенсий |
207375,76 |
76,4 |
299503,28 |
87,81 | |
2. Компенсационные выплаты |
110,16 |
0,04 |
110,71 |
0,03 | |
3. Выплаты пенсий гражданам, |
49,52 |
0,02 |
59,58 |
0,02 | |
4. Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительствами РФ и Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера |
0,27 |
0,001 |
0,88 |
0,01 | |
Продолжение таблицы 2 | |||||
Статьи расходов |
2010 г. |
2011 г. | |||
фактически, млн. руб. |
доля, % |
фактически, млн. руб. |
доля, % | ||
5. Выплаты социальных пособий на
погребение и оказание |
1268,42 |
0,47 |
1 354,28 |
0,39 | |
6. Расходы на доставку и |
2909,92 |
1,07 |
4288,74 |
1,26 | |
7. Выплаты государственных |
16448,54 |
6,06 |
25420,84 |
7,45 | |
8. Расходы на доставку и пересылку государственных
пенсий и пособий, финансируемых за счет
средств федерального бюджета |
241,52 |
0,09 |
378,56 |
0,11 | |
9. Погашение задолженности по |
26257,12 |
9,67 |
|||
10. Расходы на выплату пенсий
членам летных экипажей |
48,52 |
0,02 |
139,98 |
0,04 | |
11. Единовременная выплата в |
0,41 |
0,009 |
|||
12. Содержание органов Фонда |
1721,74 |
0,64 |
2373,40 |
0,7 | |
Продолжение таблицы 2 | |||||
Статьи расходов |
2010 г. |
2011 г. | |||
фактически, млн. руб. |
доля, % |
фактически, млн. руб. |
доля, % | ||
13.
Курсовые мероприятия, подготовка и переподготовка
кадров |
11,86 |
0,01 |
180,33 |
0,05 | |
14. Создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей гос. Пенсионного страхования |
554,82 |
0,2 |
1546,22 |
0,45 | |
15. Капитальные вложения и проектные работы
по строительству межрегиональных и межрайонных
центров персонифицированного учета |
200,0 |
0,07 |
|||
16. Расходы на погашение временно привлеченных кредитов |
201,36 |
0,07 |
424,00 |
0,12 | |
17. Расходы на погашение временно
привлеченных кредитов |
559,29 |
0,21 |
|||
18. Расходы на международное сотрудничество |
1,85 |
0,01 | |||
19. Расходы, связанные с улучшением условий проживания престарелых |
2964,42 |
0,87 | |||
20. Возврат средств Фонду социального страхования РФ |
500,92 |
0,18 |
|||
21. Расходы на приобретение |
11000,00 |
4,05 |
|||
22. Прочие расходы |
1961,75 |
0,72 |
2309,09 |
0,68 | |
ИТОГО |
271421,9 |
100 |
341056,16 |
100 | |
Как показывают данные таблицы 2, за период 2010-2011 г.г. в структуре расходов ПФР произошли следующие изменения: с 207375,76 до 299503,28 млн. руб. в абсолютном выражении возросли расходы на выплату пенсий, тем самым доля данных расходов возросла с 76,4 до 87,81 %. В 2001 г. в структуре расходов ПФР возникла статья “Расходы на международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения”, однако, удельный вес ее весьма мал и составляет 0,01 %.
Одной из форм государственного финансового контроля за движением средств социальных внебюджетных фондов является документальная ревизия доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда, осуществляемая Счетной Палатой РФ. Результаты данной ревизии позволяют сделать основные выводы об эффективности работы Пенсионного фонда страны за соответствующий период. Результаты проверки, проводимой Счетной Палатой России публикуются в сентябре месяце года, следующего за ревизионным.
Общие расходы
на выплату страховой части
Указанный недостаток средств (34% от потребности) в условиях реформирования пенсионной системы свидетельствует о ее недостаточной финансовой надежности и устойчивости.
Рассмотрим основные итоги деятельности ПФР за 2010 и 2011 г.г.
В 2010 году обеспеченность финансирования выплаты пенсий собственными доходами в целом по системе ПФР составляла 113,9 %. Из 88 региональных отделений ПФР в 38 обеспеченность собственными доходами составляла более 100 %. Задолженности по финансированию выплаты пенсий в ревизуемом периоде не было.
Снижение
против утвержденных бюджетом расходов
на выплату трудовых пенсий сложилось
в связи с уменьшением
Невыполнение утвержденных бюджетом расходов по выплате пенсий и пособий, финансируемых ПФР на возвратной основе из федерального бюджета, связано с тем, что в 2010 году уменьшилась численность пенсионеров-инвалидов вследствие военной травмы (на 67,6 тыс. человек), пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы (на 11,7 тыс. человек), а также участников Великой Отечественной войны, получающих вторую пенсию или надбавку (на 96,1 тыс. человек).
III БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПО ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ
3.1 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы
Российской Федерации
Стратегия долгосрочного
развития пенсионной системы Российской
Федерации (далее - Стратегия) разработана
в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики" с учетом бюджетных посланий
Президента Российской Федерации от 29 июня
2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах",
от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике
в 2012 - 2014 годах", от 28 июня 2012 г. "О бюджетной
политике в 2013 - 2015 годах", послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 22 декабря 2011 г.,
Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации
от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до
2020 года, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537,
Концепции государственной миграционной
политики Российской Федерации на период
до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Необходимость
подготовки Стратегии обусловливается
экономическими и демографическими
вызовами, стоящими перед
отечественной системой пенсионного страхования
(далее - пенсионная система).
Цель Стратегии - определение направлений и задач по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы.
Стратегия направлена
на совершенствование пенсионной системы,
которая должна быть адекватной современному
экономическому развитию Российской Федерации
и соответствовать
Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.
Стратегия базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Российской Федерации и мировых тенденций развития пенсионных систем.
3.2 Основные итоги функционирования пенсионной системы
В Российской Федерации последние 10 лет проводились мероприятия, которые направлены на совершенствование пенсионной системы и по итогам которых достигнуты следующие результаты:
установление
гарантированного минимального уровня
материального обеспечения