Специальные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль, значение и сущность финансов;
- рассмотреть сущность и цели специальных фондов;
- рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;
- проанализировать доходные и расходные части фонда;
- дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;
- проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Впервые целевые фонды стали создаваться  в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. Государственный  целевой фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Специальные фонды это — важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих перед обществом задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Целью данной работы является анализ специальных социальных фондов как важнейшего элемента финансовой системы РФ.

         В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

-   изучить роль, значение и сущность финансов;

-   рассмотреть сущность и цели специальных фондов;

-   рассмотреть классификацию и особенности отдельных социальных фондов;

-   проанализировать доходные и расходные части фонда;

-   дать общую характеристику отдельным видам специальных фондов;

-   проанализировать недостатки и определить пути совершенствования функционирования специальных социальных фондов;

         В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы экономической теории: описание и сравнение, а также аналитический метод.

Объектом исследования являются особенности  теории и практики формирования и использования специальных фондов.

         Предметом рассмотрения данной курсовой работы является проблемы и пути совершенствования специальных фондов в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ.

 

    1. Понятие, роль, сущность и функции финансов.

          Финансы  – обобщающий экономический термин, означающий с одной 

стороны фонды денежных средств, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их движении, а с другой стороны – это  экономические отношения по поводу

 формирования, использования, перераспределения  фондов денежных средств.

 Этимология  термина "финансы" имеет  глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латынским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег". Как производное от этого глагола в XIII—XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин "finansia", в дословном переводе также означающий "денежный платеж". В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин "финансы" (фр. — "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки.

   Формирование и развитие финансов  как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом в работе "О доходах Афинской республики" и Аристотелем в работе "Государственное устройство Афин", индийским ученым Вашнагупта в работе "Наука о политике" и др.

  По  мере развития товарно-денежных  отношений и форм государственности  существенно расширялась система финансовых отношений экономических субъектов, а соответственно углублялось и трактование финансов. Наибольший расцвет финансов связывается с последним пятидесятилетием, когда государственные функции большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения заняли ведущее место в развитых экономических системах. Таким образом современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

        Сущность финансов  проявляется в финансовой политике  государства. Распределение и  использование финансовых ресурсов  в государстве осуществляется  в соответствии с действующим  законодательством. Кроме того, финансы  ориентированы на решение конкретных  задач, то есть имеют четкую  целевую направленность.

        Проявляется  две сущности финансов:

  1. Экономическая – подразумевает формирование, распределение и использование финансовых потоков с целью обеспечения постоянного воспроизводственного процесса. Она направлена на формирование ВВП, создание НТП, обновление фондов и кадрового потенциала.
  2. Социальная – подразумевает формирование, распределение и использование финансовых ресурсов с целью обеспечения социальных прав граждан.

     Следовательно, можно  сказать, что сущность финансов  проявляется во время движения  денежных средств, использования  финансовых ресурсов для финансирования расходов, связанных с деятельностью человека, предприятия и государства.

     Экономический строй  общества, природа и функции государства  определяют роль финансов в  процессе общественного воспроизводства.

        Выделяют три  основные роли финансов:

         1) человеческое  общество не может существовать  без постоянного воспроизводства,  еды, одежды, жилья и других  социальных услуг, а финансы  призваны обеспечить их постоянное  воспроизводство;

   2) государству необходимы  финансовые ресурсы для выполнения  своих основополагающих функций;

    1. ни одно предприятие не может существовать без финансов, поскольку они обеспечивают производство.

        Финансы выполняют  те функции, которые перед ними  ставит государство в соответствии  со своей финансовой политикой.  Здоровое функционирование финансов  во многом зависит от состояния  денежного обращения и кредита:  чем более развита денежная  и кредитная системы, тем эффективнее  происходит накопление и перераспределение  общественного богатства.

        На современном  этапе можно выделить следующие  функции:

  1. Распределительная. Эта функция связана с распределением валового

внутреннего продукта и его основной части  — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

  1. Образование денежных средств. Осуществляется в результате

производственно-финансовой деятельности предприятия.

  1. Воспроизводственная. Подразумевает  обеспечение  сбалансирован-

ности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала.

  1. Контрольная.  Это, прежде всего, контроль в процессе объективно

существующих  денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

  1. Регулирующая. Осуществляется через вмешательство государства

посредствам налогов и норм в бюджетный  процесс и процесс воспроизводства.

  1. Стабилизирующая. Обеспечивает  для  всех   хозяйствующих

 субъектов  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях.

         В определенных экономических  отношениях проявляются и другие  функции: организации, планирования, стимулирования и прогнозирования. 

         Таким образом,  мы видим, что финансы имеют  глубокие исторические корни.  Они возникли в период становления  государства и развиваются параллельно  с ним. Кроме того, финансы необходимы  каждому хозяйствующему субъекту, так как они обеспечивают их  функционирование. Роль и сущность  финансов определена экономическим  строем общества, природой и функциями  государства.

 

1.2 Сущность и цели специальных социальных фондов.

 

Специальные фонды — совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства или административно-территориальных единиц и имеющих целевое назначение. К ним относятся внебюджетные фонды (автономные бюджеты, присоединенные бюджеты), специальные счета и сметы. Специальные фонды являются составным звеном финансовой системы государства. Существует 4 метода мобилизации средств в фонды: налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы, обязательные и добровольные взносы. Основным методом выступают налоги и сборы, имеющие целевой характер. Специальные дорожные фонды могут формироваться за счет налогов и сборов с оборота предприятий, с фондов заработной платы, а также за счет налогов на бензин и сборов за проезд по шоссейным дорогам. Значительное количество фондов (научные, валютные и др.) образуются из субсидий центральных бюджетов. В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяются на следующие:

  • научно-исследовательские; как правило, направляются на финансирование фундаментальных исследований, государственных научных центров, на строительство инженерных центров;
  • экономические; используются для поддержки убыточных государственных предприятий, для антиинфляционного регулирования экономики, для содержания аэропортов, автострад, электростанций;
  • социальные фонды; используются для выплаты пенсий по старости, пособий по болезни, по безработице;
  • фонды личного и имущественного страхования; используются для выплаты страховки при наступлении страхового случая, предусмотренного страховым полисом — документом, подтверждающим договор страхования. Наиболее распространенным видом страхования имущества является страхование на случай пожара, наводнения, землетрясения, засухи. При личном страховании страховым случаем являются дожитие до определенного возраста, утрата трудоспособности, наступление смерти. Государство занимается страхованием, как правило, в том случае, когда отказываются страховать частные компании. Обычно это происходит при страховании военнослужащих;
  • военные фонды; находятся в распоряжении правительства или главы государства, создаются для финансирования специальных военных мероприятий и военных научно-исследовательских работ особой важности;
  • инвестиционные фонды; создаются и используются для финансирования создания новых компаний. С их помощью осуществляется значительная часть необходимых при этом капиталовложений.

В данной курсовой работе будут рассматриваться  специальные социальные фонды.

Специальные фонды являются составной  частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный специальный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и  удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных  специальных фондов не исключает  в необходимых случаях консолидирования их в государственный бюджет.

Специальные фонды обладают рядом  особенностей:

  • Запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;
  • Денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;
  • Взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую политику;
  • Формируются за счет специальных отчислений юридических и физических лиц;
  • На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов, распространяется большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • Денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • Расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченных органов;
  • Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ.

Информация о работе Специальные фонды