Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения и их состояние в настоящее время, выявить недостатки и определить возможные пути улучшения системы межбюджетных отношений в России.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
определить суть межбюджетных отношений, их цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетных отношений;
проанализировать систему межбюджетных отношений в зарубежных странах;
рассмотреть межбюджетные отношения в России, выявить достоинства, недостатки;
сформулировать возможные пути совершенствования реализации межбюджетных отношений в современной России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Понятие и содержание межбюджетных отношений 5
1.2. Механизмы реализации межбюджетных отношений 8
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1. Принципы построения межбюджетных отношений в зарубежных странах 14
2.2. Межбюджетные отношения в России 18
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И МЕТОДЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Межбюджетные отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами.
В настоящее время практически невозможно представить ни одного документа федерального, регионального и муниципального уровней, связанного с социально-экономическим развитием, без упоминания или ссылки на тему межбюджетных отношений.
Отсутствие четкого понимания сути и значения термина межбюджетные отношения все чаще приводит к его некорректному употреблению в случаях, далеко отстоящих от реальных причин той или иной проблемы региона или муниципального образования.
Нередко возникают проблемы с перераспределением полномочий и доходных источников, с выделением финансовой помощи из федерального бюджета. Подчас у отдельных субъектов федеративных отношений возникает желание пересмотреть существующую систему. Такие ревизии федерализма происходят практически во всех странах мира с федеративным устройством. Однако в России попытки модернизировать принципы и инструменты межбюджетных отношений особенно актуальны в силу молодости нашей федерации и отсутствия устоявшихся норм и правил.
Кроме этого на протяжении истекшего тысячелетия и в настоящее время проблема упорядочения взаимоотношений федерального центра, регионов и муниципальных образований остается не решенной эффективным образом. Поиск оптимального соотношения между «унитаризмом», «федерализмом» и «регионализмом» производится во всем мире вообще и в России в частности на протяжении многих десятилетий.
Именно эти проблемы повлияли на выбор темы данной работы.
Объектом исследования данной работы являются межбюджетные отношения. Предметом - реализация межбюджетных отношений Российской Федерации в современных условиях.
Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения и их состояние в настоящее время, выявить недостатки и определить возможные пути улучшения системы межбюджетных отношений в России.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
Выбранная
тема является достаточно разработанной.
Проблемам формирования межбюджетных
отношений посвятили свои труды Ю.В. Другова
и Ю.А. Крохина. Важный вклад в разработку
бюджетной проблематики внесли ученые-экономисты.
В частности, можно выделить труды Е.В.
Бушмина, О.Г. Бежаева, Г.Б. Поляка, Л. И.
Пронина, В.М. Родионовой, М.В. Романовского
и др. Большой
интерес для нашей страны представляют
труды зарубежных ученых, в которых анализируются
правовые аспекты регулирования бюджетных
отношений. В их числе можно выделить работы
Д. Л. Раймонда, Р. В. Ваттса и др.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Исследование темы межбюджетных отношений невозможен без выявления правовой природы и сущности этих отношений. В настоящее время ни в законодательстве, ни в работах зарубежных и отечественных исследователей данной проблематики межбюджетным отношениям не дается однозначной характеристики. Вместе с тем, как отмечают отдельные авторы, это представляется тем более важным, что многие элементы понятийного аппарата, имеющие непосредственное отношение к межбюджетным отношениям, не соответствуют тому смыслу, который в них вкладывают специалисты, использующие данные понятия [9, с. 87]. Нередко это приводит к принятию неправильных решений на практике и к неточностям в законодательных и нормативных актах.
Попробуем разобраться, что же скрывается под термином «Межбюджетные отношения». Межбюджетные отношения (перераспределение финансовых ресурсов) - это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий [10, с. 105]. Также данный термин можно определить как отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (долговременной, без указания срока) основе расходных полномочий, налогов, других платежей, поступающих в бюджетную систему страны, и межбюджетному регулированию: распределению совместных налогов по временным (не менее чем но очередной финансовый год) нормативам (процентным долям) между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах [13, с. 85].
Более глубокая трактовка межбюджетных отношений заключается в их понимании как системно организованных денежных потоков и связей между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов и грантов. В этом случае, во-первых, в систему субъектов межбюджетных отношений вовлекаются члены общества (физические лица) – получатели грантов (бюджетных пособий); во-вторых, важное значение приобретает проблема финансовых кругооборотов (их направленность, организация, регулирование, устойчивость, воспроизводимость); в-третьих, становится первостепенной проблема потенциалов бюджетных фондов, формируемых и распределяемых посредством межбюджетных отношений. Органы власти (федеральные, региональные и местные) при правильной трактовке сущности межбюджетных отношений выступают лишь как посредники между государством и членами общества (физическими лицами, гражданами) по финансовому (бюджетному) обеспечению предоставления социальных (общественных) благ в соответствии с установленными нормами и стандартами, а также возможностями государства[18, с. 321].
Согласно же Бюджетному кодексу РФ под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу:
Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика и с его помощью могут финансироваться не только государственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития.
Межбюджетные отношения выполняют функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти, а их внешняя сфера выражает общественную предназначенность бюджетных отношений – обслуживание не самого по себе государства как надстройки, а обеспечение функционирования гражданского общества (юридических и физических лиц, институтов местного самоуправления).
Фондообразующая
и регулирующая функции межбюджетных
отношений взаимосвязаны и
Также
в функции межбюджетных отношений
входят возмещение бюджетам дополнительных
расходов или потерь от доходов, вызванных
решениями, принятыми органами власти
другого уровня, и возможное долевое участие
бюджетов вышестоящего уровня в расходах
нижестоящих бюджетов[21, с. 12].
Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяют три уровня государственной власти – федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет свой бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов, формируют систему бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм должен заключаться в распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации.
Это предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении ключевых вопросов финансового обеспечения деятельности государства [17, с. 27].
В идеальном случае модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем власти. Однако это возможно теоретически, а на практике между ними возникает «вертикальный дисбаланс». Существует также и «горизонтальный дисбаланс», который заключается в неравномерном распределении доходной базы по регионам.
Вследствие этого межбюджетные отношения предполагают вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.
Возможны три варианта проведения государственной политики в области бюджетного выравнивания.
Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций, т.е. существует равенство доходных и расходных полномочий. Важным моментом является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения своих обязанностей. Практически все страны принимают меры по сглаживанию бюджетных различий.
Информация о работе Современные проблемы межбюджетных отношений в России и методы их преодоления