Современные направления финансовой политики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения
финансовой политики государства
Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой
системы государства……………………………………………………………5
Содержание, значение и механизм функционирования
финансовой политики государства……………………………………………12
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации
финансовой политики…………………………………………………………..20
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан…………24
Глава 3. Современные направления финансовой
политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики………………………………32
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики…………...33
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и
внешнеторговой политики Казахстана…………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Увеличение  доходов государственного бюджета  будет происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход  к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и  эффективность проведения по ним  бюджетного контроля.

Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.

Совершенствование системы межбюджетных отношений  было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.

Разработан  проект Бюджетного кодекса, который  обеспечит переход на качественно  новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной  политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

Пути решения бюджетной политики. В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования. [22]

Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах.

Будет продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков перед бюджетом.

Предусматривается создание финансовых механизмов деятельности акимов аульных округов, сел (в т. ч. создание их аппаратов). Будет разработан механизм обеспечения финансовыми средствами сельского уровня, сначала путем определения аппарата сельского акима администратором бюджетных программ, в перспективе - наделением собственным бюджетом.

Будет продолжена работа по совершенствованию управления активами Национального фонда.

Будут приняты  меры по установлению оптимального размера  дефицита республиканского бюджета  исходя из уровня правительственного долга в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Предусматривается: сокращение доли внешних займов и  увеличение доли внутренних займов в  структуре и общем объеме финансирования дефицита республиканского бюджета; проведение работы по осуществлению рационального и эффективного правительственного заимствования в пределах допустимых критериев экономической безопасности республики с учетом достигнутого уровня стоимости правительственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам за счет внешних займов. Будут приняты меры по совершенствованию законодательной базы по государственным закупкам.

 

3.3 Тенденции  дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана

Принят новый  Закон "Об инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных  и отечественных инвесторов, совершенствование  системы государственной поддержки  инвестиций, в том числе упрощение и обеспечение транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.

В качестве результатов  реализованных до настоящего времени  мер в инвестиционной сфере следует  отметить: ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал; присвоение рейтинговым агентством "Moody's Investors Service" Казахстану кредитного рейтинга Ваа3, относящегося к категории инвестиционных; упорядочение системы планирования и осуществления государственных инвестиций; создание государственных институтов развития.

Вместе с  тем сохраняются следующие проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная  эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения  инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики; отсутствие целостной структурно - институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

Цели инвестиционной политики: Дальнейшее улучшение инвестиционного  климата, достижение высокого уровня привлечения  инвестиций в экономику и эффективности  их использования, увеличение объемов  инвестиций в приоритетные секторы  экономики. [12]

Пути решения. Реализация государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально - инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы и отраслевыми программами.

В целях увеличения объемов притока отечественных  и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности и создания эффективной  системы мониторинга инвестиционных обязательств будут осуществлены: разработка комплексной методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным инвестициям; создание электронной базы данных по мониторингу контрактных обязательств инвесторов.

В период до 2006 года будут приняты активные меры, направленные на:

- создание и развитие системы страхования инвестиций;

- создание и развитие частных инвестиционных фондов;

- совершенствование инвестиционного законодательства.

Приоритетами  бюджетных инвестиций будут обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Большое внимание будет уделено модернизации научной и научно - технической инфраструктуры.

Кроме того, в  предстоящий период будет создана  целостная система планирования государственных инвестиций, предусматривающая  качественную разработку инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми  и региональными приоритетами развития экономики.

При изучении внешнеторговой политики РК необходимо помнить, что  до 1991 года развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы  планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. В советский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие экономики, но республика специализировалась на поставках в другие республики СССР топливно-энергетических ресурсов, зерна, сельхозпродукции, т.е. носила сырьевой характер.

Вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.

Становление внешнеэкономической  и внешнеторговой политики Казахстана связано с приобретением государственной независимости и проведением экономических реформ. Самостоятельная внешнеторговая политика - это необходимое условие вхождения республики в мировое сообщество.

После провозглашения независимости Казахстан встал  на путь либерализации внешнеэкономической деятельности. Был принят Указ Президента, имеющий силу закона, "Об организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения экономических реформ" от 25 января 1992 г. Также были приняты ряд документов, касающихся либерализации цен по различным видам продукции.

Импорт РК 90 - гг. характеризовался ростом ввоза  товаров из России по причине девальвации  российского рубля, в связи с  этим удешевлением российских товаров  и падением конкурентоспособности  по цене соответствующих товаров казахстанского производства. Открытые границы в рамках Таможенного союза способствовали проникновению российских товаров по демпинговым ценам, причем особенно в приграничные с Россией районы. В свою очередь снизился экспорт казахстанских товаров в РФ.

В связи со всеми  вышеуказанными причинами в январе 1999 г. Казахстан принял ряд антидемпинговых  мер. Правительствами РК и РФ был  подписан Протокол "О временном  запрете ввоза товаров первой категории из РФ".

Позже был введен 200% таможенный тариф на товары, ввозимые из Кыргызстана и Узбекистана.

Эти меры - шаги Казахстана в сторону протекционизма во внешнеторговой политике. Они имели  двоякий эффект: с одной стороны, - должны были стимулировать и поднять  заинтересованность отечественных  товаропроизводителей в производстве, и укрепить их позиции на местном рынке; поставить заслон дешевым и некачественным товарам из стран СНГ; с другой стороны, - резко возросла контрабанда, упали поступления в государственный бюджет, снизилась конкуренция, уменьшился ассортимент товаров, местные производители не всегда требовательны к качеству своих изделий.

Мировой финансовый кризис, девальвация валют стран - торговых партнеров СНГ, наплыв импорта  по демпинговым ценам, падение цен  экспорта - все это оказало влияние  на принятие такого решения. Кроме того, высокий курс тенге поддерживался НБК искусственно, на эти цели тратились золото - валютные резервы РК.

Таким образом, эта мера осуществлена в целях  поддержки экспорто-ориентированных  отраслей, ограничения импорта, установления реального обменного курса, защиты отечественных производителей.

На сегодняшний  день Казахстан имеет торговые связи  с более чем со 120 странами мира. Основными торговыми партнерами являются: Россия и страны СНГ, Турция, Германия, Китай, Голландия, Швейцария, США, Корея и др.

Оценивая структуру  экспорта и импорта, можно заметить, что она остается традиционной. В ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки с сырьевой продукцией: нефть, черные и цветные металлы, сельскохозяйственная продукция. Обрабатывающая промышленность сегодня, к сожалению, неконкурентоспособна, требуются огромные деньги и время, чтобы провести реконструкцию и осуществить инвестиции в эти отрасли, но это необходимо, если мы хотим занять достойное место в мировом сообществе. В структуре импорта РК преобладает готовая продукция, машины, оборудование, товары народного потребления.

В настоящее  время направлениями развития внешней  торговли РК являются:

- рационализация структуры импорта;

- проведение протекционистской политики для стимулирования отечественных производителей;

- стимулирование импорта современных технологий и оборудования для обновления производства.

Со второй половины 1999 г. произошло улучшение экономической  ситуации в Казахстане и начался  экономический рост, который связан с грамотными действиями Правительства по регулированию ВЭД, отпуском тенге в свободное плавание, ростом цен на мировых рынках сырья и улучшением ситуации на мировых финансовых рынках.

В 1999 г. был принят ряд законов, регулирующих торговый режим Казахстана: Постановление  Правительства РК "О программе привлечения прямых инвестиций в РК на период 1999-2000 гг." от 1 июля 1999 г., Закон РК "Об антидемпинговых мерах" от 13 июля 1999 г., Закон РК "О карантине растений" от 11 февраля 1999 г., Закон РК "О стандартизации" от 16 июля 1999 г., Закон РК " О сертификации" от 16 июля 1999 г., Закон РК "О таможенном деле в РК" от 16 июля 1999 г. Все эти меры привели к тому, что нормативно-правовая база республики все больше и больше соответствует нормам и правилам, принятым в мировом сообществе, что является, положительным аспектом внешнеэкономической деятельности.

Для Казахстана 2000 год стал самым удачным во всех отношениях, т.к все макроэкономические показатели достигли высоких отметок. Экспорт в I квартале 2000 г. достиг 1 960 млн. долл. США или 190,7% к I кварталу 1999 г и 97,5% к IV кварталу 1999 г. Импорт (с учетом досчетов по неорганизованной торговле) составил 1 550 млн. долл. США, или 112% к первому кварталу 1999 г. и 96,7% к IV кварталу 1999 г.

Основными итогами  развития внешней торговли стала  либерализация внешнеэкономической деятельности и приведение нормативной базы страны в соответствие с международным правом.

Информация о работе Современные направления финансовой политики Казахстана