Современные направления финансовой политики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения
финансовой политики государства
Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой
системы государства……………………………………………………………5
Содержание, значение и механизм функционирования
финансовой политики государства……………………………………………12
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации
финансовой политики…………………………………………………………..20
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан…………24
Глава 3. Современные направления финансовой
политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики………………………………32
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики…………...33
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и
внешнеторговой политики Казахстана…………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения

финансовой политики государства

    1. Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой

системы государства……………………………………………………………5

    1. Содержание, значение и механизм функционирования

финансовой  политики государства……………………………………………12

Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан

2.1 Финансовый  механизм как инструмент реализации 

финансовой  политики…………………………………………………………..20

2.2 Политика  финансовой стабилизации в Республике Казахстан…………24

Глава 3. Современные направления финансовой

политики  Казахстана

3.1 Направления  денежно-кредитной политики………………………………32

3.2 Пути совершенствования  налоговой и бюджетной политики…………...33

3.3 Тенденции  дальнейшего развития инвестиционной и

внешнеторговой  политики Казахстана…………………………………………35

Заключение………………………………………………………………………42

Список  использованной литературы………………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе.

Таким образом, финансовая политика государства является отображением форм и методов конкретного  использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством функции  финансовой политики. Для решения  задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд механизмов финансовой политики.

Потребность в  разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием  капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснованние принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.

В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:

1) исследовать  сущность финансов, финансовых отношений  и финансовой системы;

3) определить  механизм функционирования финансовой  политики государства, его виды, формы и методы;

4) проанализировать  финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные  направления;

5) сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства

1.1 Сущность  финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства

Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических  отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".

Первым автором  работы о финансах был Ксенофонт (430-365 гг. до н. э)"О доходах Афинской республики".

У Аристотеля (384-322 гг. до н. э) воззрения в области  финансов изложены в работе "Афинское государственное устройство".

Однако не всякая денежная операция, сделка относятся  к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям.

Для того, чтобы  выделить финансы из ряда экономических  категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.

В иерархии (соподчинении) общественных отношений денежные отношения  относятся к экономическим, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения - определяющую часть системы  общественных отношений. Отсюда следует, что финансовые отношения - это часть производственных отношений, то есть они являются базисными.

Процесс воспроизводства  осуществляется как взаимосвязанное  и взаимозависимое сочетание  непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.

Степень участия отдельных экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неодинакова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей степени проявляется на стадии распределения совокупного общественного продукта.

Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования - в первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства - реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных финансов.

Для понимания  сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета  в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции распределения реализуемого продукта на элементы, соответствующие "с", "v", "m" и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.

При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационные  и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению.

Если часть  стоимости, соответствующая элементу "с" после реализации продукта, авансируется на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента "т", кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.

В дальнейшем сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости  от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть стоимости, созданная хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего движения.

Значительная  часть стоимости, созданная в  материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики, государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений, сборов.

Так возникают  формы финансовых отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств - государственный бюджет, фонды  социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта сфера финансовых отношений весьма многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления - общенациональном, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных, экологической, научных, региональных и других.

В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется  и воплощается в три самостоятельных  фонда: фонд возмещения, фонд потребления  и фонд накопления.

В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть потребляется.

Рассмотренные процессы обуславливают сложное  переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе.

На основании  вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в  следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических  отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Госудаpственные финансы являются сpедством пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе  госудаpственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального стpахования, фонд занятости).

Информация о работе Современные направления финансовой политики Казахстана