Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:15, реферат
Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят к XV-XVI вв. Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когда ранее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки.
Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности. Первому отвечают различия в величине налогового бремени, в соответствии с различиями в полезности действий государства для разных налогоплательщиков. Второй принцип предполагает соразмерность налогообложения, но не субъективной готовности, а объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. На практике этот принцип трудно заменить каким-либо другим. Но какой бы конкретный принцип не был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, «демократическое» налогообложение предусматривает, во-первых, равенство по горизонтали, во-вторых, равенство по вертикали.
Первое - это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Второе - соответствие дифференциации налоговых обязательств различиям в их положении. Оба эти принципа, по сути, выражают идею запрета на дискриминацию в налогообложении. После выбора принципов налогообложения в целом и расчета необходимой суммы, следует сформировать общую структуру системы, т.е. выбрать конкретные виды и рассчитать ставки. Делать это нужно на базе анализа воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, так как только он позволяет выявить искажающее влияние налогов и, правильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений (под искажением обычно подразумевают, негативное влияние на эффективность). Авторы теории экономики общественного сектора очень большое внимание уделяют обеспечению возможности общественного контроля за формированием и результатами действия налоговой системы. Эксплуатация неведения налогоплательщиков со стороны государства (отдельных групп специальных интересов) ничуть не более отвечает принципам современной рыночной экономики, чем всякое иное злоупотребление информационной асимметрией.
Как известно, в любом обществе во все времена налогоплательщиков посещало желание переложить, переместить свои налога. И это по-человечески понятное стремление всегда находило способы реализации при наличии экономических и правовых возможностей. Авторами рассматриваемой теории подробно анализируются различные современные варианты как перемещения налогов, так и экономический результат избыточного налогового бремени. Доказано, что последнее представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые вызываются эффектом замещения, обусловленным налогообложением. Этот эффект замещения и выражает искажающее действие налога, самым отрицательным результатом которого является искажение соотношений цен, на основе которых осуществляется перераспределение ресурсов.
Специфика системы взглядов описываемой теории, естественно, распространяется и на назначение государственных расходов и бюджетную политику в целом. Целесообразность государственных расходов должна достигаться только в рамках программного подхода к их формированию и осуществлению. Общественные расходы, по мнению авторов, можно представить в качестве отрицательных налогов, соответственно распространив на них с некоторыми оговорками многие из положений новой налоговой теории. Чтобы добиться наиболее рационального использования общественных средств, требуется как можно точнее определить их отдачу, сопоставить ее с затратами, сравнить различные варианты программ с точки зрения издержек и выгод.
Финансовая наука имеет богатейшее многовековое теоретическое наследие, созданное трудом многих поколений выдающихся ученых стран Запада и России. И ни одно из направлений новейших исследований и практического законодательства в сфере государственных финансов не может иметь место без учета основных положений базовой теории. В противном случае все усилия обречены на отрицательный результат.
Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровне. Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.
Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства.
В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Существуют две основные мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и нерегулируемым, а вмешательство государства в экономику - ограниченным. Кроме того, должен поддерживаться стабильный рост денежной массы. Эту концепцию используют Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.
Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и увеличении налоговых ставок. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и уменьшению объемов выпускаемой продукции. Сдерживание спроса путем проведения жесткой денежно-кредитной политики не создает условий для увеличения производства продукции, которое может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и съеденных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.
В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность решения этой задачи обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления к инвестициям не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.
Противоположностью монетаризму является кейнсианство. Его сущность - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство предполагает экспансионистскую финансовую политику, базирующуюся на увеличении государственных расходов, снижении налогов и расширении денежной массы в обращении.
Увеличение государственных расходов расширяет покупательную способность населения и совокупный спрос на товары, продукцию, работы, услуги и соответственно стимулирует рост производства. Заметим, что высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции.
Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.
Увеличение государственных расходов возможно за счет роста налоговых поступлений. Также большое значение имеет повышение эффективности использования бюджетных ассигнований. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, увеличении объемов выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.
Кейнсианство (как и монетаризм) в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, поскольку чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Также от государства требуется тщательная разработка основательной законодательной базы, устанавливающей определенные рамки вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России провоцировало усугубление кризисных процессов.
Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции и, следовательно, затраты на производство и реализацию, повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Вместе с тем она сдерживает внутреннее потребление из-за снижения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему.
В этих условиях требуется стимулирование экспорта для выполнения внешних обязательств. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга.
Для внутреннего
состояния экономики имеет
Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Последователи кейнсианской школы считают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, при снижении спроса производство также должно сокращаться, а значительные запасы товаров приводят к иммобилизации оборотных средств.
Как считают монетаристы, между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость: если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения данного негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.
Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе наиболее ликвидных.
Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка товарами, продукцией, работами, услугами невозможно. Очень важно проводить политику сдерживания роста цен на топливно-энергетические ресурсы, так как это один из основных факторов инфляции и нестабильности экономики. Следует отметить, что высокоразвитые страны при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской теории. Это приводит к появлению промежуточных теорий, базирующихся на национальных особенностях и разной степени развития экономики государств. Например, для устойчивого роста экономики России наиболее приемлема концепция, обеспечивающая экономическую эффективность и социальную справедливость в рамках реального федерализма. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.
Таким образом, первый кризис в истории экономической мысли, постигшей экономическую науку в 30-е годы XX века, объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной экономики. Дж. Кейнс переломил этот кризис и дал толчок развитию всех последующих современных экономических школ, но уже на новой теоретической высоте. Его доказательство необходимости существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства имеет непреходящее значение и оказывает влияние на всё направления исследований, связанных с материальным производством. Подобный переворот в направляющей системе экономического мышления самым непосредственным образом коснулся общественного отношения к сфере государственных финансов. С середины 70-х годов радикально изменившаяся экономическая ситуация и совершенно новые проблемы перестали умещаться в рамки прикладных кейнсианских разработок и западной экономической мысли пришлось преодолевать второй кризис общей теории в XX веке. Понимание этой объективной реальности натолкнуло экономическую мысль Запада на создание новой науки - экономики общественного сектора, которая развивает теорию государственных финансов в целях применения этой мощной системы в условиях уже смешанной экономики.
Кейнсианство (как и монетаризм) в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, поскольку чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции.
Информация о работе Современные концепции финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой