· расширение
налоговой базы и, тем самым, увеличение
поступлений в бюджеты всех уровней;
· предотвращение
ухода в теневой бизнес и выведение из
него субъектов предпринимательства;
· содействие
повышению бизнес-культуры и квалификации
предпринимателей, получению ими
опыта для будущей деятельности.
2.3 Пути совершенствования
финансовой системы Украины и механизма
ее функционирования
Становление финансовой
системы Украины происходило
одновременно со становлением ее государственности.
Хотя еще преждевременно говорить,
что этот сектор экономики приобрел
завершенный образ, основные его
элементы так или иначе сформировались
и функционируют. Это системы государственных
финансов, банковских, фондовых и валютных
бирж, страховых, доверительных и инвестиционных
компаний. Среди экономистов преобладает
мнение, что создание эффективной бюджетной
системы является чуть ли не главной целью
рыночной реформы в Украине. Она должна
охватить проблемы собственно бюджетного
процесса, структуры поступлений и расходов,
бюджетного дефицита и способов его финансирования.
Хотя за последние два года и имели место
определенные позитивные сдвиги, бюджетный
процесс все еще характеризуется непрозрачностью,
значительным параллелизмом и отсутствием
четкого разделения полномочий и обязанностей
между законодательными и исполнительными
органами. Эта проблема еще более заострилась
из-за недавних событий на международном
рынке капитала, которые негативно повлияли
на украинский кредитно-валютный рынок,
усложнив финансирование бюджетного дефицита.
В условиях трансформационной экономики
Украины основными направлениями финансовой
политики, направленной на совершенствование
финансовой системы Украины, являются:
1. Совершенствование
финансового законодательства и права
2. Преодоление
таких форм финансового кризис,
как:
- неуправляемая
государственная задолженность
страны (общий государственный долг
примерно равен ВВП, внешняя
задолженность 12,5 млрд. долл.,
внутренняя
– 40 млрд. грн.)
- банкротство
- преодоление
скрытого дефицита местных бюджетов,
удельный вес которых уже при
планировании этих бюджетов составляет
60-70%
- преодоление
кризиса неплатежей, сумма которых
на 1.10.2001 превысила 450 млрд. грн. т.е.
около 4ВВП при допустимых границах
– 35%ВВП
3. Создание на
качественно новой основе такого
организационно-
экономического
механизма управления финансами,
при котором гармонично
сочетались
бы такие блоки управления
как:
- управление
финансами на общегосударственном
уровне
- управление
финансами на уровне предприятий,
учреждений и организаций
- управление
финансами в системе внешнеэкономической
деятельности Украины
4. Разработка
и утверждение налогового и
бюджетного кодекса Украины (устойчивого
и не требующего доработок и поправок)
5. Повышение
эффективности всего финансового
механизма и, прежде всего таких
его элементов как:
- финансовое
законодательство и право
- управление
финансами
- финансовое
планирование
- финансовый
контроль
- финансовое
регулирование
- нормативная
база
- и т.д.
6. Отладка механизма
взаимоотношений предприятий, учреждений
и организаций с бюджетной
системой, внебюджетными фондами,
банковской системой и т.д.
7. Децентрализация
бюджетной системы
8.Создание цивилизованного
механизма финансовой поддержки предпринимательской
деятельности и прежде всего предприятий,
занятых в производственном секторе.
9. Усиление роли
финансов в Украине. Создание
эффективного механизма ее ВЭД.
Эксперты Всемирного
банка (ВБ) считают, что для эффективного
функционирования финансовой системы
в Украине необходимо предпринять следующие
меры:
- повысить эффективности
деятельности банков путем их
укрупнения;
- привести законодательные
нормы Украины в соответствие
с международными нормами и
требованиями Европейского Союза по
вопросам о финансовой и административной
ответственности руководителей и акционеров
финансовых учреждений за качество управления
компаниями;
- отказаться
от использования неденежных
форм расчетов, ввести жесткую
фискальную дисциплину, отменить картотеки,
усилить
- процедуру банкротства.
Заключение
В любом обществе
государство использует финансы
для осуществления своих функций
и задач, достижения определенных целей.
Важную роль в реализации поставленных
целей играет финансовая политика.
В процессе ее выработки и претворения
в жизнь обеспечиваются условия выполнения
задач, стоящих перец обществом; она выступает
активным орудием воздействия на экономические
интересы. Финансовая политика есть материализованная
в финансовые решения и в практику, осознанная
государством и обществом, предприятиями
и фирмами необходимость роста благосостояния
общественного и частного капитала. Делается
это через объективно присущую финансам
функцию распределения и перераспределения
вновь создаваемой стоимости, выраженной
в денежной форме. Содержание финансовой
политики заключается в следующих звеньях:
выработка научно-обоснованных концепций
развития финансов. Они формируются на
основе изучения требований экономических
законов, всестороннего анализа состоянии
развития хозяйства, перспектив развития
производительных с производственных
отношений, потребностей населения;
Определение основных
направлений использования финансов
на перспективу и текущий период;
при этом исходят из путей достижения
поставленных целей, предусмотренных
экономической политикой, учитываются
международные факторы, возможности роста
финансовых ресурсов; Осуществление практических
действий, направленных на достижение
поставленных целей. Единство трех основных
звеньев определяет содержание финансовой
политики. Бесперспективна финансовая
политика, не содержащая основных концепций
развития финансов, т.е. ориентированная
на удовлетворение текущих потребностей;
вместе с тем нереалистична финансовая
политика, ограниченная только выработкой
основных концепций и направлений использования
финансов без подкрепления их практическими
действиями государства. В зависимости
от длительности периода и характера решаемых
задач финансовая политика подразделяется
на финансовую стратегию и финансовую
тактику. Стратегия и тактика финансовой
политики взаимосвязаны. Стратегия создает
благоприятные возможности для решения
тактических задач. Тактика, выявляя решающие
участки и узловые проблемы развития экономики
и социальной сферы, путем своевременного
изменения способов, форм организации
финансовых связей, позволяет в белее
сжатые сроки с наименьшими потерями и
затратами решать задачи, намечаемые финансовой
стратегией. Финансовая политика как специфическая
область человеческой деятельности относится
к категориям надстройки. Между нею и экономическим
базисом общества существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны, финансовая политика
порождается экономическими отношениями;
общество не свободно в выработке и проведении
политики; последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая и развиваясь
на основе экономического базиса, финансовая
политика обладает определенной самостоятельностью;
у нее специфические законы и логика развития.
В силу этого она оказывает обратное влияние
на экономику, состояние финансов. Это
влияние может быть различно: в одних случаях
посредством проведения политических
мероприятий создаются благоприятные
условия для развития экономики, в других
- оно тормозится. При выработке финансовой
политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать
специфику каждого этапа развила общества,
особенности как внутренней, так и международной
обстановки, реальные экономические и
финансовые возможности государства.
Своевременное изменение финансовой политики
на основе учета особенностей текущего
момента, назревших потребностей экономического
развития дает возможность в более короткий
срок и с меньшими издержками решить стоящие
перед страной задачи. Финансовая политика,
являясь формой экономической политики,
призвана присущими ей специфическими
способами и методами содействовать достижению
целей и выполнению задач, поставленных
экономической политикой. Министерство
финансов Украины, на которое возлагается
разработка финансовой политики, подготавливает
несколько ее вариантов. Они подвергаются
экспертной оценке. Наиболее оптимальный
вариант представляется в правительство
для рассмотрения и одобрения. Многовариантность
расчетов, учет множества факторов, использование
метода "наложения" финансовых мероприятий
на конкретную экономическую ситуацию
в стране, прогнозирование результатов
при выработке концепции финансовой политики
требуют широкого использования математического
моделирования, электронно-вычислительной
техники. Необходимым условием является
также наличие обширной, достоверной информации
о состоянии дел в экономической и социальной
сферах. Учитывая сложность разработки
политики, косца приходится рассматривать
многообразные, нередко противоречивые
тенденции экономического развития, использовать
различные способы изучения экономических
процессий и явлений, применять выводы
теории к конкретным жизненным обстоятельствам,
классики политической экономии определяли
политику как искусство. Целью финансовой
политики является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения насущных потребностей
развития общества. В соответствии с этим
финансовая политика призвана создать
благоприятные условия для активизации
предпринимательской деятельности. Большое
внимание уделяется определению рациональных
форм изъятия доходов предприятий в пользу
государства, а также доли участия населения
в формировании финансовых ресурсов. Важное
значение придается повышению эффективности
использования финансовых ресурсов путем
их распределения между сферами общественного
производства, а также их концентрации
на главных направлениях экономического
и социального развития. В процессе выработки
финансовой политики определяются принципы
построения финансового механизма, позволяющего
наиболее успешно выполнить вышеперечисленные
задачи. Финансовая политика играет важную
роль в развитии производительных с рациональном
их размещении по территории страны. Она
способствует обеспечению финансовыми
ресурсами целевых программ, сосредоточению
средств на ключевых направлениях развития
экономики, стимулированию роста эффективности
производства; повышению заинтересованности
всех регионов в развитии хозяйства, использовании
местных сырьевых ресурсов. Строительство
независимого государства невозможно
без создания собственной финансово-денежной
системы. При ведущей роли Национального
банка Украины в направлении демонополизации
производства с целью улучшения существующих
экономических отношений сформирована
широкая сеть банковских учреждений. Введена
национальная денежная единица. Однако
демонополизация финансовой системы,
невиданно быстрое расширение сети коммерческих
банков происходило стихийно, без надлежащей
законодательной базы и надежного контроля
со стороны государства. В результате
сфера банковской деятельности создала
условия для многочисленных злоупотреблений.
Постоянный выпуск не подкрепленных реальными
товарами денег (эмиссия) на протяжении
1992-1995 г.г. приобретает неуправляемый характер
и приводит к гиперинфляции. Силовые методы
монетарной политики 1996-99 г.г. в условиях
непрекращающегося спада производства
приводят к кризису неплатежей, хроническим
невыплатам заработных плат и пенсий.
Показателем кризиса системы государственных
финансов стала деформация налоговой
системы. Колоссальное количество и размеры
платежей в конечном итоге приводили,
с одной стороны, к искусственному сворачиванию
производственной и коммерческой деятельности,
а с другой – к тенезации экономики. Большое
количество коммерческих структур всячески
уклонялись от уплаты налогов, скрывали
доходы. Не помогало и формирование многотысячной
армии налоговых инспекторов, обязательное
введение кассовых аппаратов. Финансовая
сфера государства продолжает находиться
в кризисном состоянии. Его преодоление
возможно только при условии целого комплекса
рыночных реформ, призванных обеспечить
вхождение Украины в состав развитых государств
мира. В заключении можно сказать, что
только при комплексном подходе к проблеме
совершенствования финансовой системы
Украины можно добиться желаемых результатов,
т.е. сформировать современную социально
ориентированную финансовую систему,
исправно функционирующую в условиях
рыночных отношений.
Список использованных
источников
1. Активные
методы изучение курса «Деньги,
кредит, банки». Научно-практическое
пособие / Под общ. ред. П.В.
Егорова. – Донецк: ДонГУ, «КИТИС»,
2000. – 140 с.
2. Волкова
Н.И. Деньги, кредит, банки. Учебное
пособие. – Донецк.: ДонГУ, «КИТИС»,
2000. – 286 с.
3. Волкова
Н.И., Герасименко Р.А., Чашко Т.А.
Управление банковской деятельностью:
Учебно-практическое пособие / Под
общ. ред. П.В.Егорова. – Донецк:
ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. – 338 с.
4. Карлин
М.И. Финансовая система Украины:
Науч. учеб.– К: Знания, 2007. – 324с.
– (Высшее образование ХХІ
столетия)
5. Карлин
М.И. Финансы Украины на соседних
государств: Науч. учеб. – К: Знания,
2007. – 589с. – (Высшее образование
ХХІ столетия)
6. Карлин
М.И. Государственные финансы
Украины: Науч. учеб. – К: Знания,
2008. – 348с. – (Высшее образование
ХХІ столетия)
7. Ковальчук
С.В., Форкун И.В. Финансы: Науч.
учеб.. – Львов: „Новый Мир
- 2000”, 2006. – 568с.
8. Пасечник
Ю.В. Бюджетная система Украины:
Науч. учеб. – К.: Знания – Пресс,
2006. – 607с.- (Высшее образование
ХХІ столетия)
9. Семко Т.В.
Грошi та кредит у схемах i таблицях:
навч. посiбник для студ. вищих
навч. закладiв / Т.В. Семко, М.В.
Руденко. – К.: Центр навч. л-ри, 2006. – 157
с.
10. Шелудько
В.М. Финансовый рынок: Учебник.
– К.: Знания, 2006. – 535с.
11. Финансы:
Учебник для вузов/Под ред.
проф. Л.А.Дробозиной.- М.:ЮНИТИ, 2001.
12. Задоя А.О.,
Ткаченко І.П. “Структура та
функції сучасного фінансового ринку”//
Фінанси України №5,1999.
13. Павлюк
К.В. “ Фінансові ресурси держави.
Монографія.”, - Київ:Ніос, 1998.
14. Василик
О.Д. Теорiя фiнансiв:Пiдручник.- К.:HIOC.
– 2000.
15. Финансы/
Под ред. проф.А.М.Ковалёвой. –
М.:Финансы и статистика,1998.
16. Амбарцумов
А.А. Экономика: учебное пособие
для вузов. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1997.
17. Большой
экономический словарь / Под ред.
А.Н. Азрилияна. – 3-е изд.
– М.: Институт новой экономики,
1998.
18. Заблоцький
Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів:
Львівський банківський коледж Національного
банку України, 1997.
19. Камаев
В.Д. Экономическая теория: Учебник
– Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998.
20. Прусова
Л.Г. Экономика в вопросах и
ответах. – К.: АОЗТ «Експрес- об’ява»,
1998.
21. Василин
О.Д. Державнi фiнанси Украйни
// Ф.У.,-1997-№5-С.5
22. Опарин
В.В. Финансовая система:теоретические
основы и практические аспекты
ее разработки на Украине //Ф.У.,-1998-№9
23. Шокун
В.В. Финансовая система страны:
состояние и направления реформирования
//Э.У.,-1997-№1-с9