Современная финансовая политика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в разработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план — бюджет государства — утверждается законодательно.

Работа содержит 1 файл

2 Современная финансовая политика Украины.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

2 Современная  финансовая политика Украины 

  

2.1 Регламентирование  финансовых отношений 

Функционирование  финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в разработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план — бюджет государства — утверждается законодательно. Функции организации финансовой деятельности в стране полагаются на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Центральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит в первую очередь от четких, согласованных и согласованных действий этих органов. Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций и тем самым правильное направление действия финансового механизма. В управлении финансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацелено его функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или другие проблемы, которые периодически возникают в обществе, на то ли, чтобы их не возникало? Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и способствовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобы не допускать зарождение, а тем более, заострение проблем. Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием финансовых ресурсов. Финансовое право, как и другие элементы финансового механизма динамично. Развитие финансового законодательства происходит путем упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым вопросам. 

2.2 Состав и  структура финансовой системы  Украины 

  

Финансовая политика государства - это совокупность мероприятий  по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей: 

·  ВНП или  НД (национальный доход) - главные источники  финансовых ресурсов 

·  Объем инвестирования 

·  Темпы обновления основных фондов 

·  Рост производительности труда 

·  Жизненный  уровень населения 

·  Дефицит  государственного бюджета. Должен быть не более 3 %. 

Финансовая система  характеризуется неплатежами в  государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Финансовая политика стабилизации включает в себя: 

1) Остановить  инфляцию: 

В 1995 году произошло  резкое падение инфляции: 

·  январь - 18, 5 %; 

·  февраль - 2 %; 

·  март - 2, 8 %. 

·  Идеал - 20 % в год (примерно 1 - 2 % в месяц). 

2) Снижение дефицита  бюджета до 3 % 

3) Государственный  долг - до 1/2 ВНП. 

К финансовой политике примыкает денежно-кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики - отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации: 

·  стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год; 

·  дефицит  бюджета не более 2 - 3 % от ВНП; 

·  государственный  долг должен составлять небольшую сумму  и расти только с ростом ВНП. 

В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются: 

1) проведение  мероприятий по переводу предприятий  на рыночные отношения; 

2) преодоление  кризисного состояния финансов  и оздоровление денежно - кредитной системы; 

3) комплекс мер  по социальной защите населения. 

В условиях перехода к рыночной экономике основными  направлениями финансовой политики являются: 

- разумная приватизация  государственного сектора; 

- дальнейшее  развитие антимонопольной политики; 

- совершенствование  действующей налоговой системы; 

- финансовое  обеспечение конверсии; 

- развитие финансового  рынка; 

- ликвидация  бюджетного дефицита; 

- сокращение  внутреннего и внешнего долга; 

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, они не настолько существенны, чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть. Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора. Сфера международные финансы отображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними. Особенно актуальным для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств. Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством, прежде всего уровня экономического развития государства. Построение эффективной финансово-кредитной системы, которая бы позволили субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) иметь доступ к финансовым ресурсам, определяется как один из приоритетов государственной политики и сфере предпринимательства. Характерной чертой современного этапа создания такой системы является изменение в понимании места и роли государства в этом процессе. Если в предыдущие годы государство рассматривалось как главный источник финансовых ресурсов для такой поддержки, то сегодня оно занимает активную позицию, свойственную именно государству, то есть создает условия для развития соответствующих схем и учреждений. Исходя из этого, существенно изменилась и роль Украинского фонда поддержки предпринимательства. Из фонда, который рассматривался и частично выступал как непосредственно финансово-кредитное учреждение, он трансформируется в организацию, осуществляющую финансовое обеспечение государственной политики развития предпринимательства в соответствии с утвержденными программами. Деятельность УФПП в сфере финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства определяется действующими законодательными актами, регламентируется "Положением о порядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств, предусмотренных на развитие предпринимательства в Украине" и касается таких направлений:  

·  финансовое обеспечение реализации мероприятий  Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине;  

·  финансовая поддержка отдельных программ и  проектов отечественных товаропроизводителей на конкурсной основе через уполномоченный банк;  

·  мониторинг выполнения программ и проектов, анализ эффективности использования инвестированных средств;  

·  внедрение  новых форм финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства;  

·  содействие развитию небанковского финансово-кредитного сектора.  

Главным документом, обеспечивающим реализацию государственных идеологических принципов в отношении предпринимательства и определяющим конкретные действия в сфере финансовой политики УФПП, является Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства в Украине. Цель Национальной программы заключается в создании надлежащих условий для реализации конституционного права граждан Украины на предпринимательскую деятельность, повышении их благосостояния путем привлечения широких слоев населения к такой деятельности. Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы являются ускорение развития малого предпринимательства, использования его потенциальных возможностей для решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, увеличение количества малых предприятий, укрепление экономической базы регионов, позитивное влияние на решение проблем безработицы, насыщение рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Законе Украины о Национальной программе № 2157-ИИИ от 21.12.2000 определены ее основные направления и предусмотрено, что мероприятия по ее реализации ежегодно утверждаются Кабинетом Министров Украины, а объем их бюджетного финансирования утверждается Верховной Радой Украины в Законе о Государственном бюджете Украины на очередной год. Главным распорядителем средств, которые выделяются на реализацию мероприятий Национальной Программы, является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Главным организатором выполнения большинства мероприятий является Украинский фонд поддержки предпринимательства. Национальная программа - это комплекс мероприятий, в реализации которых могут принимать участие государственные и местные органы власти, объединения предпринимателей и субъекты инфраструктуры, такие как бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, профильные бизнес-ассоциации, аналитические центры, консалтинговые, лизинговые и другие организации. Эти мероприятия касаются основных составляющих государственной политики в сфере предпринимательства, и именно в этих направлениях используются государственные средства:  

·  развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;  

·  реализация социально направленных программ;  

·  внедрение  образовательных программ и мероприятий, направленных на повышение бизнес-культуры;  

·  консультационная, информационная, ресурсная и финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.  

В соответствии с Законом Украины "О закупке  товаров, робот и услуг за государственные средства" реализация мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине, связанных с закупкой УФПП товаров, работ или услуг, осуществляется путем проведения тендеров. Объявления об очередных тендерах размещаются в журнале "Вестник государственных закупок". Выполнение мероприятий, связанных с финансированием субъектов малого предпринимательства, УФПП проводит путем конкурсного отбора, с целью обеспечения объективности и прозрачности этого процесса. Объявления о текущих конкурсах публикуются в газете "Урядовий кур'ер". Осуществляя финансирование проектов и программ за счет выделяемых государством средств, УФПП проводит системный мониторинг внедрения этих мероприятий и изучение социально-экономической эффективности от их реализации. При этом УФПП ставит перед собой такие целые:  

·  обеспечить своевременное, целевое и рациональное использование государственных  средств;  

·  проанализировать результаты использования этих средств  с точки зрения возрастания объемов  производства и реализации продукции, увеличения поступлений в бюджеты разных уровней, дополнительного создания рабочих мест, экономического и социального значения для региона, приобретенного опыта для будущей деятельности;  

·  стимулировать  и дисциплинировать предпринимателей, воспитывать в них ответственное отношение к выполнению своих финансовых и иных обязательств по договорам, деловую ответственность, приверженность принципам предпринимательской этики.  

Все это позволяет  в конечном результате определить общий вклад УФПП в поддержку развития предпринимательства в следующих аспектах:  

·  упрощение  субъектам предпринимательской  деятельности доступа к финансовым ресурсам;  

·  сохранение существующих и создание новых рабочих  мест;  

·  увеличение объемов производства и реализации продукции и, соответственно, увеличение удельного веса продукции, производимой малыми предприятиями, в валовом внутреннем продукте;  

Информация о работе Современная финансовая политика Украины