Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:55, реферат
Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в разработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план — бюджет государства — утверждается законодательно.
2 Современная
финансовая политика Украины
2.1 Регламентирование
финансовых отношений
Функционирование
финансового механизма
2.2 Состав и
структура финансовой системы
Украины
Финансовая политика
государства - это совокупность мероприятий
по формированию и использованию финансовых
ресурсов. Свое конкретное воплощение
финансовая политика имеет в финансовом
механизме государства. Финансовое положение
страны характеризуется рядом показателей:
· ВНП или
НД (национальный доход) - главные источники
финансовых ресурсов
· Объем инвестирования
· Темпы обновления
основных фондов
· Рост производительности
труда
· Жизненный
уровень населения
· Дефицит
государственного бюджета. Должен быть
не более 3 %.
Финансовая система
характеризуется неплатежами в
государственный бюджет. Так, например,
в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за
систематической неплатежеспособности
приходится повышать государственный
долг. Финансовая политика стабилизации
включает в себя:
1) Остановить
инфляцию:
В 1995 году произошло
резкое падение инфляции:
· январь - 18,
5 %;
· февраль - 2
%;
· март - 2, 8 %.
· Идеал - 20 %
в год (примерно 1 - 2 % в месяц).
2) Снижение дефицита
бюджета до 3 %
3) Государственный
долг - до 1/2 ВНП.
К финансовой политике
примыкает денежно-кредитная
· стабильные
цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует
и в развитых странах, где она равна примерно
1, 8 % в год;
· дефицит
бюджета не более 2 - 3 % от ВНП;
· государственный
долг должен составлять небольшую сумму
и расти только с ростом ВНП.
В процессе работы
государство решает противоречивые
задачи, следовательно, финансовая политика
должна быть балансирующей. Основными
направлениями финансовой политики в
современных условиях являются:
1) проведение
мероприятий по переводу
2) преодоление
кризисного состояния финансов
и оздоровление денежно - кредитной системы;
3) комплекс мер
по социальной защите
В условиях перехода
к рыночной экономике основными
направлениями финансовой политики
являются:
- разумная приватизация
государственного сектора;
- дальнейшее
развитие антимонопольной политики;
- совершенствование
действующей налоговой системы;
- финансовое
обеспечение конверсии;
- развитие финансового
рынка;
- ликвидация
бюджетного дефицита;
- сокращение
внутреннего и внешнего долга;
Выделение форм
финансовых отношений характеризует относительное
отдаление отдельных составных финансов.
Совокупность этих составных определяется
термином «финансовая система». Как и
любая другая система, она является не
простым набором, а совокупностью взаимосвязанных
элементов, которые имеют однородные признаки.
Существуют особенности, связанные с формой
собственности или отраслевой спецификой.
Однако, они не настолько существенны,
чтобы на их основе выделять в отдельные
звенья эти отрасли. Эти особенности влияют
на организацию финансовых отношений,
но не изменяют их суть. Сфера государственных
финансов характеризует финансовую деятельность
государства. Она включает такие звенья:
государственный бюджет, государственный
кредит, фонды целевого назначения, финансы
государственного сектора. Сфера международные
финансы отображает обменную и перераспределительную
функцию на мировом рынке и включает три
направления: международные расчеты; финансы
международных политических, экономических,
гуманитарных организаций; международные
финансовые институты. Сфера финансового
рынка охватывает кругооборот финансовых
ресурсов как специфического товара. Финансовый
рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеном финансовой системы
выступает страхование, которое не принадлежит
к конкретной сфере. Данный подход дает
возможность провести полную структуризацию
финансовых отношений, выделить и охарактеризовать
денежные потоки. Это также делает предпосылки,
чтобы организовать четкую систему управления
финансами на каждом уровне, так как отслеживаются
все денежные потоки и между ними. Особенно
актуальным для Украины, ее финансовой
системой является усиление внимания
государственных деятелей, ученых и практиков
к финансам домохозяйств. Таким образом,
это звено финансовой системы прежде всего
представлено бюджетом домохозяйств,
который является объектом серьезных
исследований в государствах с развитой
рыночной экономикой, но недостаточно
исследованной отечественной литературе.
Состав и структура доходов и расходов
бюджетов домохозяйств, взаимоотношение
доходов и расходов является свидетельством,
прежде всего уровня экономического развития
государства. Построение эффективной
финансово-кредитной системы, которая
бы позволили субъектам малого и среднего
предпринимательства (МСП) иметь доступ
к финансовым ресурсам, определяется как
один из приоритетов государственной
политики и сфере предпринимательства.
Характерной чертой современного этапа
создания такой системы является изменение
в понимании места и роли государства
в этом процессе. Если в предыдущие годы
государство рассматривалось как главный
источник финансовых ресурсов для такой
поддержки, то сегодня оно занимает активную
позицию, свойственную именно государству,
то есть создает условия для развития
соответствующих схем и учреждений. Исходя
из этого, существенно изменилась и роль
Украинского фонда поддержки предпринимательства.
Из фонда, который рассматривался и частично
выступал как непосредственно финансово-кредитное
учреждение, он трансформируется в организацию,
осуществляющую финансовое обеспечение
государственной политики развития предпринимательства
в соответствии с утвержденными программами.
Деятельность УФПП в сфере финансовой
поддержки субъектов малого предпринимательства
определяется действующими законодательными
актами, регламентируется "Положением
о порядке использования Украинским фондом
поддержки предпринимательства средств,
предусмотренных на развитие предпринимательства
в Украине" и касается таких направлений:
· финансовое
обеспечение реализации мероприятий
Национальной программы содействия
развитию малого предпринимательства
в Украине;
· финансовая
поддержка отдельных программ и
проектов отечественных
· мониторинг
выполнения программ и проектов, анализ
эффективности использования инвестированных
средств;
· внедрение
новых форм финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства;
· содействие
развитию небанковского финансово-
Главным документом,
обеспечивающим реализацию государственных
идеологических принципов в отношении
предпринимательства и определяющим конкретные
действия в сфере финансовой политики
УФПП, является Национальная программа
содействия развитию малого предпринимательства
в Украине. Цель Национальной программы
заключается в создании надлежащих условий
для реализации конституционного права
граждан Украины на предпринимательскую
деятельность, повышении их благосостояния
путем привлечения широких слоев населения
к такой деятельности. Ожидаемыми результатами
реализации Национальной программы являются
ускорение развития малого предпринимательства,
использования его потенциальных возможностей
для решения экономических и социальных
проблем, содействие структурной перестройке
экономики, увеличение количества малых
предприятий, укрепление экономической
базы регионов, позитивное влияние на
решение проблем безработицы, насыщение
рынка отечественными конкурентоспособными
товарами и услугами, развитие инфраструктуры
поддержки предпринимательства. В Законе
Украины о Национальной программе № 2157-ИИИ
от 21.12.2000 определены ее основные направления
и предусмотрено, что мероприятия по ее
реализации ежегодно утверждаются Кабинетом
Министров Украины, а объем их бюджетного
финансирования утверждается Верховной
Радой Украины в Законе о Государственном
бюджете Украины на очередной год. Главным
распорядителем средств, которые выделяются
на реализацию мероприятий Национальной
Программы, является Государственный
комитет Украины по вопросам регуляторной
политики и предпринимательства. Главным
организатором выполнения большинства
мероприятий является Украинский фонд
поддержки предпринимательства. Национальная
программа - это комплекс мероприятий,
в реализации которых могут принимать
участие государственные и местные органы
власти, объединения предпринимателей
и субъекты инфраструктуры, такие как
бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, профильные
бизнес-ассоциации, аналитические центры,
консалтинговые, лизинговые и другие организации.
Эти мероприятия касаются основных составляющих
государственной политики в сфере предпринимательства,
и именно в этих направлениях используются
государственные средства:
· развитие региональной
инфраструктуры поддержки предпринимательства;
· реализация
социально направленных программ;
· внедрение
образовательных программ и мероприятий,
направленных на повышение бизнес-культуры;
· консультационная,
информационная, ресурсная и финансовая
поддержка субъектов малого предпринимательства.
В соответствии
с Законом Украины "О закупке
товаров, робот и услуг за государственные
средства" реализация мероприятий Национальной
программы содействия развитию малого
предпринимательства в Украине, связанных
с закупкой УФПП товаров, работ или услуг,
осуществляется путем проведения тендеров.
Объявления об очередных тендерах размещаются
в журнале "Вестник государственных
закупок". Выполнение мероприятий, связанных
с финансированием субъектов малого предпринимательства,
УФПП проводит путем конкурсного отбора,
с целью обеспечения объективности и прозрачности
этого процесса. Объявления о текущих
конкурсах публикуются в газете "Урядовий
кур'ер". Осуществляя финансирование
проектов и программ за счет выделяемых
государством средств, УФПП проводит системный
мониторинг внедрения этих мероприятий
и изучение социально-экономической эффективности
от их реализации. При этом УФПП ставит
перед собой такие целые:
· обеспечить
своевременное, целевое и рациональное
использование государственных
средств;
· проанализировать
результаты использования этих средств
с точки зрения возрастания объемов
производства и реализации продукции,
увеличения поступлений в бюджеты разных
уровней, дополнительного создания рабочих
мест, экономического и социального значения
для региона, приобретенного опыта для
будущей деятельности;
· стимулировать
и дисциплинировать предпринимателей,
воспитывать в них ответственное отношение
к выполнению своих финансовых и иных
обязательств по договорам, деловую ответственность,
приверженность принципам предпринимательской
этики.
Все это позволяет
в конечном результате определить общий
вклад УФПП в поддержку развития предпринимательства
в следующих аспектах:
· упрощение
субъектам предпринимательской
деятельности доступа к финансовым
ресурсам;
· сохранение
существующих и создание новых рабочих
мест;
· увеличение
объемов производства и реализации
продукции и, соответственно, увеличение
удельного веса продукции, производимой
малыми предприятиями, в валовом внутреннем
продукте;