Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:10, курсовая работа
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживалась высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.
Введение. 3
1 Сущность государственных ценных бумаг. 4
1.1 Государственные ценные бумаги: виды, сроки обращения, общие условия выпуска. 6
1.2 Современные российские государственные облигации. 12
2 Сущность, функции и структура рынка государственных ценных бумаг. 16
2.1 Нормативно-правовая база рынка государственных ценных бумаг. 18
2.2 Состояние современного рынка государственных ценных бумаг России.
3 Заключение. 24
Источники информации. 25
Состояние
современного рынка
государственных ценных
бумаг России.
Участником процесса выпуска ценных бумаг, инициирующим и осуществляющим выпуск, является эмитент - юридическое лицо, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных в этих бумагах.
Обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, их купля-продажа инвесторами. Включает в себя первичное и вторичное размещение1.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживается высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.
К сожалению, в
России мало известны облигации, выпускаемые
под конкретные проекты, - как это
делается, например, в Японии, где такие
облигации называются "строительными":
средства, полученныые от их размещения,
направляются на стоительство дорог, жилья,
инфраструктуры.
Долговые обязательства, эмитируемые
Правительством, рассчитываются как на
оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов
- юридических лиц), так и на розничный
рынок (население, мелких институционных
инвесторов). Обычно для оптового рынка
выпускаются бумаги с большим номиналом
и в дематериализованной форме, а режим
их функционирования обеспечивает не
только высокую надежность, но и высокую
ликвидность. Бумаги, выпускаемые для
населения, больше напоминают сберегательные
сертификаты. Сравнительно низкая ликвидность
таких бумаг компенсируется более высоким
доходом.
Важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумаг является конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств, приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.
К государственным ценным бумагам России относятся:
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)
Государственные долгосрочные обязательства (ГДО)
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
Золотой сертификат
Краткосрочные обязательства (КО)
Облигации федерального займа (ОФЗ)
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
Государственные
краткосрочные бескупонные
Выпуск Государственных краткосрочных
бескупонных облигаций используется с
целью привлечения средств на финансирование
государственных расходов и покрытия
дефицита федерального бюджета.
Первый аукцион по размещению ГКО состоялся 18 мая 1993 года, в ходе его было размещено бумаг на сумму 0,88 млрд руб. По оценкам большинства экспертов, в настоящее время на долю ГКО приходится около 90 % оборота всех фондовых бирж страны.
Во всех цивилизованных
странах государственные ценные
бумаги пользуются достаточно большим
спросом среди населения
Что же представляет из себя сегодняшний отечественный рынок государственных облигаций? На середину прошлого года в свободном обращении на российском рынке облигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3 -- облигациями Банка России, 43 -- облигациями субъектов Федерации, 31 -- облигациями муниципальных образований Муравьева A. Кому дать взаймы? // Новости рынка недвижимости, № 23 от 27.06.2005.. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный -- 39%, а муниципальный -- 28%.
Но следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей - привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низкодоходным выпускам.
На сегодняшний день самый длинный выпуск рублевых облигаций размещен до ноября 2021 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низкодоходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам - физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравнивается практически к деньгам -- под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.
Невозможно однозначно утверждать, что государственные облигации проигрывают корпоративным выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низкорискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут быть привлекательны для консервативных инвесторов2.
Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти. Государственные облигации подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками.
Рынок государственных
облигаций является достойной альтернативой
рынку банковских депозитов для
юридических лиц и
Традиционно считается, что инвестиции в государственные облигации - безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых ниже доходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются и обращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственных облигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии. Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.
В России
практически отсутствует
Первоначальным документом, который регламентировал этот рынок, было Постановление Правительства № 78, касающееся выпуска всех ценных бумаг в стране. В числе прочих там упоминаются и муниципальные займы. Сейчас в Минфине готовится постановление, которое впоследствии будет преобразовано в федеральный закон, регулирующий параметры муниципальных займов.
Согласно этому
законопроекту процедура
В I квартале 2006 г. на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций наблюдалось сезонное сокращение объемов операций. Региональные эмитенты подготавливали, утверждали и регистрировали условия эмиссии и обращения своих облигаций, размещаемых в 2006 г., проводили конкурсы по определению организаторов займов. В феврале—марте в Минфине России были зарегистрированы условия эмиссии и обращения облигаций Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Томской области.
Правительство Москвы согласно Программе государственных заимствований г. Москвы на 2006 г. планирует привлечь на внутреннем рынке путем выпуска облигаций городского внутреннего займа (ОГОВЗ) Москвы 57,6 млрд. руб. при объеме погашения 16,0 млрд. рублей4.
В январе Правительство Москвы разместило на ФБ ММВБ 47-й выпуск ОГОВЗ Москвы, а в феврале — первый транш 44-го выпуска ОГОВЗ со сроком до погашения 3,3 и 9,4 года соответственно суммарным объемом 10,0 млрд. руб. по номиналу. Средневзвешенная доходность указанных выпусков на аукционах составила 6,05 и 6,71% годовых соответственно.
В январе—марте Правительство Москвы в ходе вторичных торгов на ФБ ММВБ продолжало выкупать краткосрочные выпуски своих облигаций с целью досрочного погашения. Объем выкупленных ОГОВЗ Москвы составил 0,5 млрд. руб. по номиналу. В течение I квартала количество обращающихся выпусков облигаций Москвы возросло с 13 до 15. Объем рыночного портфеля облигаций эмитента на конец марта составил 59,2 млрд. руб. по номиналу, что на 19% больше аналогичного показателя на конец предшествующего квартала. Объем вторичных торгов облигациями Москвы на ФБ ММВБ в I квартале составил 63,1 млрд. руб. (в IV квартале 2005 г. — 64,0 млрд. руб.).
Эффективная доходность ОГОВЗ Москвы на вторичном рынке на конец I квартала составила 6,2% годовых, увеличившись по сравнению с уровнем конца IV квартала 2005 г. на 0,4 процентного пункта. Среднеквартальное значение данного показателя составило 6,5% годовых против 6,1% годовых в предыдущем квартале 2005 г.
Совокупный оборот вторичных торгов региональными облигациями на ФБ ММВБ в I квартале сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 26% и составил 114,4 млрд. рублей. В структуре вторичных торгов региональными облигациями на ФБ ММВБ по-прежнему преобладали операции с облигациями Москвы, доля которых в совокупном обороте увеличилась до 55% (с 42% в IV квартале 2005 г.). Оборот вторичных торгов облигациями Московской области в анализируемый период уменьшился до 25,3 млрд. руб. (в IV квартале 2005 г. он был равен 55,7 млрд. руб.), их доля составила 22% (36%)5.
Информация о работе Состояние рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации