Состав и структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Все виды поступлений в бюджет составляют доходы бюджета.
Материальной основой доходов бюджета является Национальный доход, а именно та часть его, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов – более 60% - которые принимают форму доходов бюджета.

Содержание

1. Состав и структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь 3
2. Антикризисная и антициклическая политика Национального банка Республики Беларусь 10
3. Задача 17
Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

Финансы Некрасова.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

  1. Состав и  структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

 

Все виды поступлений  в бюджет составляют доходы бюджета.

Материальной основой  доходов бюджета является Национальный доход, а именно та часть его, которая  централизуется в основном фонде денежных средств государства и отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов – более 60% - которые принимают форму доходов бюджета.

Доходы, как экономическая  категория представляют собой экономические отношения по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет.

Участником таких отношений  всегда является государство, которое  вступает в денежные отношения с  отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая часть созданного или полученного ими дохода. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей – налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Главное назначение доходов  – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции.

Другими словами, назначение доходов – покрыть расходы  бюджета. И при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, такие методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение всех поступлений. Сущностными признаками доходов бюджета является их безвозмездность и безвозвратность.

Существует 3 основных канала поступлений доходов в бюджет: 

  1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми может взиматься плата, вносится взносы
  2. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов
  3. Привлеченные ресурсы – государственные займы, доходы от реализации других ценных бумаг, лотереи, часть вкладов в государственные банки и др.

Состав и структура  доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

В зависимости от плательщиков доходы можно разделить на 2 группы:

  • доходы от юридических лиц
  • доходы от физических лиц

Преобладает I группа

Сфера деятельности позволяет  разделить доходы на платежи, поступающие от субъектов материального производства и платежи от учреждений, предприятий, организаций непроизводственной сферы.

Платежи зависят от вида предприятия, формы его управления, организации коммерческой деятельности.

Как уже отмечалось, основным источником формирования доходов бюджета является Национальный доход, который поступает в бюджет в виде различных платежей.

Платежи в бюджет предприятий  и хозяйственных организаций  составляет большую часть доходов  бюджета и отражают процесс централизации отдельной доли чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства. В РБ основная часть доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (в 2001-2003гг – около 93% в объеме консолидированного бюджета).

Налог – обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законодательством размерах.

Как экономическая категория  налог – это совокупность денежных отношений государства с физическими  и юридическими лицами. Интерес государства  заключается в изъятии части Национального дохода на общегосударственные нужды. У собственников затрагиваются их первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы.

В зависимости от формы  изъятия – налоги подразделяются на косвенные и прямые. Косвенные налоги увеличивают цену товара, как правило, они поступают в бюджет от предприятий, организаций, хотя действительными плательщиками являются потребители ценностей или услуг (Акцизы, НДС и др.). Прямые налоги непосредственно уменьшают доходы физических и юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, заработная плата), а также отдельные виды имущества (земля, недвижимость и др.). Прямые налоги снижают реальные доходы плательщиков.

В зависимости от плательщиков, налоги подразделяются на налоги с физических и налоги с юридических лиц. По значимости – общегосударственные и местные. Республиканские (общегосударственные) налоги – это налоги, сборы, пошлины, устанавливаемые законодательными актами и обязательные к уплате по всей территории РБ (Акцизы, НДС, на прибыль, на недвижимость и т.д. в соответствии с налоговым кодексом). Местные налоги устанавливаются нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом РБ и обязательны к уплате на соответствующей территории (налог с продаж, налог на рекламу, сборы с пользователей и др.). Республиканские налоги зачисляются как в республиканский, так и в местные бюджеты; местные – всегда поступают в местные бюджеты.

Кроме этого, налоги могут  классифицироваться в зависимости от источника уплаты налога. Такими источниками могут выступать заработная плата, себестоимость, прибыль, надбавка к цене.

Следует отметить, что  налоги должны обеспечить необходимый  уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и населения, сохраняя свою стимулирующую функцию. 

При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно  растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.

Сальдо бюджета расширенного правительства (консолидированный  бюджет с фондом социальной защиты населения) в 2011 году было сформировано с профицитом в размере 8,6 трлн. рублей, или 3,1 процента к ВВП (в 2010 году - дефицит 1,8 процента). Уровень централизации доходов расширенного правительства в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 0,4 процентного пункта ВВП и составил 42 процента ВВП.  Размер государственного долга к концу 2011 года достиг 47,7 процента ВВП, в том числе внешнего - 35,9 процента ВВП, внутреннего - 11,8 процента ВВП).

После периода ускоренного  роста в 2011 году в январе 2012 г. наблюдалось значительное замедление инфляции.  Прирост индекса потребительских цен в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 1,9 процента (в среднем за месяц в 2011 году - 6.3 процента).  Также значительно замедлился рост цен производителей промышленной продукции, в строительстве и в других областях экономики.

Доходная часть консолидированного бюджета формировалась,  главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль. Удельный вес этих налоговых поступлений в общих доходах консолидированного бюджета в 2011 году составил 69,7 процента, в 2010 году - 67,5 процента (что, в основном, обусловлено снижением доли налоговых доходов и ростом доли доходов неналоговых и от внешнеэкономической деятельности в 2011 году). В 2011 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,8 процента, а в 2010 году - 27,3 процента.

Налоговые доходы составили 85,8 процента всех поступлений в консолидированный бюджет  (в 2010 году - 92 процента),  неналоговые доходы - 14 процентов  (в 2010 году -7,7 процента), таблица 1.1.

 

Таблица 1.1 СТРУКТУРА ДОХОДОВ [5]

Наименование показателя

2011 год

Справочно 2010год

Расходы - всего

из них на:

100

100

общегосударственную деятельность

20,0

19.2

национальную экономику

19.2

23,4

охрану окружающей среды

0.7

0.9

жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

7,8

7,4

здравоохранение

13.1

12.2

физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

3,3

3.3

образование

17.3

15.7

социальную политику

9.6

9,4


 

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году составили 79,1 трлн.  рублей, что на 49,3 процента больше, чем в 2010 году. По отношению к ВВП они составили 28,8 процента (за 2010 год - 32,2 процента).

 

Таблица 1.2 СТРУКТУРА РАСХОДОВ консолидированного бюджета Республики Беларусь в процентах к итогу [5]

Наименование показателя

2011 год

Справочно 2010 год

Расходы - всего

из них на:

100

100

общегосударственную деятельность

20,0

19.2

национальную экономику

19.2

23,4

охрану окружающей среды

0.7

0.9

жилищно-коммунальные услуги и

жилищное строительство

7,8

7,4

здравоохранение

13.1

12.2

физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

3,3

3.3

образование

17.3

15.7

социальную политику

9.6

9.4


 

Основная доля в общих  расходах консолидированного бюджета  приходилась на

финансирование социальной сферы,  общегосударственной деятельности и национальной экономики (таблица 1.2). Объем средств направленных в 2011 году на финансирование социально-культурных мероприятий  (здравоохранение,  физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составил 34,3 трлн. рублей, или 43,3 процента от всех расходов консолидированного бюджета (в 2010 году - 21,5 трлн. рублей, или 40,6 процента от всех расходов). Финансирование национальной экономики в 2011 году уменьшилось по сравнению с прошлым годом при росте финансирования здравоохранения и образования. 

В составе расходов на национальную экономику в 2011 году наибольший удельный вес приходился на транспорт (12,4 процента),  сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (50,4 процента), дорожное хозяйство (14,6 процента).

Консолидированный бюджет в 2011 году был исполнен с профицитом на сумму 6 502,2 млрд. рублей (2,4 процента к ВВП),  в том числе республиканский бюджет -  с профицитом на сумму 2 561,7 млрд. рублей (0,9 процента к ВВП). В 2010 году дефицит консолидированного бюджета составил 2,6 процента к ВВП,  республиканского бюджета - 2,4 процента к ВВП. Доходы республиканского бюджета в 2011 году составили 54,2 трлн.  рублей  (или 19,7 процента к ВВП),  а расходы - 51,6 трлн.  Рублей (или 18,8 процента к ВВП). 

По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по налогам и сборам на 1 января 2012 г. снизилась по сравнению с 1 января 2011 г. на 12,8 процента и составила 27,9 млрд. рублей. Объем отсроченных (рассроченных)  сумм задолженности на 1 января 2012 г.  составил 210,4 млрд.  рублей и уменьшился по сравнению с 1 января 2011 г. на 18,3 процента.

 

2. Антикризисная и антициклическая  политика Национального банка  Республики Беларусь

 

На протяжении ряда лет  в республике активно стимулировался рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, но при этом не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновении дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

Во втором полугодии 2011 года были приняты  меры для исправления сложившихся  макроэкономических дисбалансов: обеспечен  выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.

Во втором полугодии прошлого года обеспечен выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами: за июль – ноябрь 2011 г. оно составило 746,5 млн. долларов США. Поступления валютной выручки от экспорта за июль – декабрь 2011 г. превысили объемы списания валютных средств в оплату импорта более чем на 2,2 млрд. долларов США.

В декабре 2011 года, впервые за несколько  лет, субъекты хозяйствования стали  чистыми продавцами иностранной  валюты, тогда как ранее наблюдалась  устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011 года, каждый месяц, начиная с мая, продает валюты больше, чем покупает.

В целом на валютном рынке  предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого  укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную  валюту.

Международные резервные  активы Республики Беларусь на 1 января 2012 года достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг.

Информация о работе Состав и структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь