Социальная политика региона и источники ее финансирования (Тюменскя область)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей социальной политики региона и анализ ее основных источников финансирования.

Для реализации поставленной цели при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

- раскрыть основные положения социальной региональной политики;

- охарактеризовать современные метода финансирования социальной политики;

- рассмотреть основные направления и источники финансирования социальной политики Тюменской области;

- выявить проблемы финансирования социальной политики региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА…………………………………………………………………………5

Основы социальной региональной политики………………………………5
Эволюция развития системы финансирования социальной политики региона…………………………………………………………………………8
Современные методы финансирования социальной политики региона…12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)……...22

2.1 Основные направления социальной политики Тюменской области………22

2.2 Анализ состава и структуры основных источников финансирования социальной политики……………………………………………………………..25

2.3 Проблемы финансирования социальной политики Тюменской области…..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

  Средства  фондов формируются преимущественно  за счет страховых платежей предприятий всех форм собственности, привязанных к одной из самых надежных баз — фонду оплаты труда, а также поступлений из бюджетной системы в оговоренных законом случаях, и прочих доходов (например, от размещения временно свободных средств на финансовом рынке, штрафов, пени и другие).

  Нормативно-законодательная  база деятельности государственных  внебюджетных социальных фондов состоит из нескольких частей — нормативных актов по становлению этих кредитно-денежных учреждений, ежегодно рассматриваемых вместе с Законом о Федеральном бюджете на текущий год проектов бюджетов этих фондов.

  Контроль  за деятельностью государственных  социально-страховых фондов ввиду важности выполняемой ими роли ведется и исполнительной, и законодательной властями.

  На  первом по масштабности месте среди  четырех государственных внебюджетных социально-страховых фондов находится Пенсионный фонд России (ПФР), образованный в соответствии с Федеральным законом «О государственных пенсиях в РФ» Постановлением ВС РСФСР 22.12.90 г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Направления расходования средств ПФР определяются законами РФ:

  • средства расходуются главным образом  на выплату государственных трудовых пенсий, компенсацию неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

  • выплату ритуальных пособий, социальных пенсий, другие мероприятия, связанные  с деятельностью ПФР — создание персонифицированного учета пенсионных взносов и т.д.

  Пенсионный  фонд управляется Правлением и Исполнительной дирекцией, со став Правления утверждается Федеральным Собранием РФ.

  Фонд  социального страхования РФ (ФСС) специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, призванным управлять средствами государственного социального страхования РФ. Его основные задачи — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников, оздоровление детей, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда, страхование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, другие цели, предусмотренные законодательством.

  Средства  фонда формируются за счет страховых  взносов работодателей, доходов  от инвестирования части временно свободных  средств, ассигнований из бюджета, добровольных взносов граждан и юридических  лиц, прочих доходов.

  Тариф отчислений в ФСС в 2011 г. составляет 34 % (2010 г. – 14 %) от фонда оплаты труда.

  В соответствии с законом РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» образованы Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования как самостоятельные  государственные не коммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд является юридическим лицом, подотчетен Парламенту и Правительству РФ.

  Фонд  обязательного медицинского страхования  создан в 1993 г. в соответствии с постановлением ВС РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г», территориальные фонды создаются местными органами власти.

  Основные  задачи федерального фонда: реализация государственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечение прав граждан и достижение социальной справедливости в системе обязательного медицинского страхования, осуществление мер финансовой устойчивости системы, в том числе за счет выравнивания условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ.

  Одной из существенных проблем развития медицинского страхования в России является искусственное  раздробление финансовых потоков для  реализации защиты от социального риска утраты трудоспособности по болезни.

  Особое  положение в общественных финансах занимают внебюджетные фонды субъектов РФ и местные внебюджетные фонды.

  Источниками внебюджетных средств могут быть целевые поступления, частичная  оплата предоставляемых общественных услуг, добровольные пожертвования, результаты «деловой активности» местных администраций  (лотереи, муниципальные займы и т.д.), привлечение самых разнообразных дополнительных источников не бюджетного характера.

  В целом ряде российских регионов широко используются возможности по формированию и использованию внебюджетных фондов субъектов РФ. Число таких фондов существенно дифференцировалось по регионам от одного до нескольких десятков.

  Инструментом  накопительного страхования социальных рисков и выступают негосударственные социально-страховые фонды. В настоящее время происходит сложное становление негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что связано с неблагоприятными демографическими и экономическими тенденциями развития России и, как следствия, необходимостью пенсионной реформы. В силу не предсказуемости социальных последствий краха НПФ, традиционно важное значение имеют формы государственного контроля, рамочные условия деятельности, законодательно закрепленные на федеральном и региональном уровнях.

  Благотворительный фонд— весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран.

  В 1995 г. в России принят Федеральный  закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», аналогичные законы приняты в целом ряде регионов РФ.

  Из  действующих в настоящее время  в России согласно официальным статистическим данным более чем 4 тысяч фондов трудно выделить именно благотворительные. Поэтому анализ их деятельности строится исходя из принятых законодательных актов федерального и регионального уровней, а также публикаций в средствах массовой информации. Российское законодательство представляет благотворительным организациям возможности поддержки — налогового и не налогового характера, их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

  Социальные  инвестиционные фонды, известные как социальные или социально-экономические фонды развития, возникли с целью сглаживания социально-экономических противоречий в странах третьего мира в конце 80-х гг. Одна из причин их создания — рост бедности в странах Африки и Латинской Америки, по требовавший активного внешнего вмешательства, чтобы предотвратить обнищание миллионов людей. Было необходимо не допустить деградации системы пре доставления социальных услуг, предотвратить возрастающую пауперизацию сельского населения, дать людям возможность ощутить на себе положительные результаты проводимых в их странах реформ.

  Другая  причина — необходимость государства  осуществить ряд быстрых и  наглядных акций, которые позволили  бы ему уменьшить возрастающее недовольство населения и повысить привлекаемость проводимых структурных пре образований.

  И, наконец. — осознание того, что  у самого государства недостает  реальною потенциала, необходимого для осуществления социально-экономических проектов на местном уровне, работы напрямую с местными сообществами и частным сектором.

  Механизм  социальных инвестфондов направлен  гибко и оперативно обеспечивать ресурсами организации на местном  уровне — местные правительства, местные сообщества, некоммерческие организации. Эти фонды финансируют проекты, инициированные местным сообществом; оценивают эти проекты, осуществляют функцию их отбора, способствуют в подборе подрядчиков, осуществляют контроль за исполнением и оценку их эффективности.

  Инструментарий, используемый социально-инвестиционными  фондами весьма интересен. Здесь  может достигаться сочетание  интересов всех секторов гражданского общества (государство, бизнес, некоммерческий сектор) не только на национальном уровне, но, что гораздо важнее, — на региональном и местном. Инструментарий социальных инвестфондов использует не только материальные стимулы сообщества, но и развивает творческую инициативу и, что важно, коллективную ответственность местного сообщества за дальнейшее поддержание проекта. Именно поэтому этот механизм может быть использован для реализации социальных проектов в России на региональном и местном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

  2.1 Основные направления социальной  политики Тюменской области 

  Важным  элементом структуры социальной политики в регионе с содержательной точки зрения являются основные направления. Объектом их регулирования выступают  определенные социальные процессы, действующие  на территории Тюменской области, интересы социальных групп (объектов социальной политики), подсистемы социальной сферы  общественной жизни (образование, наука, культура, здравоохранение, труд, занятость, социальное обслуживание и другое). Направления социальной политики формируются  на базе основных направлений федеральной  социальной политики с учетом условий  регионального развития.

  Администрация Тюменской области проводит социальную политику по следующим направлениям:

1) Социальная  защита населения: в 2010 году реализация мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, для всех льготных категорий граждан во всех территориях области осуществлялась своевременно и в полном объеме. В сравнении с 2009 годом перечень мер социальной поддержки и круг лиц, имеющих на них право, не сократился. Гражданам, проживающим в Тюменской области, предоставлялись следующие меры социальной поддержки в виде социальных выплат: 
- пособие на ребенка выплачено более чем на 87 тыс. детей, израсходовано около 480 млн. руб.;

- единовременное  пособие при рождении и (или)  усыновлении третьего или каждого  последующего ребенка в размере  10 тыс. рублей. За 2010 год данное  пособие выплачено на 2, 7 тыс. детей,  расходы областного бюджета около  27 млн. руб.;

- адресное  социальное пособие. Расходы областного бюджета на выплату социального пособия за 2010 г. составили свыше 77 млн. рублей, социальное пособие предоставлено 40 тыс. получателей;

- пособие  родителям военнослужащих, погибших  при прохождении военной службы  по призыву при исполнении  обязанностей военной службы, получателей  – более 400 чел. , расходы областного  бюджета – свыше 25 млн. руб;

- приняты  решения об оказании единовременной  материальной помощи за счет  средств областного бюджета более  чем 18 тыс. гражданам на общую  сумму около 220 млн. руб;

- единовременная  выплата по содействию самозанятости  произведена более чем 1, 7 тыс.  граждан, создано около 290 дополнительных  рабочих мест, общая сумма расходов  – более 121 млн. руб;

- осуществлена  единовременная выплата ветеранам  Великой Отечественной войны,  более 62 тыс. получателей, сумма  расходов областного бюджета  – свыше 93 млн. рублей;

- Департаментом  социального развития Тюменской  области ведется активная работа  по модернизации и расширению  действующей сети учреждений  социального обслуживания;

- в области  создана система социальной реабилитации  инвалидов;

- совершенствование  методов работы по профилактике  и предупреждению безнадзорности.

2) В  сфере доходов: в соответствии с Законами Тюменской области от 06.07.2005 № 393 «О порядке установления величины прожиточного минимума в Тюменской области», от 15.11.2010 № 71 «О потребительской корзине в Тюменской области» установление величины прожиточного минимума по Тюменской области (без автономных округов) на второй квартал 2011 года: 

-  в расчете на душу населения 6090 – рублей;

-  для трудоспособного населения  6612– рублей;

-  для пенсионеров  4809 – рублей;

-  для детей  5677 – рублей.

  Минимальная заработная плата в области устанавливается  с 1 мая 2011 года и на сегодняшний день составляет:

- для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области, в размере 4710 рублей;

Информация о работе Социальная политика региона и источники ее финансирования (Тюменскя область)