Социальная политика региона и источники ее финансирования (Тюменскя область)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей социальной политики региона и анализ ее основных источников финансирования.

Для реализации поставленной цели при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

- раскрыть основные положения социальной региональной политики;

- охарактеризовать современные метода финансирования социальной политики;

- рассмотреть основные направления и источники финансирования социальной политики Тюменской области;

- выявить проблемы финансирования социальной политики региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА…………………………………………………………………………5

Основы социальной региональной политики………………………………5
Эволюция развития системы финансирования социальной политики региона…………………………………………………………………………8
Современные методы финансирования социальной политики региона…12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)……...22

2.1 Основные направления социальной политики Тюменской области………22

2.2 Анализ состава и структуры основных источников финансирования социальной политики……………………………………………………………..25

2.3 Проблемы финансирования социальной политики Тюменской области…..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

  К этому времени совокупные государственные  расходы на социальную сферу достигли 18% ВВП. Соотношение доходов государственных  социальных внебюджетных фондов к консолидированному бюджету РФ составило 36,4%, образуя, по сути, второй социальный бюджет страны.

  Эффективность проводимых социальных реформ во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфера может адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необходимо учитывать  при их проведении.

  В настоящее время основные черты  адаптации пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы к рыночным отношениям в  России проглядываются с достаточной  очевидностью.

  Основные  черты такой модели с финансовой точки зрения:

  · провозглашение субсидиарности в качестве базового принципа социальной политики в России;

  • относительное сокращение бюджетных  и рост внебюджетных финансовых источников, усиление роли социального страхования, поддержание сет социального  обслуживания населения. Социальное страхование  из второстепенных методов переходит  в разряд основных, наиболее адекватных рыночным условиям:

  - усиливается его роль в социальном  обеспечении; появились и развиваются  новые, не существовавшие ранее  его виды (медицинское страхование,  страхование от безработицы), претерпевают  изменения традиционные его виды (в пенсионном обеспечении идет  внедрение накопительных финансовых  инструментов).

  • законодательное закрепление минимального набора государственных социальных гарантий в наиболее важных сферах жизнедеятельности человека (образовании  и культуре, здравоохранении, социальной защите).

  Ввиду невозможности продолжения экстенсивного  наращивания государственных социальных расходов и наличия серьезных  бюджетных ограничений идет активный поиск эффективного соотношения  затрат и результатов, а также  усиливается роль различных альтернативных источников. Имеется в виду:

  · расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем, удовлетворения дифференцированного спроса на различные социальные услуги и т.д.) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т.д.;

  · нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры и т.д.;

  · существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;

  · привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;

  · участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных источников и др.

  Финансовые  ресурсы общества, потенциал которых  используется при финансировании социальных программ и проектов подразделяются на:

  · государственные и муниципальные финансы:

  - федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных  внебюджетных социальных фондов.

  · в негосударственные финансовые ресурсы:

  - кредитные ресурсы; привлечение  средств фирм и домашних хозяйств;

  - потенциал некоммерческого сектора  в целом, в том числе различных  фондов.

  Соотношение бюджетных и внебюджетных, государственных  и частных финансовых потоков  в каждой отдельной взятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. По оценке экспертов, около 70% финансовых ресурсов социальной защиты населения формируется за счет внебюджетных социально-страховых фондов. В целом  на социальную политику в России в 1998-99 гг. расходовалось около 18% ВВП, свыше 9% — из консолидированного бюджета РФ и около 8,5% ВВП — из государственных социальных внебюджетных фондов. Доля финансовых ресурсов, направляемых населением на оплату различных общественных услуг, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, городскою транс порта и услуг социальной сферы, сопоставима с расходами федерального бюджета на социальную политику. 

    1. Современные методы финансирования социальной политики региона
 

  Реализация  социальной политики предполагает законодательное  установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан. Общее число разновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.

  Реализация  социальных обязательств предполагает их установление, организацию и непосредственное исполнение. Установление социальных обязательств осуществляется законодательными органами Федерации и её субъектов, главная подготовительная часть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти.

  Организация исполнения социальных обязательств государства  осуществляются как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и общефункциональными министерствами (Минэкономразвития РФ, Минфин РФ).

  Методы  финансирования социального сектора  должны способствовать повышению экономической  эффективности. Экономическую эффективность  социальной политики следует рассматривать  по крайней мере в трех аспектах.

  Макроэкономическая  эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько  много, чтобы вытеснить другие важнейшие  направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений.

  Микроэкономическая  эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств  между различными программами: денежными  пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.

  Третий  аспект эффективности — воздействие  социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и  льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность.

  Финансовое  обеспечение социальных обязательств государства осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовые обязательства и ответственность всех участников финансирования социальной политики значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране. В экономике Советского Союза финансовые обязательства в социальной сфере делились преимущественно между государством и предприятиями. Для основной массы населения с невысокими стабильными доходами, социальные услуги были бесплатными, но при дефиците наиболее качественных услуг. Стабильность доходов основной массы населения определялась отсутствием безработицы и пенсиями по старости.

  Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государства в социальной сфере. Задача социальной политики должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организаций.

  Система социальной защиты, адекватная рыночной экономике, может быть создана только в результате существенного роста  уровня доходов населения, улучшения положения на рынке труда. Серьезное влияние на состояние рынка труда могут оказывать институты рынка труда, включая трудовое законодательство, профессиональные союзы, минимальную заработную плату и программы страхования занятости. Современный рынок труда в России характеризуется низкой заработной платой, задолженностью по заработной плате, развитой структурой самозанятости, наличием неформального рынка. В этих условиях отдельные виды активных программ содействия занятости оказались не эффективными. Из всех программ службы занятости наиболее эффективной по затратам представляется помощь в поиске работы.

  Формирование  социальной политики в России совпало  с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства. Если во второй половине XX в. основой для социальной политики промышленно развитых стран являлись такие ценности как коллективизм, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которых нашли свое воплощение в «шведском социализме», то современные модернисты на первое место выдвигают ответственность, и прежде его личную ответственность. Выдвинуты идеи «индивидуальных достижений» и «конкуренции». Считается недопустимым, чтобы индивидуум перебрасывал на государство свою ответственность перед семьей, местным сообществом и страной.

  Государство не должно предоставлять гражданам гарантированный минимум услуг, а создавать все условия для их активности, для успеха их личных усилий, т.е. все социальные институты ориентируются не на пострадавших, а на людей, которые сами пытаются оказать сопротивление трудностям жизни в изменяющемся обществе. Равенство трактуется не как равенство результатов, а как равенство возможностей, и что самое главное, равенство к доступу к этим возможностям. Поэтому на рынке труда упор делается не на гарантировании работы, а на гарантировании образования, возможности получать новые профессии. Социальной базой постиндустриального общества становится средний класс — обеспеченные рабочие (синие воротнички), интеллигенция (белые воротнички), низшие слои бюрократии (государственной, муниципальной, корпоративной), малый и средний бизнес. Социальная политика, определенная в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», ориентирована на эту группу населения.

  Финансовые  ресурсы общества, потенциал которых  используется при финансировании социальных программ и проектов подразделяются на:

  · государственные и муниципальные финансы:

  - федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов.

  · в негосударственные финансовые ресурсы:

  - кредитные ресурсы; привлечение  средств фирм и домашних хозяйств;

  - потенциал некоммерческого сектора  в целом, в том числе различных  фондов.

  Развитие  процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов РФ Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению на селения на территории. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет.

  Соотношение бюджетных и внебюджетных, государственных  и частных финансовых потоков  в каждой отдельной взятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. По оценке экспертов, около 70% финансовых ресурсов социальной защиты населения формируется за счет внебюджетных социально-страховых фондов.

  Государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) — это самые крупные из внебюджетных фондов федерального значения.

  Цель  данных фондов — обеспечить реализацию важнейших социальных гарантий —  государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи, выплат во время отпуска по беременности и родам, а также защиту от социальных рисков, которые неизбежно сопровождают трудовую деятельность — поддержка  в сфере занятости, в случае потери трудоспособности и т.д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением  Государственного Фон да занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако их самостоятельность ограничена государством — оно определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль за деятельностью фондов.

Информация о работе Социальная политика региона и источники ее финансирования (Тюменскя область)