Система и принципы организации финансового контроля в Европейских странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

В современных условиях глобализирующегося мира одной из основных тенденций развития национальных правовых систем является унификация законодательства, его сближение и взаимопроникновение. Идеи и принципы, успешно апробированные в одних государствах, нередко становятся объектом заимствования в других. Положительный опыт зарубежных государств в сфере финансового контроля в современных условиях нуждается в изучении с целью творческого использования в процессе совершенствования форм и методов отечественного финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

Система и принципы организации финансового контроля в Европейских странах.docx

— 24.18 Кб (Скачать)

Договор об учреждении Европейского Сообщества достаточно подробно регламентирует деятельность данного органа, который  в современном переводе называется Счетной палатой. В соответствии с п. 1 ст. 247 Договора Счетная палата включает по одному гражданину от каждого  государства-члена.  Члены счетной  палаты подбираются из числа лиц, входящих или входивших в соответствующих  странах в органы внешнего контроля или обладающих особой квалификацией  в этой области.

Члены Счетной палаты назначаются  на 6 лет и из своего состава избирают на 3 года Председателя. Действуют члены  Счетной палаты независимо от своих  правительств либо иных органов.

В соответствии со ст. 248 Счетная  палата рассматривает счета в  отношении всей совокупности доходов  и расходов Европейского Сообщества, все счета в отношении любых  органов, учрежденных Сообществом. Счетная палата направляет Европейскому парламенту и Совету министров декларацию об обеспечении надежности счетов, о законности и правильности операций по этим счетам. Данная декларация подлежит публикации.

Счетная палата рассматривает  вопрос о законности и правильности доходов и расходов, обеспечивает надлежащее финансовое управление. Контроль осуществляется по бухгалтерским документам и, если в этом есть необходимость, проводится на месте функционирования контролируемого  органа.

Характерно, что контроль в государствах-членах проводится на основе сотрудничества с учреждениями национального контроля. «Счетная палата и учреждения национального контроля государств-членов действуют на основе тесного доверительного сотрудничества и уважения к независимости друг друга».

Несмотря на обширные полномочия Счетной палаты, не она является главным органом контроля за исполнением  бюджета. Об этом свидетельствует п. 4 ст. 248, в котором говорится, что  Счетная палата помогает Европейскому парламенту и Совету в осуществлении  их функций по контролю за исполнением  бюджета.

Таким образом, создание органа европейского финансового контроля подразумевает продолжение функционирования национальных систем финансового контроля в государствах-членах. Фактически полномочия европейского контроля и  национальных контрольных органов  не пересекаются. Европейская Счетная  палата контролирует финансовую деятельность органов Европейского Союза, в то время как национальные финансово-контрольные  органы контролируют исполнение национальных бюджетов.

При создании финансового  контроля в Европейском Союзе  была принята та же схема, которая  успешно апробирована во многих странах: существует парламентский контроль за исполнением бюджета, существует контроль исполнительной власти и существует независимый контрольный орган  – счетная палата.

Анализируя системы зарубежного  финансового контроля, В.Парыгина справедливо отмечает, что, несмотря на кажущееся разнообразие, в действительности в настоящее время существует всего три модели институциональной организации бюджетного контроля – административный, судебный и парламентский бюджетный контроль. Выбор той или иной конструкции в конкретной стране зависит от целого комплекса политических, исторических и социально-экономических обстоятельств.

Административный контроль, осуществляемый в бюджетной сфере  органами исполнительной власти или  уполномоченными этой властью субъекты, наименее эффективен.

Правомерно говорить о  наличии связи между уровнем  развития конституционализма и прав человека в конкретном государстве  и особенностями развития финансово-контрольных  механизмов. Например, тоталитарным государствам не свойственно создание специальных  бюджетно-контрольных органов.

Таким образом, опыт организационно-правового  регулирования финансового контроля в западных государствах свидетельствует  о том, что в современных условиях эффективное экономическое и  политическое развитие государства  невозможно без эффективной системы  государственного финансового контроля, которая соответствует уровню экономического и правового развития общества. Финансовый контроль в бюджетной сфере призван  ревизовать движение денежных средств  государства, обеспечивать необходимый  объем поступлений в бюджет и  внебюджетные фонды, содействовать  укреплению и развитию доходной базы бюджета, способствовать рациональному  расходованию бюджетных средств.

 

Накопленный в сфере организации  и деятельности финансового контроля в зарубежных странах опыт может  и должен быть творчески использован  в Российской Федерации.


Информация о работе Система и принципы организации финансового контроля в Европейских странах