Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, реферат
В современных условиях глобализирующегося мира одной из основных тенденций развития национальных правовых систем является унификация законодательства, его сближение и взаимопроникновение. Идеи и принципы, успешно апробированные в одних государствах, нередко становятся объектом заимствования в других. Положительный опыт зарубежных государств в сфере финансового контроля в современных условиях нуждается в изучении с целью творческого использования в процессе совершенствования форм и методов отечественного финансового контроля.
Система и принципы организации финансового контроля в Европейских странах
В современных условиях глобализирующегося мира одной из основных тенденций развития национальных правовых систем является унификация законодательства, его сближение и взаимопроникновение. Идеи и принципы, успешно апробированные в одних государствах, нередко становятся объектом заимствования в других. Положительный опыт зарубежных государств в сфере финансового контроля в современных условиях нуждается в изучении с целью творческого использования в процессе совершенствования форм и методов отечественного финансового контроля.
Развитие законодательства
о финансовом контроле в зарубежных
странах определяется двумя факторами:
опытом национального государственно-
В целом в зарубежных государствах
система организации и
В президентских республиках,
наряду с парламентским контролем,
обычно существуют контрольные структуры
исполнительной власти, наделенные значительными
полномочиями. Например, в США, помимо
подчиненной Конгрессу Службы финансового
контролера, существуют административно-бюджетное
управление при президенте, система
инспекторских служб в
В государствах с социалистически ориентированной политической структурой высшие органы финансового контроля включены в исполнительную власть. В частности, в Китае Госсовет, который фактически является правительством, создает Высшее учреждение ревизии счетов, возглавляемой Генеральным аудитором. Во Вьетнаме счетная палата подчинена премьер-министру.
Несмотря на такие различия, структуры финансового контроля в зарубежных странах стремятся осуществлять свою деятельность на основе принципов Лимской декларации. В данном документе подчеркивается, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Анализируя положения Лимской декларации, Е.Ю.Грачева отмечает, что контроль – это не самоцель, а неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, вскрывающая допущенные отклонения от принятых стандартов и имевшие место нарушения принципов законности, эффективности и экономии.
Независимость контрольных органов в соответствии с Лимской декларацией выражается:
– в независимости контрольных органов от проверяемых ими организаций;
– в защищенности от постороннего влияния;
– в независимости членов контрольных органов;
– в обеспечении контрольного органа финансовыми средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач.
В Лимской декларации отмечается, что высшие контрольные органы страны только в том случае могут успешно выполнять возложенные на них задачи, когда они действительно независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. В соответствии с этим в большинстве государств независимость контрольных органов закрепляется в тексте конституции. Как правило, одним из элементов такой независимости является то, что руководителя контрольных органов назначаются или утверждаются парламентами на более длительные сроки, чем сроки полномочий самих парламентов. Кроме того, руководители контрольных органов могут быть освобождены от должности только по решению парламента в строго определенных случаях: некомпетентности, доказанных злоупотреблений, по собственному желанию.
Функциональная и
Объективность контроля достигается
неукоснительным соблюдением
Анализ основных положений Лимской декларации позволяет сформулировать ряд общих требований к работе органов финансового контроля.
Прежде всего, высшие органы финансового контроля должны быть независимы в своей деятельности.
Во-вторых, эти органы должны иметь право и возможность запрашивать и получать любые документы и любую информацию, связанную с финансовой деятельностью проверяемого субъекта.
В-третьих, в финансовой деятельности государства и его структур не должно быть направлений, изъятых из системы контроля.
Большинство государств, подписавших Лимскую декларацию, соблюдают ее основные требования, которые действительно направлены на повышение эффективности системы финансового контроля. Рассмотрим особенности национальных систем финансового контроля на примере отдельных стран.
Государством с самой
мощной на сегодняшний день финансовой
системой являются Соединенные Штаты
Америки, которые имеют достаточно
разветвленную и
Важную роль в контрольном механизме США играет Служба Финансового Контролера. Она основана еще в 1863 году Законом о национальной валюте и представляет собой старейший федеральный распорядительный орган по контрольной деятельности. Данная служба относится к Министерству финансов. Финансовый контролер назначается на пять лет. Его главные функции: следить за выполнением федеральных финансовых и банковских законов, устанавливать правила регистрации уставов кредитных организаций, контролировать создание и ликвидацию национальных банков, проводить их ревизию. Служба финансового контролера также имеет право контролировать международные финансовые операции, вплоть до осуществления ревизий. Для выполнения этих задач существует специальный независимый контрольный аппарат более чем из 2 тысяч человек. Примечательно, что Служба финансового контролера существует на деньги тех кредитно-финансовых структур, деятельность которых регулирует.
К числу органов финансового
контроля, действующих в США, относятся
также административно-
Особенностью осуществления государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы этой страны закреплены в специальном разделе конституции ФРГ. Этот раздел носит название «Финансы», регулирует финансовые отношения между федерацией, землями, общинами, гарантируя их устойчивость. В частности, достаточно подробно говорится о системе распределения налоговых доходов между федерацией и землями. Эта система, в соответствии с конституцией, направлена на выравнивание различий в финансовых возможностях между землями (ст. 107 Основного закона ФРГ). В то же время федерация и земли независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства (ст. 109).
Федеральный министр финансов предоставляет в Бундестаг и Бундесрат отчеты о всех доходах и расходах, а также о состоянии государственного имущества и имеющихся долгах.
Финансовый контроль в
Германии осуществляется Федеральной
счетной палатой и счетными палатами
земель. Счетная палата является независимым
органом финансового контроля, который
занимает место между парламентом
и правительством страны и является
их помощником. Федеральная счетная
палата контролирует как бюджетное
финансирование и управление экономикой
федерации и федеральными объектами
особой важности, так и деятельность
государственных предприятий, организаций
социального страхования, получающих
государственные дотации. Палата может
также контролировать учреждения, которые
не входят в сферу компетенции
федерации, но имеют право управлять
федеральными средствами. Федеральная
счетная палата состоит из восьми
отделов, названия которых определены
выполняемыми ими функциями: проведение
ревизии счетов, бюджетного финансирования,
контроль учреждений транспорта и связи,
контроль оборонного бюджета, проверка
объектов военного и гражданского строительства,
проверки социальной сферы, контроль состояния
подготовки кадров и эффективного управления
экономикой, кураторство экономики
и финансов. Основным признаком оценки
деятельности Счетной палаты ФРГ
является точность и эффективность.
Проводя финансово-
Члены Федеральной счетной палаты «пользуются независимостью судей». Ежегодно палата должна информировать о своей деятельности как правительство, так и Бундестаг и Бундесрат.
Процесс функционирования и взаимодействия институциональных структур, уполномоченных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на выполнение функций по поводу формирования, распределения и контроля за бюджетными денежными средствами и обязательствами, подразумевает работу системы бюджетного администрирования. Объектами бюджетного администрирования являются бюджетные финансовые ресурсы: федерального правительства, земельных правительств, коммун или общин (муниципалитетов).
Субъектами бюджетного администрирования являются: финансовые органы (Министерство финансов и его органы на местах), органы денежно-кредитного регулирования (Бундесбанк и его подразделения), органы государственного финансового контроля (Счетная палата ФРГ).
Важнейшими видами доходов
бюджетов всех уровней являются обязательные
платежи (налоги, сборы, взносы). В связи
с этим огромное значение имеет налоговый
контроль. Уровень собираемости налогов
в Германии составляет более 90 % и
уклонение от уплаты налогов является
нетипичным для этой страны. Это
обусловлено тем, что к налоговым
преступлениям, которые находятся
в сфере уголовного преследования
органами налоговой полиции, относятся:
уклонение от уплаты налогов, контрабанда,
подделка гербовых и акцизных марок,
а также укрывательство лиц, совершивших
налоговое преступление. К числу
факторов, способствующих более высокой
собираемости налогов в Германии,
следует отнести подробное, детализированное
налоговое законодательство, которое,
как правило, исключает различную
интерпретацию тех или иных положений
и поэтому сводит к минимуму споры
между налогоплательщиками и
налоговыми органами в вопросах применения
налогового законодательства. Эффективному
налоговому контролю способствуют развитая
банковская система, высокий уровень
компьютеризации налоговых
В области финансового
контроля в Германии наиболее значимо
действует парламентский
В бюджетном законодательстве Германии закреплены детали постановки задач, предмета проверок, критериев проверок и методов их проведения. Счетная палата Германии уполномочена давать проверяемым структурам предложения по принятию мер с целью устранения выявленных недостатков. На эти предложения проверяемые объекты должны ответить в установленный срок.
Важную роль в системе
финансового контроля в Германии
играет Министерство финансов. Управления
и отделы министерства контролируют
процесс составления и
Во Франции контрольный орган судебного типа был создан еще при Наполеоне Бонапарте. В настоящее время во Франции существует Счетная палата, которая в соответствии со статьей 47 Конституции Французской республики «помогает парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов».
В процессе создания и деятельности Европейского Союза одним из важных вопросов стал вопрос о финансовом контроле. Сложность его практического разрешения заключается в том, что государства, входящие в состав единого европейского пространства, сохраняют значительную степень самостоятельности. Великобритания, например, сохранила даже национальную валюту. Организация единой системы европейского финансового контроля сталкивается с разными национально-государственными традициями и стандартами, с различием в правовых системах. В то же время есть и определенные успехи на пути создания единой системы финансового контроля в объединенной Европе.
Как отмечает профессор Ю.Д.Ильин, согласно Маастрихтскому договору 1992 г. был создан такой орган, как Суд аудиторов, играющий роль европейской счетной палаты. Этот орган состоит из 15 членов, каждый их которых представляет свою страну и назначается Советом министров ЕС. Предварительно кандидатуры тщательно изучаются Европейским парламентом.
Основная задача Европейского
Суда аудиторов заключается в
осуществлении надзора за финансовой
деятельностью и обеспечении
гласности в процессе управления
европейскими финансами. Особенность
правового статуса данного
Информация о работе Система и принципы организации финансового контроля в Европейских странах