Система безналичных расчетов и её элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:11, доклад

Описание работы

Безналичный денежный оборот представляет собой часть денежного оборота, в которой движение денежных средств осуществляется в безналично - денежной форме в порядке перечисления (перевода)
денежных средств со счета плательщика в банке на счет получателя, путем зачета взаимных требований, а также с использованием других банковских операций.

Работа содержит 1 файл

Система безналичных расчетов и её элементы..docx

— 36.49 Кб (Скачать)

1.Система безналичных расчетов, ее основные элементы.

 

Безналичный денежный оборот представляет собой часть денежного оборота, в которой движение денежных средств осуществляется в безналично - денежной форме в порядке перечисления (перевода) 
денежных средств со счета плательщика в банке на счет получателя, путем зачета взаимных требований, а также с использованием других банковских операций.

 

Безналичный денежный оборот - это основной вид денежного оборота. На его долю приходится около 80% всех платежей в экономике нашей страны. Безналичный денежный оборот охватывает: движение общественного продукта; распределение и перераспределение национального дохода; платежи за товары, услуги и выполненные работы; платежи, связанные с формированием доходов бюджета и осуществлением бюджетных расходов; платежи, относящиеся к источникам капитальных вложений; расчеты, связанные с финансированием предприятий; бюджетные, внутриотраслевые, внутрихозяйственные перераспределения денежных средств; получение и погашение банковский ссуд; выплату и использование части денежных доходов населения; другие платежи и поступления. Участниками этих отношений являются организации, в том числе банки и небанковские финансово-кредитные институты, население.

 

В современном обществе основным видом денежных расчётов являются безналичные расчёты. Придавая огромное значение рациональному использованию денежных средств и сокращению издержек обращения, государство организует безналичные расчёты, устанавливает условия их осуществления и порядок применения расчётных документов. Система безналичных расчётов представляет собой плановую организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами.

 

Система безналичных расчетов, как любая система, состоит из ряда элементов. Основными элементами безналичных расчетов являются:

 

  • виды расчетных (платежных) документов;
  • порядок документооборота;
  • принципы организации безналичных расчетов;
  • способы платежа;
  • формы безналичных расчетов.

 

Безналичные расчеты осуществляются, как правило, на основе расчетных  документов, которые представляют собой распоряжение клиента банку о переводе средств с одного счета на другой или о зачете взаимных требований.

 

Банки совершают операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ оформляется на бумажном носителе, в установленных случаях - в электронном виде.

 

Расчетными документами  являются:

 

  • распоряжение плательщика о списании денежных средств с его счета и их перечислении на счет получателя средств;
  • распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и 
    перечисление на счет, указанный получателем средств.

 

В Российской Федерации используются следующие расчетные документы:

 

  • платежные поручения;
  • платежные требования поручения;
  • чеки;
  • аккредитив;
  • инкассовое поручение;
  • электронные платежи.

 

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках  документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система  банковской документации»).

 

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным  требованиям и, следовательно, обязательно  должны содержать следующие данные:

 

    • наименование расчетного документа;
    • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
    • вид платежа;
    • наименование плательщика, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
    • наименование и местонахождение банка плательщика, номер корреспондентского счета или субсчета;
    • наименование получателя средств, номер его счета в банке, ИНН
    • наименование и местонахождение банка получателя средств, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
    • назначение платежа;
    • сумма и очередность платежа;
    • вид операции;
    • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

 

Для совершения платежей расчетные  документы печатаются в нескольких экземплярах исходя из потребностей участников расчетов. Первый экземпляр  расчетного документа должен быть обязательно  подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в  банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика  производится только на основании первого  экземпляра расчетного документа. Второй экземпляр является копией.

 

Расчетные документы перемещаются между организациями и банками. Такое движение расчетных документов с учетом времени их оформления называется документооборотом.

 

Расчетные документы принимаются  банком к исполнению в течение  операционного дня банка. Срок действия расчетных документов ограничен и составляет 10 дней, не считая дня его подписания. Допускается, что клиент банка может отозвать свои расчетные документы.

Установлены сроки прохождения  платежей через банки:

 

  • 5 дней между субъектами РФ;
  • 2 дня внутри одного субъекта.

 

Гражданский кодекс РФ в  ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов. Безналичные  расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих  формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, векселями.

 

2. Способы платежа

 

Способ платежа характеризует  порядок списания средств со счетов плательщиков.

В современной системе  безналичных расчетов хозяйственные  субъекты используют следующие основные способы платежа:

1. Перечисление денежных  средств (непосредственно не связан  с банковским кредитом) с текущего  счета плательщика. 

2. Предоставление займа  банком путем прямого перечисления  денег с кредитного счета плательщика  на банковский счет поставщика.

3. Расчет путем зачета  взаимных требований плательщиков  средств и их получателей, связанных  между собой поставкой товаров  или оказанием услуг в процессе  обмена деятельностью, с перечислением  на соответствующие счета участников  зачета только непокрытой суммы. 

4. Гарантированная оплата  поставщику с предварительным  депонированием средств на отдельных  банковских счетах в учреждениях  банка по месту нахождения  плательщика и с последующим  их списанием с этого счета  после зачисления денег на  счет получателя в учреждении  банка, где ему открыт текущий  счет.

 

 

3. Принципы организации безналичных расчетов

 

Принципы организации  расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

 

На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое  и документальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов. В 
частности, такими принципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.

 

Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия - обусловлена ролью этих расчетов. Рыночный оборот, по существу, 
представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств 
организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.

 

Главный регулирующий орган  расчетов - ЦБРФ (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке РФ одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:

 

  • установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;
  • координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

 

Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие счетов как у поставщика, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета - друг другу и в Центробанке.

 

Третий принцип: наличие  акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

 

  • либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
  • либо специального акцепта документов, вписанных получателями средств (платежных требований, переводных векселей).

 

Четвертый принцип: поддержание  ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (банки и др.) должны планировать поступления, списание средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

 

Пятый принцип - обеспечение  срочности платежа. Расходуемые  средства на производство товаров и услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей продукции в сроки, предусмотренные договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей как со стороны плательщиков, так и со стороны банков ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете - к платежному кризису.

 

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов и их имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий. Контроль осуществляют как предприятия, так и банки. Нарушения договорных обязательств влекут применение ответственности в форме уплаты штрафов, неустоек, пени. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности.

 

С принципом взаимного  контроля участников расчетов тесно  связан седьмой принцип - их имущественной  ответственности за несоблюдение договорных условий.

 

Суть этого принципа заключается  в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности  в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также  иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить  неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они  не выполнены последними, - практически  полностью возместить причиненные  убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого  значительно расширились благодаря  совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия  за невыполнение денежных обязательств.

 

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических  отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов  и подзаконных актов, как в  области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности  за нарушение обязательств при осуществлении  расчетов. В Гражданском кодексе (части первой, ст. 295) значительно  усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства.

 

4. Формы безналичных расчетов.

 

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:

 

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты векселями;
  • расчеты по инкассо.

Информация о работе Система безналичных расчетов и её элементы