Рынок страховых услуг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

Содержание

1 Введение
2 Сущность и содержание рынка страховых услуг
2.1 Понятия страхового рынка и условия его существования
2.2 Структура страхового рынка
2.3 Классификация страхования
2.4 Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынка. Управляемые и неуправляемые факторы.
2.5 Основные задачи и функции страхования
3 Рынок страховых услуг РФ
3.1 Территориальная структура российского страхового рынка
4 Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Рынок страховых услуг РФ.doc

— 635.00 Кб (Скачать)

      финансовые;

      трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.

Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может  оказывать  определенное  воздействие,  и  неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.

К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:

      рыночный спрос;

      конкуренция;

      ноу-хау страховых услуг;

      инфраструктура страховщика.

Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция: между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.

При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:

      технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;

      уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.

      К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:

      научно-технический прогресс,

      государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),

      состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),

      социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),

      конъюнктура мирового страхового рынка.

Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется принципом равенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм. Верхняя граница — потребностями страховщика.

Ассортиментом страхового рынка является перечень видов страхования.

Рыночный спрос на страховые услуги имеет экономический и гуманитарный аспекты.

Деятельность страховщика обязательно включает в себя анализ следующих экономический аспектов:

                  численность населения;

                  возрастные группы населения (Таблица 2.4.1);

                  сезонные миграции;

                  доходы населения;

                  покупательная способность населения;

                  вероятностные расходы на страхование, которые могут себе позволить люди с определенным уровнем доходов;

1. Анализ возрастных групп

Таблица 2.4.1 - Анализ возрастных групп

Возрастные группы

Виды страхования

Дети, подростки и юноши (до 12 лет, 13—16 лет и 17—19 лет соответственно)

От несчастных случаев; накопительные виды, связанные с получением образования

Молодые люди (20—35 лет)

Связанные с началом профессиональной карьеры, семейной жизни, получением ссуды под жилищное строительство

Люди средних лет: младший средний возраст (35—50 лет)

На обеспечение в старости, на туристические поездки, владение автомобилями, на предпринимательскую деятельность

Старший средний возраст (50—60 лет)

Имущественное страхование

Пожилые люди (старше 60 лет)

На туристические поездки, благотворительную деятельность

2 Анализ доходов населения и их распределения

В практике страховой работы различают номинальный и реальный доход.

Номинальный доход — это сумма денег, которую получает лицо или семья: заработная плата, дивиденды, рента, прибыль, личное подсобное хозяйство и др.

Реальный доход — это фактический доход с учетом инфляции, роста цен и налогов.

Реальный доход может быть исчислен на душу населения — это средний реальный доход, отнесенный на численность населения в исследуемом регионе.

Кроме того, определяют также покупательную способность населения. Из номинального дохода вычитают расходы первой необходимости — на питание, жилье, транспорт, выплату налогов, одежду, отчисления на соцстрахование. Оставшийся так называемый свободный личный доход и определяет покупательную способность человека.

К гуманитарным аспектам изучения рыночного спроса на страховые услуги относят психологические, социальные и антропологические факторы. Страховой рынок изучается с точки зрения национальных особенностей населения региона, его культурных традиций, демографической ситуации, группового национального поведения и сознания.

Мотивировка принятия решений потенциальным страхователем основывается на следующих экономических и психологических предпосылках:

                  человек всегда стремится максимально удовлетворить свои страховые интересы при минимальных финансовых затратах;

                  страхователь всегда действует рационально;

                  человек всегда идет на компромисс, находя оптимальный баланс между своими желаниями и финансовыми возможностями[1].

2.5 Основные задачи и функции страхования

Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие (Таблица 2.5.1):

1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране. Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений.

2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством.

3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции[2].

 

 

Таблица 2.5.1 – Задачи и функции страхования

Задачи и функции

Виды страхования

Социальное

Коммерческое

Аккумулирующая

Финансовое наполнение фондов государственного социального страхования

Аккумуляция денежных средств в страховых фондах и инвестирование этих средств в хозяйственный оборот

Возмещающая

Возмещение утраченных трудовых доходов и расходов на лечение

Возмещение ущерба от страхового случая

Предупредительная и контрольная

Снижение рисков и тяжести их последствий. Повышение ответственности на всех уровнях управления.

Повышение личной ответственности за свое будущее


 


3 Рынок страховых услуг РФ

Предпосылками развития страхового дела в России стране явились:

- укрепление негосударственного сектора[5] экономики;

- рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.

-сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.

В условиях социалистической экономики потребность в страховании была минимальной. При переходе к рыночной экономике потребность в страховании резко возрастает, создавая основу для быстрого развития страхового рынка. В настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. Во-первых, это негосударственный сектор хозяйства, имеющий естественную потребность в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку. Однако неудовлетворительное финансовое положение большинства предприятий в условиях затянувшегося экономического кризиса и депрессии не способствует массовому росту спроса с их стороны. В значительной степени существующий спрос обусловлен обязательностью некоторых видов страхования (страхование государственного нежилого фонда, сдаваемого в аренду) и использованием страховых схем, позволяющих страхователям уходить от чрезмерно высоких налогов.

До недавнего времени финансовые условия страхования, установленные государством, препятствовали его использованию юридическими лицами. Почти все расходы на выплату страховых взносов шли за счет чистой прибыли предприятий. С 1996 г. было разрешено относить расходы на страхование на себестоимость продукции и услуг в размере 1% от объема реализуемой продукции, позднее, в середине 2000 г., этот норматив был увеличен до 3%. С введением главы 25 Налогового кодекса РФ, начиная с 2002 г. возможности предприятий по отнесению расходов на страхование на себестоимость значительно расширены как в имущественном, так и в личном страховании.

Второй источник спроса на страховые услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно-коммунального хозяйства, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения. Для приватизированного жилого фонда, доля которого в общем количестве квартир составляет уже свыше 30%, необходимость страхования является бесспорной. Дело только за соответствующими организационными формами, и в частности за полноценной реализацией Федерального закона «О товариществах собственников жилья», принятого в мае 1996 г.

Информация о работе Рынок страховых услуг Российской Федерации