Рынок пластиковых карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое изучение рынка пластиковых карт в России. Исходя из этой цели были, сформулированы следующие задачи:
1.Дать общую характеристику использования пластиковых карт.
2.Проанализировать современное положение рынка пластиковых карт в Сибирском отделении ОАО «Сбербанка России».
3. Рассмотреть перспективы развития пластиковых карт в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......31 Основные понятия использования пластиковых карт ………………................5
1.1 Пластиковые карты, как платежный инструмент ….………………………...5
1.2 Классификация пластиковых карт …………………………………………….7
2 Современное положение рынка пластиковых карт в Сибирском отделении ОАО «Сбербанка России»………………………………………………….……...18
2.1 Оценка российского рынка банковских карт ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………...18
2.2 Перспективы развития пластиковых карт в России………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………25
Библиографический список…………..…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Ахметшина Эльвина гр.219Б Рынок пластиковых карт в России.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Сводная статистика российского рынка платежных карточек за период 2009-2011гг.  представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Сводная статистика российского рынка платежных карточек за период 2009-2011 гг.

Наименование показателя

2009г.

2010г.

2011г.

Количество эмитированных карточек, млн. ед.

124,0

144,4

315,4

Количество банков эмитентов и  эквайеров  
(% от общего количества кредитных организаций)

700 КО 
(66,2%)

688 КО 
(68,0%)

692 КО 
(69,2%)

Количество платежных систем

Около 70

Около 70

Около 70

Количество операций с карточками, млрд. ед.

2,5

3,1

3,2

Объем операций с карточками, млрд. руб.

9874

12 849

15549,8

Количество устройств, принимающих  карточки, тыс. ед.

517

693

1576


 

Таблица 2 - Сводная статистика российского рынка платежных карточек

за период 2009-2011 гг.

 

Наименование показателя

2009г.

2010г.

Тем прироста,

2011 г.

Тем прироста,

Количество эмитированных карточек, млн. ед.

124,00

144,40

116,45

315,40

254,35

Количество операций с карточками, млрд. ед.

2,50

3,10

124,00

3,20

128,00

Объем операций с карточками

9874,00

12849,00

130,13

15549,80

157,48


 

Анализ динамики российского рынка платежных карточек за период 2009-2011 гг.  представлена в таблице 2.

 Из данных таблицы 2 видно, количество устройств, принимающих карточки за период 2009-2011гг. выросла на 304,84%, объем операций с карточками в 2011 году выросла 1,5 раза в сравнении 2009 годом.

Динамика  рынка платежных карточек за период 2009-2011гг. наглядно представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 Сводная статистика российского рынка платежных карточек за период 2009-2011гг.

 

Количество операций с карточками за первое полугодие  выросло до 1,9 млрд. транзакций, а объем операций с карточками, включая операции по снятию наличных, – до 7774,9 млрд. руб. При этом за весь 2010г. этот показатель составил 12 849 млрд. руб. Количество принимающих устройств также значительно выросло и на конец первого полугодия 2011г. составило 788 тыс. единиц, увеличившись на 95 тыс.

Статистика рынка платежных  карточек за первое полугодие 2011г., распределение по платежным системам представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Статистика рынка платежных карточек за первое полугодие 2011г., распределение по платежным системам

Статистика рынка платежных  карточек

Международные ПС

Российские ПС

Всего

Количество эмитированных карточек, млн. ед. (на 1 июля 2011г.)

137,2

20,5

157,7

Количество «активных» карточек, млн. ед. (за II квартал 2011г.)

71,8 (52%)

17,4 (85%)

89,2 (57%)


 

Распределение по платежным  системам за первое полугодие 2011г. наглядно представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 Распределение по платежным системам за первое полугодие 2011г.

 

Увеличение количество операций с карточками более быстрыми темпами наблюдается в 2010 году, то есть 1,24 раза больше  в сравнении 2009 году.

Статистика рынка платежных  карточек по количеству операций с банковскими карточками представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Статистика рынка платежных карточек по количеству операций с банковскими карточками

Статистика рынка платежных карточек

Международные

 ПС

Российские

 ПС

Всего

Количество операций с банковскими  карточками, млрд. ед.

1789,3

118,8

1908,1

Получение наличных

1094,3 (61%)

60,4 (51%)

1154,7 (61%)

Безналичные операции

695,0 (39%)

58,4 (49%)

753,4 (39%)


 

Статистика рынка платежных  карточек по объему  операций с банковскими  карточками представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Статистика рынка платежных карточек по объему  операций с банковскими карточками

Статистика рынка платежных  карточек

Международные ПС

Российские ПС

Всего

Объем операций с банковскими карточками, млрд. руб.

7212,7

563,1

7775,8

Получение наличных

6002,7 (83%)

301,4 (54%)

6304,1 (81%)

Безналичные операции

1210,0 (17%)

261,7 (46%)

1471,7 (19%)


 

Доминирующее положение  среди платежных систем на российском рынке занимают международные платежные  системы. На их долю из 157,7 млн. карточек, имеющих хождение в России, приходится 137,2 млн. карточек. Это 87% от общей эмиссии. Следует заметить, что по данным Центрального Банка РФ, доля «активных» карточек в карточной эмиссии международных платежных систем довольно низкая — всего 52%, тогда как российских платежных систем — 85%. Это объясняется тем, что значительная доля эмиссии осуществлена в рамках зарплатных проектов, т. е. держатели карточек сами их не открывали, а, стало быть, и пользуются ими неохотно или совсем не пользуются.

Статистика рынка платежных  карточек по объему  операций с банковскими  карточками наглядно представлена на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 Статистика рынка платежных карточек по объему  операций с банковскими карточками.

 

По карточкам международных  платежных систем и доля операций по получению наличных выше, чем  по карточкам российских платежных  систем — 61% и 51% соответственно; и доля объема операций по получению наличных также существенно выше — 83% и 54% соответственно. Это также говорит о том, что держатели значительно чаще пользуются карточками российских платежных систем для оплаты товаров и услуг.

 

 

    1. Перспективы развития рынка пластиковых карт в России

 

 

На конец 2011г. в России было выпущено свыше 167 млн. банковских пластиковых карт рисунок 5. Это на 33 млн. больше, чем в 2010г. Прирост объема эмиссии карт за последние четыре года составил 70,7%.

Рисунок 5 Банковские пластиковые карты

 

Сейчас банковские пластиковые  карты уже не являются чем-то уникальным.

Так, согласно данным Центрального банка РФ, на конец 2011г. кредитными организациями эмитировано 167,585 млн. карт рисунок 6. 69,8% из них - это дебетовые карты без овердрафта, включая «зарплатные» карты. Доля дебетовых карт, к счету которых оформлен овердрафт, составляет 14,2%. Кредитные карты не имеют столь высокой популярности и составляют 8% от общего числа карт.

Рисунок 6 Эмитированные карты на конец 2011 года

 
         Одновременно с ростом эмиссии карт, ежегодно увеличивается и объем операций, совершаемых с использованием «пластика». Так, в 2010г. оборот по банковским картам физических лиц, по данным Центрального банка РФ, составил более 12 млрд. руб. (только с января по октябрь 2011г. - свыше 11 млрд. руб.).

Оборот по банковским картам юридических лиц за весь 2010г. составил 411 млрд. руб., тогда как только за 9 месяцев 2011г. оборот уже превысил 486 млрд. руб. рисунок 7. Рост рынка в целом подтверждают и показатели банков. Так, к примеру, банком ОАО «Сбербанк России» на данный момент эмитировано более 3 млн. карт, а поддерживаемая им инфраструктура обслуживания банковских карт в стране по состоянию на начало этого года насчитывает 3022 банкоматов и 10 579 платежных терминалов.

Рисунок 7 Оборот банковских карт юридических лиц

 

Число корпоративных  клиентов, обслуживаемых Новикомбанком по зарплатным проектам, в 2011г. увеличилось в три раза. Банком, к примеру, реализованы зарплатные проекты с рядом крупных российских компаний высокотехнологичных отраслей промышленности, включая предприятия ГК «Ростехнологии». В целом по итогам прошлого года Новикомбанк эмитировал в четыре раза больше пластиковых карт, чем в 2010г. Помимо этого, банк уделяет большое внимание развитию кредитных продуктов на базе пластиковых карт, таких как кредитные карты рост более чем в два раза, овердрафты к зарплатному счету.

Чем же обусловлено пока еще слабое проникновение безналичных платежей с использованием пластиковых карт?

 В первую очередь, непопулярность безналичных платежей обусловлена отсутствием привычки, расплачиваться за покупки с помощью банковских карт.  

Также один из препятствующих факторов - малочисленность магазинов на территории страны это касается, прежде всего, регионов, принимающих к оплате банковские карты. Большинство торговых точек, в особенности мелких, по-прежнему предпочитают наличную форму оплаты товаров и услуг.

Можно сказать, что рынок  банковских карт в России развивался однобоко за счет реализации всем известных «зарплатных проектов». С одной стороны, это выдача карты для получения заработной платы, с другой - желание держателя карты использовать наличные деньги. В связи с этим банки активно развивали банкоматную инфраструктуру. Параллельно, отдавая дань мировому опыту, развивалась сеть приема карт к оплате. Но так как интерес торговосервисных предприятий к эквайрингу был небольшим, то динамика развития приема карт к оплате существенно отстает от роста количества карт и операций снятия наличных.

Перспективы развития карточного бизнеса в России с выпуском транспортных карт, продвижением предоплаченных карт, развитием дистанционных сервисов, внедрением инновационных технологий (бесконтактные смарт-карты, улучшение степени защиты от компрометации и др.), а также с проектом по внедрению универсальных электронных карт (УЭК).

         Темпы роста платежных операций по картам в стране станут расти, и составят в 2012г. 20-25%. Положительный тренд роста рынка напрямую зависит от развития «карточной культуры» и повышения финансовой грамотности населения в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Способствовать увеличению объемов использования карт, помимо ставших уже традиционными «зарплатных проектов», банкиров, будут ряд продвинутых услуг на основе «пластика» и развитие инфраструктуры по приему карт.

Поможет рынку и формирование условий для приема к оплате банковских карт в торгово-сервисных предприятиях на уровне законодательства, а также рост рынка предоплаченных и виртуальных карт для Интернет-платежей, набирающих популярность.

Быстрое распространение  банковских кредитных карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения  служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

Актуальность данной темы была полностью доказана: Россия живет в мировом сообществе, поэтому сегодня вследствие широко использующем системы расчетов по пластиковым карточкам, оставаться в стороне от общего процесса при расширении культурных, политических и экономических связей с другими странами практически невозможно и невыгодно.

В курсовой работе рассматривались: общая характеристика использования пластиковых карт, современное положение рынка пластиковых карт в Сибирском отделении ОАО «Сбербанка России» и перспективы развития пластиковых карт в России и т.п.

К преимуществам использования  вместо наличных денег пластиковой  карточки можно отнести также  тот акт, что при утере последней вам достаточно лишь сообщить в выдавший ее банк о случившемся. Все расчеты по этой карточке будут заблокированы, и ваш счет не пострадает от вашей забывчивости.

Затраты клиента при расчетах пластиковыми карточками:

1) Он отдает свои деньги сразу, а расходует их в течение какого-то времени. На внесенные деньги могут начисляться проценты, как правило, на средний остаток выше какой-то заранее определенной суммы.

2) За удобства, предоставляемые расчетами с помощью карточки, приходится платить. Обычно банки взимают определенный процент за каждую трансакцию, совершаемую по карточке покупка, обналичивание. Но, с другой стороны, борясь за клиента, банки сегодня снижают взимаемые ими комиссии. И клиент получает возможность выбрать карточку такого банка, чьи финансовые условия предпочтительнее.

Информация о работе Рынок пластиковых карт в России