Рынок несовершенной конкуренции

Автор: e*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Монопольно-конкурентное равновесие похоже на чисто монопольное равновесие в том, что цены превышают предельные издержки производства. Однако при чистой монополии цена может также превышать в долгосрочном плане и средние издержки из-за барьеров для входа на рынок новых продавцов. При монополистической конкуренции свободный вход на рынок предотвращает длительное существование экономической прибыли. Прибыль является приманкой, которая привлекает новые фирмы, и удерживает цены ниже уровня, который существовал бы при чистой монополии, но цены превышают те, которые существовали бы на стандартизированные товары при чистой конкуренции.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1. РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ...........................................................................4
1.1 Структура и функции рынка..................................................................................4
1.2 Понятие рыночной конкуренции. Состязательность..........................................5
1.3 Условия становления и развития рыночной конкуренции.................................6
2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНКА........................................................................7
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция………………………………....7
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………………………8
2.3 Олигополия и теория игр………………………………………………………11
2.4 Монополия……………………………………………………………………….19
3. Группирование фирм. Факторы........................................................20
3.1 Группирование фирм, его необходимость и формы…………………………20
3.2 Факторы, определяющие рыночную власть фирм…………………………23
Заключение..................................................................................................................29
Список использованных источников........................................................................30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Канапияновой Самал ФР-111.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

  • 1.3 Условия становления и развития рыночной конкуренции 
  •       Рыночная  конкуренция  есть   система  отношений  между  экономическими самостоятельными производителями товаров и услуг.  Она  имеет  место  только тогда, когда производители и  продавцы  способны  реагировать  на  изменение коньюктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов, т.е. когда  они свободны в определении и объема  и  ассортимента  выпускаемой  продукции,  в выборе  поставщиков  и  покупателей  своих  товаров,  в   определении   цен.

          Важнейшим условием  становлении конкуренции  при переходе  к  рынку  является отмена  характерной  для   плановой   экономики   системы   административных предписаний  предприятиям  относительно  цен,  производственной   программы, взаимоотношений с поставщиками  сырья  и  потребителями  готовой  продукции.

          В этом ряду следует особенно  выделить  либерализацию  цен.  Свободные

    рыночные  цены  уравновешивают  спрос  и  предложение,  уничтожают  состояние дефицита и тем  самым  создают  условия  для  перерастания  состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей,  их товаров и услуг.

          Предприятия вступают в конкурентную  борьбу  в  конечном  счете,  ради

    получения прибыли. Поэтому рыночная  конкуренция  эффективна  только  тогда, когда  товаропроизводители  и  продавцы  реально  заинтересованы   в   росте прибыли.

          Для командной экономики характерна  система  индивидуальных  нормативов отчислений от прибыли предприятий в госбюджет. Чем выше получается  прибыль, тем,   как   правило,   выше    нормативы    отчислений.    Это    подавляет заинтересованность  предприятий  в  увеличении  прибыли  и,   следовательно, препятствует становлению рыночной конкуренции при переходе к рынку  является налоговая реформа, заменяющая систему нормативов единым налогом на прибыль.

          Развитие конкуренции при переходе  к рынку во многом зависит  от степени

    жесткости  бюджетных  ограничений  предприятий.  В  общем   виде   бюджетные ограничение состоит в  том,  что  денежные  расходы  предприятия  ограничены принадлежащими им денежными фондами и текущими денежными расходами.

          Процесс развития конкуренции  в переходной экономике зависит  от  темпов

    преобразования    отношений    собственности.    Прибыль     не     является

    непосредственной  целью  экономической  деятельности  государства.   Поэтому

    интерес госпредприятий к увеличению прибыли  объективно ослаблен. (1,369)

          Не  всякая  конкуренция  способствует  эффективному   функционированию

    рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее  воздействие  на  экономику.

          Речь  идет о так  называемой  недобросовестной  конкуренции,  которая  должна быть  законодательно  запрещена.  Закон  РФ  «О  конкуренции  и  ограничении монополистической    деятельности    на    товарных    рынках»     запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение  ложных,  неточных и  искаженных  сведений,  способных  нанести  ущерб   другим   хозяйствующим убъектам;   самовольное   использование    товарных    знаков,    фирменных наименований, маркировки, внешнего оформления товаров других фирм.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. ОСНОВНЫЕ  МОДЕЛИ РЫНКА
     

  • 2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция 

          Рынок свободной  конкуренции  состоит  из  большого  числа  продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает  стандартную  однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со  стороны отдельных производителей  составляет  незначительную  долю  общего  выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния  на  рыночную  цену, но  должна «соглашаться  с ценой» ,  принимать ее  как заданный параметр.

          Участники конкурентного рынка  имеют равный доступ к  информации,  т.е.

    все продавцы имеют представление о цене, технологии производства,  возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их  изменениях.

          Существует  свобода входа и выхода: любая фирма, при  желании,  может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

          Колебания цены могут быть  довольно интересными – сравните цену яблок в

    конце лета и  весной,  -  но  разница  в  цене  эта  не  результат  действия

    отдельных продавцов,  а  процесс  взаимодействия  спроса  и  предложения  на

    рынке.

          На практике совершенная конкуренция  в чистом виде – явление  редкое  не

    только  в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но  существует  ряд  отраслевых

    рынков, которые  сравнительно в большей степени  имеют именно эту структуру.

          Под  несовершенной  конкуренцией  понимается  рынок,  при  котором  не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

          На   большинстве   реальных   рынков   подавляющая   часть   продукции

    предлагается  ограниченным числом фирм. Крупные  корпорации,  сосредоточившие в своих  руках  значительную  часть  рыночного  предложения,  оказываются  в особых отношениях  с  рыночной  средой.  Во-первых,  занимая  господствующее положение на рынке, они  могут  существенно  влиять  на  условия  реализации продукции.  Во-вторых,  меняются  и  отношения  между   участниками   рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и  реакция на их поведение должна быть  своевременной.  Конкурентные  отношения  такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

          Несовершенную конкуренцию принято  подразделять на три  основные  типа:

    монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 

    2.2 Монополистическая  конкуренция 

      Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной главе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

      Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл. 1).

      Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. «Экономикс» обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок. 

    Таблица 1     Классификация рыночных структур 

    Природа продуктов Количество продавцов
     
    один
    несколько много
    Однородные продукты Чистая монополия Однородная олигополия Чистая конкуренция
    Дифференцированные продукты   Дифференцированная олигополия Монополистическая конкуренция
     

    Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает «один продавец»), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко.

      Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая - к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями.

      Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов, они вынуждены делить рынок с другими производителями. Монополистически конкурентные отрасли состоят из большого количества небольших фирм. На олигополистических рынках господствуют немногие крупные фирмы. 

      Теория монополистической конкуренции основывается на трех допущениях: а) дифференциации продукта; б) большом количестве продавцов; в) свободном входе фирм и ресурсов в отрасль и выходе из нее.

       Производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Аспирин представляет классический пример дифференциации продукта. Все виды аспирина не отличаются один от другого по химическому составу. Но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер» продается в несколько раз дороже, чем менее известные виды. В значи-' тельной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе. «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга -по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и прочим.

      Монополистическая конкуренция имеет общие черты с совершенной (чистой) конкуренцией: обе рыночные структуры характеризуются большим количеством фирм, свободным входом и выходом из отрасли. Отличие ее от чистой конкуренции состоит в том, что на рынке несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность влиять на цену. Далее, в отличие от совершенной конкуренции, монополистическая конкурентная структура имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, она имеет определенную власть над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз.

      В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весьма чувствительны к их цене.

      Монополистически конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства МС = MR, где МС - предельные издержки; MR - предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (рис. 1, а, б, в).

      Как показывает рис. 9.1, равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. В варианте а происходит максимизация прибыли при производстве qx и цене Pv Объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.

      Вариант б представляет минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены.

    Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства MR = МС при объеме производства qv Величина убытков соответствует площади заштрихованного прямоугольника.

      Вариант в представляет нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам.

      Фирма использует критерий МС = MR для максимизации прибыли, минимизации убытков и присвоении нулевой прибыли. Соблюдая этот критерий, фирма достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной структуре.

      Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.

      Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

      В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Увеличение объема производства монополистически конкурентными фирмами позволило бы им понизить издержки п производства. С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много фирм. Если бы их количество уменьшилось,

    каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки и цены. Чем больше фирм, тем разнообразнее продукты и услуги. Поэтому потребители имеют широкие возможности для удовлетворения потребностей. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.

      Модель монополистической конкуренции характеризует роль рекламы в мире бизнеса. Цель последней заключается в том, чтобы увеличить долю фирмы в общем объеме продаж на рынке и привлечь потребителей к приобретению дифференцированного продукта данной фирмы. Вместе с тем реклама увеличивает издержки фирмы и ведет к удорожанию товара для потребителей.

      Мнения экономистов и населения в отношении рекламы противоречивы. С одной стороны, реклама информирует потребителей о появлении новых товаров и их свойствах. Она создает потребность в рекламируемом продукте. С другой стороны, во многих случаях реклама является недобросовестной. Она вводит в заблуждение потребителей. Через нее фирмы навязывают бесполезные товары, стремятся морально обесценить продукты, имеющиеся у потребителей.

      В условиях рыночной структуры чистой конкуренции размеры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не превышают 1%. При монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Если на фирму приходится свыше 10% объема продаж, то она действует в структуре олигополии. Порог опасной монополизации соответствует 60-64% объема продаж на 1 фирму. 

    2.3 Олигополия и теория игр 

      Олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

      Для олигополистической фирмы характерны следующие черты: высокий уровень концентрации капитала и производзирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В литературе такая ситуация называется «доктриной сознательного параллелизма» («сознательного параллельного поведения»). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений нет), но они не конкурируют друг с другом.

        Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Она объясняет, почему олигополистичес-кие фирмы отказываются от частного понижения цен.

      Предположим, у фирмы цена за единицу продукта - OPv а объем продаж - Oqy (рис. 9.3). DEF - линия спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена - ОР3. Другой вариант: фирма понижает цену до ОРг Предположим далее,

      

      

      что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае JEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену с тем, чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов - DE и ЕН с переломом в точке Е. «Сотрем» отрезки JE и EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (см. рис. 3). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.

      При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.

      Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

      Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.

      Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное ли1 дерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.

      Барометрическое ценовое лидерство, в отличие от предыдущего типа ценового лидерства, - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижение высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Часто барометрические лидеры осуществляют свои функции «де-юре». Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.

      Другим средством поддержания «дисциплины» в отрасли, когда устанавливаются или изменяются цены, является использование в ценообразовании «правила большого пальца». Все фирмы используют одну и ту же формулу ценообразования: цена = издержки + прибыль. «Дженерал моторе» длительное время исходила в ценообразовании из необходимости получения 15% прибыли на вложенный капитал после уплаты налогов. При калькуляции издержек фирма учитывала стандартный объем производства, т.е. загрузку производственных мощностей на 80%. Стандартная цена исчислялась путем добавления к издержкам прибыли, достаточной, чтобы обеспечить заданную норму прибыли. В результате использования одинаковых методов ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.

      Сговор олигополистов может быть оформлен в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объемы производства й распределение рынков. Картели, как правило, неустойчивы. Во-первых, рынки распределяются между участниками по капиталу, по силе. Следовательно, фирмы заинтересованы в увеличении капитала, чтобы потребовать нового распределения рынков в соответствии с изменениями экономической мощи. Во-вторых, фирмы с низкими издержками производства склонны к нарушению соглашения, так как и при более низких ценах они могут получать высокие прибыли.В-третьих, позиции картеля подрывают аутсайдеры, назначая более низкие цены на свои продукты. В-четвертых, картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

      Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами. В то же время продавцы могут назначать разные цены для той или иной группы покупателей, тем самым осуществляя ценовую дискриминацию. Различают личную, групповую и продуктовую дискриминацию.

      Личная дискриминация - цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей. Более богатые могут заплатить более высокую цену, так как их спрос неэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти от него к конкуренту.

      Групповая дискриминация - цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента»); цена включает одинаковые транспортные издержки, независимо от местоположения покупателя.

      Продуктовая дискриминация - различия в цене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара (книги в твердой и мягкой обложках). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку»).

      Американский экономист К. Эдварде приводит яркий пример ценовой дискриминации. «Роом энд Хааз К°» продавала пластик метилметалкрилат, который использовался дантистами для пломбирования зубов, по 45 долл. за фунт. Для промышленных фирм цена была назначена 0,85'долл. за фунт. Дантисты, узнав о разных уровнях цен, начали закупать пластик у промышленных фирм. Чтобы сохранить сегментирование рынка, фирма решила добавить яд в промышленный пластик. В конце концов компания не пошла на отравление своего продукта, но распустила слух, что индустриальный пластик не пригоден для лечения зубов.

      Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могух воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.

      Сомнения, касающиеся полезности конкуренции для развития производства, возникли уже в конце XIX в. как у буржуазных экономистов, так и у марксистов. Речь, разумеется, шла не об уничтожении конкуренции, а об ее ограничении. Американский экономист Дж. Кларк считал, что некоторый отход от чисто конкурентных фирм не является вредным в долгосрочном плане, как обычно предполагалось. В условиях НТР производительные силы на чисто рыночной основе развиваться не могут. Дж. Гэлбрейт писал, что характер использования времени и капитала в современном производстве, специализация предприятий, потребности крупных организаций и проблемы функционирования рынка в условиях передовой технологии -все это предопределяет необходимость планирования. Крупные масштабы современного производства с большими вложениями капитала, совершенной техникой и сложной организацией -все это требует от фирмы контроля над ценами, обеспечения надежности сбыта и поставок.

      Рыночный механизм в определенных пределах замещается вертикальной интеграцией, заключением контрактов, развитием работ по заказам, финансовым обеспечением сделок и многим другим.

      Во многих отношениях олигополия обладает теми же преимуществами и недостатками, что и монополия. Экономия на масштабах производства дает возможность минимизировать издержки, когда отрасль состоит из немногих производителей.

      Некоторые экономисты доказывают, что по сравнению с более конкурентными рынками олигополия облегчает введение новой технологии, тем самым стимулируя экономический рост. Инновации требуют массивных инвестиций и значительного научно-исследовательского персонала.

      Негативная черта олигополии состоит в том, что нередко она использует рыночную власть для ограничения конкуренции и повышения цен. Присвоение высоких прибылей ослабляет стимулы к совершенствованию технологии. Критики олигополии обычно ссылаются на то, что за период с 1880 г. менее 1/3 крупных открытий были сделаны крупными корпорациями. Вместе с тем отмечается, что они играют ключевую роль в организации массового производства новых продуктов. Между экономистами нет единодушия при оценке значимости олигополии для технологического прогресса и развития производства.

      Теория игр, применительно к анализу рыночных структур, была разработана американскими экономистами Дж. фон Нейманом и О. Моргенстерном в их книге «Теория игр и экономическое поведение». Основную идею теории можно выразить следующим образом: игроки стремятся максимизировать свой выигрыш; таким выигрышем у олигополии является прибыль; в большинстве случаев наилучшая стратегия каждого игрока зависит от стратегии, избранной другими игроками; равновесие возникает, когда каждый игрок выбирает такую стратегию, которая принимает во внимание наилучшие стратегии других игроков. Такое равновесие называется «равновесием Нэша».

      В некоторых случаях наилучшая стратегия игрока разрабатывается независимо от стратегий, выбранных другими. В этом случае она называется «доминантной стратегией». Остальные участники вынуждены в силу тех или иных причин приспосабливать свое поведение к доминантной стратегии.

      Для характеристики последствий выбора того или иного варианта стратегии составляется матрица. В ней задействованы два игрока, например фирмы Джона и Питера. Каждый вход в матрицу показывает получение прибыли одной из фирм в связи с той или другой парой стратегических выборов. Чтобы определить наилучшую стратегию, Джон и Питер рассматривают каждую строчку матрицы с целью найти оптимальный вариант при выборе стратегии, связанной с этой строчкой.

      Теория игр показывает, что поведение фирм на рынке взаимозависимо. Каждая должна учитывать реакцию соперника на те или иные действия. Возьмем две фирмы, производящие сталь. Установление цен и определение объема производства может происходить только с учетом действий конкурента (табл. 2).

      Если обе фирмы выбирают вариант с большим объемом производства, они вынуждены установить низкие ценыГ и каждая фирма получает прибыль 2 и 2 (клетка в верхнем ряду слева). Когда они выбирают вариант с небольшим объемом производства, уровень цен высокий, и они получают высокие прибыли - 4 и 4 (клетка в нижнем ряду справа). Каждая фирма может выбрать наилучший вариант - 6 единиц прибыли. Тогда фирма Питера имеет большой объем производства, а фирма Джона - маленький (клетка в нижнем ряду слева).

       Низкий уровень производства одной из фирм позволяет уменьшить объем производства в отрасли и повысить цены. Но такой вариант вряд ли понравится конкуренту, который не получает прибыли, и он начнет ценовую войну. В клетке в верхнем ряду справа фирма Джона производит много, фирма Питера - мало. Опять один из партнеров не получает прибыль, что может повлечь за собой войну цен.

      Конкуренты могут сговориться, и оба получить по 4 единицы прибыли, ограничивая объем производства. Без сговора ни одна из фирм не может позволить себе риск выбора варианта с низким уровнем производства. Допустим, что фирма Джона выбирает вариант маленького объема производства. Фирма Питера предпочитает высокий уровень производства. Джон получит 0 прибыли, а Питер - б единиц (клетка в нижнем ряду слева). Если Питер предпочтет маленький объем производства, а Джон - большой, то нулевую прибыль получит Питер (клетка в верхнем ряду справа). Вот почему доминантной стратегией Джона и Питера будет выбор высокого уровня производства. Но тогда они получат по 2 единицы прибыли (клетка в верхнем ряду слева). Это значительно меньше, чем при выборе варианта с небольшими объемами производства (клетка в нижнем ряду справа). Но этот вариант возможен только при наличии картельного соглашения, которое ограничило бы выбор вариантов у участников картеля.

      Таким образом, равновесие в отрасли будет достигнуто, если Питер и Джон будут ориентироваться на вариант с большим объемом производства. А при условии заключения картельного соглашения они предпочтут более прибыльный вариант с небольшими объемами производства.

      Как уже отмечалось выше, характер рыночной структуры в значительной степени зависит от наличия барьеров для вхождения в отрасль.

      Барьеры, которые существуют независимо от действий фирмы, называются «чистыми». Барьеры, преднамеренно воздвигаемые функционирующими фирмами, называются «барьерами стратегического сдерживания».

      Американский экономист Дж. Бейн различал три типа барьеров для вхождения в отрасль: дифференциация продукта, абсолютное преимущество в издержках и экономия на масштабах производства. Первый тип относится к барьерам стратегического сдерживания. Второй и третий могут квалифицироваться как «чистые» барьеры, если они возникли не в результате преднамеренных действий фирмы. Например, фирма, уже функционирующая в отрасли, обладает определенным опытом. У нее издержки, как правило, ниже, чем у фирмы-новичка. Далее минимально эффективный масштаб может быть значительным. Фирма-новичок не в состоянии выйти немедленно на уровень издержек, достигнутый в отрасли.

      Но если функционирующие фирмы увеличили инвестиции или расходы на НИОКР, с целью предотвращения появления новых фирм, воздвигающиеся барьеры становятся барьерами стратегического сдерживания.

      При слабости «чистых» барьеров фирмы могут избрать различную стратегию. Либо они отказываются от реализации своей рыночной власти, т.е. не будут повышать цены и увеличивать прибыли. В этом случае у потенциальных конкурентов отсутствуют стимулы для проникновения в отрасль. А если конкурент появится, функционирующие фирмы соглашаются на раздел рынка, что предполагает сокращение производства, чтобы не допустить чрезмерного падения цен. Либо фирмы-оли-гополисты принимают решение о создании препятствий для вхождения в отрасль фирм-новичков. Борьба против конкурентов предполагает сохранение объема производства на прежнем уровне или его увеличение. Падение уровня цен неизбежно. Начинается война цен, фирмы несут потери.

      К каким последствиям приводит выбор той или иной стратегии, показывает табл. 3.

      Как отмечалось выше, «чистые» барьеры существуют независимо от действий фирмы. Барьеры стратегического сдерживания предполагают преднамеренное создание препятствий для проникновения конкурентов.

      Если фирма Джона не испытывает неприятностей от вторжения фирмы Питера, то она получит 15 единиц прибыли, а фирма Питера - 0.

      Если они делят рынок между собой, то получают небольшие прибыли - 3 и 3. Ценовая война приносит убытки Джону и Питеру по 3 единицы убытков.

      Когда новая фирма входит в отрасль, то лучше сотрудничать с ней, чем начинать ценовую войну.

      Равновесие в отрасли будет достигнуто, когда фирма Джона не будет сопротивляться вхождению фирмы Питера, и для обеих фирм получится одинаковая прибыль - 3 и 3.

      А теперь посмотрим результаты стратегического сдерживания. Фирма Джона инвестирует капитал в создание резервных мощностей. Они не используются при низком уровне производства. Такая ситуация предполагает отсутствие конкурента или сотрудничество с ним. Предположим, в этой обстановке фирма теряет 6 единиц прибыли.

      При ценовой войне фирма Джона увеличивает объем производства за счет использования резервных мощностей. Убытки Джона и Питера остаются на прежнем уровне —3 и -3.

      Предвидя сопротивление со стороны фирмы Джона, фирма Питера не вступает в отрасль, поскольку потеряет деньги в ценовой войне. Тогда возникает равновесное состояние - 9 и 0.

       Стратегическое сдерживание конкурента оказалось успешным. Оно ТАК ЭК 6 было прибыльным. Даже учитывая 6 ед. издержек по созданию резервных мощностей, фирма Джона получила 9 ед. прибыли. Это лучше, чем 3 ед. прибыли, которые были в левой клетке верхнего ряда, когда фирма Джона ориентировалась на сотрудничество с фирмой Питера.

      Но стратегическое сдерживание не всегда успешно. Предположим, что в правой верхней клетке фирма Джона получит б ед. прибыли, если не будет вторжения фирмы Питера. Но Джон должен израсходовать 6 ед. прибыли на создание резервных мощностей, чтобы воспрепятствовать вхождению конкурента. В результате он имеет нулевую прибыль. Фирма Питера не входит в отрасль, но фирме Джона лучше бы было не инвестировать в создание резервных мощностей, а позволить новой фирме войти и в результате сотрудничества получить 3 ед. прибыли.

      Теория игр подтверждает, что ценовая война нежелательна. Если функционирующая фирма намерена сражаться с конкурентом, то тогда новая фирма не должна входить в отрасль. Это требует знания поведения фирмы, уже обосновавшейся в отрасли. Неправильная оценка ситуации грозит входящей фирме огромными убытками.

      Таким образом, стратегическое поведение функционирующей фирмы может воздействовать на вхождение конкурента в отрасль и отсюда на рыночную структуру, за исключением случаев, когда вхождение является достаточно легким. Большое значение для формирования рыночной структуры имеет угроза потенциальной конкуренции со стороны отечественных и зарубежных фирм, планирующих вхождение в отрасль.

      Стратегическая конкуренция между крупными фирмами предполагает, что реакция на угрозу потенциальной конкуренции должна быть выражена достаточно весомо (инвестиции в резервные мощности, дополнительные расходы на НИОКР, понижение цен). 

    2.4 Монополия 

            Во-первых, монополию можно рассматривать как  тип  фирмы.   Она

    представляет  собой крупную корпорацию, которая  занимает ведущее положение  в определенной сфере национального хозяйства. Обычно  монополия  ассоциируется с известными всему миру  компаниями:  “General  Motors”,  “Nike”,  “Reebok”, “Coca-Cola”, “Sprite” и др.

          Но есть и другая трактовка понятия  «монополия»  -  это  экономическое

    поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям  противостоит преприниматель-монополист,    производящий    основную    массу    продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое  по размерам  предприятие.  И  напротив,  крупная  фирма   может   и   не   быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

          Обращаясь к монополии  как   виду  экономической  структуры   рынка,  мы

    рассматриваем ее как определенный тип экономических  отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать  свои  условия  на рынке определенного товара.

          Монополия  предполагает,   что   в   отрасли   имеется   только   один

    производитель, который полностью контролирует объем предложения товара.  Это позволяет  ему  устанавливать  цену,  которая  принесет  максимум   прибыли.

    Степень использования монопольной власти, установление цены  будет  зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар  уникален,  то  покупатель вынужден  платить  назначенную  цену  или  отказаться  от   покупки.   Число продуктов, не имеющих заменителей,  ограничено.  К  чистой  монополии  можно отнести  предоставление  коммунальных   услуг,   компании   кабельного   ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию  учебников и т.п.

          Фирма-монополист   обычно   имеет   более   высокую   прибыль,    что,

    естесственно, привлекает в отрасль других производителей.  В  случае  чистой

    монополии  барьеры  для  вступления  в  отрасль  достаточно  велики,  и  это

    практически  блокирует  проникновение  конкурентов   на   монополизированный

    рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в  отрасль, следующие:

            1.  Эффект  масштаба.  Высокоэффективное   производство  с   низкими

               издержками  достигается  в   условиях   крупного   производства,

               обусловленного  монополизацией  рынка.  Такую монополию   часто

               называют «естественной монополией»  (2,54)  ,  т.е.  отраслью,  в

               которой долгосрочные средние  издержки  минимальны,  если  только

               одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно

               трудно  войти  в  такую   отрасль,  т.к.  это   требует   крупных

               капиталовложений.

            2. Исключительные права. В ряде  стран Европы, Америки  и   в  России

               правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца

               (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но  взамен  на  эти

               привелегии правительство сохраняет  за собой  право  регулировать

               действия  таких  монополий,  чтобы   исключить   злоупотребление

               монопольной  властью,   защитить   интересы   монополизированных

               отраслей и населения.

            3. Патенты и лицензии. Правительство  гарантирует  патентную  защиту

               новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает

               производителям монопольные позиции  на рынке  и  на  определенный

               промежуток времени гарантирует  их исключительные права.

            4.  Собственность  на  важнейшие   виды  сырья.  Некоторые  компании

               являются   монополистами   благодаря   безраздельному   владению

               источниками   производственного   ресурса,   необходимого    для

               производства  монополизированного   продукта.   Так,   «Aluminum

               company of America» является владельцем всех основных источников

               бокситов. Довольно длительное время   канадская  компания  “ИНКО”

               контролировала  около  90%  известных   мировых  запасов  никеля.

               Большинство  алмазных  рудников  контролируется  южноафриканской

               компанией «Де Бирс». 
     
     
     
     
     
     
     
     

    3. ГРУППИРОВАНИЕ ФИРМ. ФАКТОРЫ 

      3.1 Группирование фирм, его необходимость и формы 

      Группирование фирм в высокоразвитой рыночной экономике бывает двух видов: а) группирование крупных фирмолиго-полистов и б) группирование ряда мелких и средних фирм вокруг крупной. Назовем первый вид «олигополистическим группированием», второй - «предпринимательскимгруппированием».

      Предпринимательские группы представляют сеть имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования преимущественно вертикальная; соответственно устанавливается идущий «сверху вниз» контроль над деятельностью участников группы. Встречается, впрочем, и горизонтальная интеграция в производстве готовых товаров и предоставлении услуг.

      Почвой для создания предпринимательских групп является стремление эффективно воздействовать на рынок посредством контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра. К примеру, комплекс «Ривер-Руж», хозяином которого был Г. Форд, в начале XX в. охватывал весь процесс производства автомобилей - от выплавки стали до выпуска готовой машины. Жизнь, однако, показала, что сосредоточение производства всех необходимых для выпуска продукции (особенно сложной) компонентов в рамках одной фирмы ведет к потерям, намного превосходящим возможные преимущества подобной интеграции.

      Дело в том, что технология производства неизбежно диктует тот или иной оптимальный размер предприятия, выход за пределы этого размера влечет за собой экономический ущерб. Компании, которые покупают компоненты своих изделий у внешних поставщиков, имеют ряд преимуществ. Отчасти они достаточно очевидны: удается избежать свойственного крупному бизнесу организационного разбухания. Но такие компании выигрывают и в использовании новой технологии: им не нужно покупать ее на стороне, поскольку она создается поставщиками, соответственно не возникает надобности в том, чтобы переучивать рабочих и вносить тысячи изменений в процедуры управления и организации. Такие компании, следовательно, существенно сокращают издержки адаптации к научно-техническому прогрессу. В противоположность этому, ориентация на производство всех компонентов внутри данной огромной компании порождает опасную жесткость, во многом лишает свободы выбора, маневра. Единственный производитель какого-то компонента внутри компании получает возможность стать «внутренним монополистом», способным взвинчивать цены для своих «домашних потребителей».

      Под влиянием такого рода фактов, начиная с €0-х годов, в частности, все автомобильные корпорации предпочитают иметь двойной источник компонентов. «Дженерал моторе» и «Форд мотор» довели долю внешних источников снабжения до уровня, превышающего половину, - 55% издержек.

      Получение компонентов от внешних поставщиков имеет свои минусы: усиливается ненадежность поставок, увеличивается вероятность ухудшения качества. На преодоление этих недостатков и нацелена организация предпринимательской группы, для которой характерно постоянство связей с независимыми поставщиками.

      В качестве примера возьмем группу «Тойота». Помимо изготовления различных компонентов к автомобилям, она охватывает производство стали, прецизионных станков, автоматических ткацких станков, текстиля, потребительских товаров, оказание строительных услуг. В группе 15 подконтрольных компаний, которые занимаются производством кузовов для автомобилей («Тойота ауто боди»), готовых изделий -крупнотоннажных грузовиков и автобусов («Хино мотор»), фундаментальными научными исследованиями, экспортом и импортом сырья. «Тойота» располагает пакетом акций в каждой из подконтрольных компаний - от 22,7% акций в «Аити стил уоркс» до 39,8% в «Тойотаауто боди». Кроме того, «Тойота» получает автозапчасти и компоненты от двух ассоциаций - «Кехокай», состоящей из 231 компании, и «Эйхокай», объединяющей 77 компаний. «Тойота» не участвует в капитале членов этих ассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений.

      В последние десятилетия отношения между крупными фирмами и поставщиками компонентов существенно изменились. Раньше гиганты доминировали над участвующими в субпоставках фирмами. Последние низводились до роли сателлитов. В настоящее время поставщики не только продают товары и услуги. Они также снабжают потребителей информацией и, в свою очередь, используют информационную базу данных покупателей, находясь в отношениях партнерства с их клиентами. Поставщики объединяются в ассоциации, с которыми крупным фирмам-потребителям приходится считаться.

      Образование предпринимательских групп осуществляется разными путями. Первый - разделение фирмы на несколько частей в виде самостоятельных компаний. В частности, итальянский «Фиат» в 80-е годы разделился на несколько самостоятельных компаний с тем, чтобы каждой из них был обеспечен доступ на рынок капитала. Второй возможный путь - отпочкование какого-либо подразделения от материнской компании. Делается это обычно для того, чтобы избежать недугов крупного капитала (организационного разбухания). Так, «Тойота» в 1950 г. отделила от себя «Тойота мотор сейлз» (торговую компанию), оставив за собой 44,9% акций. В 1982 г., однако, обе компании слились вновь. Третий путь - слияние и поглощение компаний, в ходе чего одна из них (головная компания) овладевает контрольным пакетом акций другой. Группирование, опирающееся на банки, которые финансируют деятельность компаний и при этом координируют их, - таков четвертый путь. И, наконец, пятый -фирмы заключают контракты об управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров.

      Регулирование деятельности объединения крупных фирм может принимать различные формы. Первая - координация деятельности участников посредством холдинговой компании. Примером может служить концерн Ф. Флика (ФРГ). В его состав входят крупные фирмы: «Динамит Нобель», «Будерус», « Фельдмюле », « Краус Маффей ». При второй форме роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк (так обстоит дело в группе Рокфеллера). Суть третьей формы состоит в том, что единство участников группы обеспечивается через взаимное владение акциями. Эта форма распространена в Японии. Перекрестное владение акциями предотвращает захват компаний конкурентами. Органом координации могут быть совещания президентов фирм. Групповые отношения строятся так, чтобы обеспечивалась помощь компаниям-членам, испытывающим трудности. Поскольку при деловых операциях по взаимному соглашению члены группы имеют дело с заведомо определенными контрагентами, межфирменные сделки приобретают долговременный, постоянный характер. При гарантированности долговременных деловых связей члены группы могут осуществлять долгосрочные инвестиции, заниматься техническими разработками совместно с партнерами.

      В 90-е гг. возникли новые моменты в развитии финансовых групп. Во-первых, в некоторых странах наблюдается активизация связей между группами. В Японии процесс глобализации таких отраслей, как автомобильная, финансы, нефтеперерабатывающая, привел к тому, что из-за несоответствия размеров японских компаний новым потребностям усилились слияния между ними. При этом фирмы могут принадлежать к различным финансовым группам. Приняли решение слиться «Фудзи банк» (группа Фуйе), «Дай-ити Канге банк» (группа Дай-ити кангин) и «Индастриал банк ов Джэпен». «Мицубиси Ойл» слилась с внешней фирмой «Ниппон Ойл». Во-вторых, быстро возрастает число международных слияний и поглощений. В 1999 г. французская компания «Рено» инвестировала 5,4 млрд. долл. в японскую фирму «Ниссан», приобретя 37% ее акций. «Дженерал моторе» увеличила свой пакет акций в японских компаниях «Исудузу» и «Судзуки». В 1999 г. произошло объединение германской «Даймлер Бенц» и американской компании «Крайслер».

      Взаимоотношения участников групп можно свести к сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не исключает возможности самостоятельного развития фирм, а следовательно, и конкурентных противостояний между ними.

      Группирование крупных корпораций экономически целесообразно: оно обеспечивает его членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

      Применительно к экономике России, к группированию фирм следует отнестись достаточно осторожно. Неразвитость рыночных отношений и конкуренции может усугубиться в результате формирования групп. На Западе они формировались для того, чтобы ослабить негативные последствия рыночной стихии и ограничить конкуренцию. В Японии плюс к этому еще и для предотвращения захвата фирм иностранным капиталом.

      В России рыночная экономика только создается. Вероятно, формирование предпринимательских групп в стране целесообразно. Они могут послужить обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта, т.е. решению проблемы очень болезненной и важной для отечественной экономики. Предпринимательские группы целесообразны и с точки зрения избавления от гигантизма, чтобы в то же время сохранить связи с отделяющимися от фирм производствами и функциональными Подразделениями. Объединение в группу целесообразно для борьбы с зарубежными конкурентами и предотвращения захвата отечественных фирм иностранцами. Задача состоит в том, чтобы использовать позитивные моменты в деятельности групп и ослабить негативные (прежде всего возможное повышение степени монополизации экономики в условиях неразвитости рыночных отношений). 

      3.2  Факторы, определяющие рыночную власть фирмы 

      К числу факторов, определяющих рыночную власть фирмы, относится изменение масштабов производства (концентрация производства), а также процесс слияний и поглощении (централизация капитала).

      Масштаб производства можно рассматривать на уровне предприятия и фирмы. Они имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным. В обрабатывающей промышленности США подавляющее большинство фирм - однозаводские. Из 369 ООО фирм в 1987 г. однозаводских было 288 ООО. В этом случае концентрация на заводском и фирменном уровнях совпадают. Однако решающую роль играли многозаводские фирмы. На 81 ООО таких фирм приходилось 13,8 млн. служащих из 18,9 млн. занятых на всех фирмах, 377,3 млрд. долл. из общего фонда заработной платы 476 млрд. долл.

      Увеличение масштабов производства дает экономический эффект в результате развития разделения труда и его специализации. Создаются благоприятные условия совершенствования техники и организации производства. С увеличением масштабов производства уменьшаются издержки, повышается производительность труда. Особенно это относится к много заводским фирмам, в рамках которых достигается экономия за счет сокращения расходов на содержание административно-управленческого персонала, централизованного ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также использования «массированных резервов». Например, внезапно возросший спрос легче удовлетворить путем транспортировки товаров с соседнего завода, чем эксплуатировать местньій завод за пределами его мощностей. Крупной фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств.

      Слияния и поглощения (централизация капитала) представляют весьма противоречивый процесс притяжения и отталкивания капиталов. Американская статистика среди форм централизации выделяет дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса, отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес одного собственника уменьшается, другого увеличивается за счет присоединения чужого капитала.

      Другой формой централизации капитала является выкуп собственности с использованием заемных средств. Покупатель, приобретая бизнес, использует в основном заемные средства для финансирования покупки. После изменения отношений собственности выплата долга перекладывается на поглощаемую компанию. Динамику слияний и поглощении, а также их формы показывает таблица 4. 

    Таблица 4    Слияния и поглощения в экономике США (1985—1993 гг.) 

    Формы слияний и поглощений 1985 г. 1992 г. 1993 г.
    Всего:      
    количество 1 719 3 502  
    стоимость (млрд. долл.) 140,6 125,3 -
    в том числе:      
    дезинвестиции:      
    количество 780 1598 1993
    стоимость (млрд. долл.) 51 57,2 213,4
    выкуп собственности      
    с использованием заемных      
    средств:      
    количество 154 199 621
    стоимость (млрд. долл.) 16,3 7,2 16,4
     

      Как показывает таблица, общее количество слияний и поглощений в экономике США растет. За период 1985-1993 гг. значительно увеличилось количество и стоимость дезинвестиции. Очень быстро росло количество выкупов собственности с использованием заемных средств, хотя их стоимость в 1993 г. осталась примерно на уровне 1985 г.

      Изменение масштабов производства происходит в нескольких формах: интеграция, диверсификация и конгломерация. Интеграция - это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и кончая производством готовых продуктов (вертикальная интеграция). Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря ведению общих НИОКР, созданию совместных сбытовых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе и т.д. Вертикальная интеграция, помимо этого, дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.

      Диверсификация - это объединение технологически разнородных предприятий. Они принадлежат близким, родственным отраслям. Диверсифицированные фирмы - многоотраслевые. Самой диверсифицированной компанией мира считается «Дженерал электрик». Со времени основания в 1892 г. она была занята производством продуктов для выработки, передачи, распределения, контроля и использования электроэнергии. Она производит широкий ассортимент потребительских электротоваров, моторов, электрооборудования, локомотивов, реактивных двигателей для различных типов самолетов, силиконовых и режущих инструментов, медицинских диагностических аппаратов, а также оказывает строительные, ремонтные и финансовые услуги.

      Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации. Эффект от внутренней кооперации называется «си-нерджией», или эффектом «2 + 2 = 5». Суть этого феномена заключается в том, что объединенные действия составных частей должны дать больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий. Синергетический эффект обозначается при помощи переменных: возросшего объема прибыли, уменьшения издержек, сокращения потребности в капиталовложениях.

      Конгломерация означает объединение под единым финансовым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики. Так, конгломерат «Текстрон» (США) в 70-е годы приобрел пакет акций фирм, производящих застежки-молнии, горизонтальные и вертикальные фрезерные станки, поздравительные открытки и деловые формуляры, а также специальное оптическое оборудование.

      Центральные офисы конгломератов ориентированы на осуществление финансового контроля и имеют немногочисленный штат. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощении.

      Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгломератов получают учредительские прибыли от этих операций. Для осуществления конгломератных слияний и поглощении необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведомленность о состоянии дел в фирмах, намеченных для поглощения. И то, и другое способны обеспечить лишь банки и финансовые компании. Последние составляют списки возможных кандидатов для поглощения, получая за информацию не только комиссионные, но и возможность прибыльного манипулирования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм. Когда поглощающая компания начинает скупать акции поглощаемой, курс последних растет, и финансисты получают возможность продавать их с прибылью. Финансовые учреждения заинтересованы в содействии слияниям и поглощением, так как ведение банковских операций, как правило, передается в руки банка, финансировавшего сделку.

      Конгломератные слияния и поглощения ведут к увеличению экономической мощи фирм, расширяют их власть над сферой производства и обращения. Достижение этого финансовыми методами оказывается более экономичным по сравнению с другими методами. Приобретение пакета акций обходится дешевле, чем создание нового предприятия за счет внутренних капиталовложений. В добавление к производственным мощностям конгломерат получает торговые связи, торговую марку, технические знания. Если бы он начинал развитие с нуля, ему бы пришлось затратить больше средств и времени на строительство предприятия и завоевание рынка. При этом новые производственные мощности могут быть получены без затраты наличных денег - путем обмена акций или долговых обязательств.

      Чем больше активы, которыми овладевает конгломерат, тем больше его возможности для привлечения заемных средств. Поглощение фирм, свободных от долговых обязательств, рассматривается как основа получения дополнительных кредитов.

      Конгломераты стремятся ослабить неопределенность рыночной стихии, на место конкуренции поставить связи. Широко известна система взаимности. Поставщики товаров и услуг поглощаемой фирмы в порядке взаимности вынуждены покупать товары, производимые другими предприятиями конгломерата. В противном случае они рискуют потерять покупателя их товаров.

      Различия в формах концентрации определяются также барьерами монополизации» За определенными пределами оказывается, что каждый процент увеличения контроля над рынком становится из-за сопротивления сильных конкурентов настолько дорогостоящим, что капитал выгоднее вкладывать в другие отрасли или сферы экономики. Кроме того, на формы концентрации существенно влияет антитрестовское законодательство. Например, запрещение слияния горизонтального или вертикального типов заставляет капитал двигаться в отрасли и сферы, не связанные с основным бизнесом.

      В современных условиях разница между конгломератными и диверсифицированными компаниями стирается. Многие экономисты пишут о так называемой «деконгломеризации». Но тенденция к конгломеризации остается. Все больше фирм занимается не только производством, но и оказанием услуг (например финансовыми операциями).

      Норма рыночной концентрации характеризует долю экономической активности и степень контроля рынка крупными фирмами. Альтернативными методами измерения рыночной концентрации являются следующие.

      1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями. Предполагается, что уровень нормы прибыли или масса прибыли в отрасли находится в прямой зависимости от степени рыночной концентрации. Чем больше концентрация, тем больше норма и масса прибыли. Однако этот метод имеет существенные недостатки. Статистика прибылей ненадежна. Фирмы могут завысить издержки, применять разные схемы амортизации и списания убытков. Поэтому выявление степени концентрации по этому методу затруднено.

      2» Показателем степени рыночной концентрации или интенсивности конкуренции считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях (одинаковой степени дифференциации продукта и высоты барьеров для вступления

          Глава 9. Рыночная структура и несовершенная конкуренция в отрасль). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше рыночная концентрация и больше интенсивность конкуренции. Однако число фирм не является совершенным показателем. Можно предвидеть ситуацию, когда существует 100 фирм и на каждую приходится 1% продукции. Другой вариант: из 100 фирм на 4 приходится 80% производства, а на оставшиеся 96 - только 20%.

      3. Наиболее надежным показателем считается коэффициент рыночной концентрации, определяемый как процент продаж (выпуска продукции, занятости, стоимости, добавленной обработки), приходящийся на определенное количество фирм (обычно 4, 8, 20, 50 фирм).

      Для расчета коэффициента составляется таблица концентрации, где все крупные фирмы отрасли представлены по ранжиру (табл. 9.5). 

    Таблица 5                  Показатели концентрации 

    Группа фирм Доля продаж в отрасли, %
    Крупнейшие 4 40
    Крупнейшие 8 65
    Крупнейшие 20 90
    Крупнейшие 50 99
     

      Распределение объема продаж, представленное в табл. 9.5, свидетельствует об олигополистическом характере структуры рынка.

      4. Чем значительнее доля фирмы на рынке, тем больше ее монополистическая власть. Концентрация объема продаж характеризуется индексом Херфиндаля. Последний измеряет долю продаж каждой фирмы, затем суммирует эти доли, возведенные в квадрат:

    # = s1 + s2 + ... + s„,

    где Н - индекс Херфиндаля, S - доли рынка, приходящиеся на фирмы, возведенные в квадрат. Если доля рынка одной фирмы равна 100%, то индекс составит 10 000. На рынке, где объем продаж разделен поровну между 100 фирм, индекс будет равен 100% (объем продаж отдельной фирмы -1%, суммирование объемов продаж фирм дает 100%). Рынком с высоким уровнем концентрации продаж считается рынок, где индекс Херфиндаля равен 1800 и более процентов. Этот показатель означает, что на одну фирму приходится 40-50% продаж.

      Тенденции изменения рыночной концентрации.

      Каково генеральное направление рыночной концентрации, например, в обрабатывающей промышленности? Возрастает она или уменьшается в исторической перспективе? Ответ на этот вопрос достаточно труден. Прежде всего мы встречаемся с проблемой несоизмеримости уровней концентрации. В первой половине XIX в. концентрация производства готовых товаров в национальном масштабе была ниже, чем в конце XX в. Но рынки тогда были преимущественно локальными, относительно слабо связанными. Поэтому мы можем только предположить, что уровень концентрации был достаточно высок. На рубеже XlX-XX вв. уровень концентрации повысился благодаря быстрому росту фирм как за счет внутренних факторов, так и в результате слияний и поглощений. Экономика начала XX в. структурно отличалась от экономики первой половины XIX в. Поэтому нельзя дать определенный ответ о тенденциях в движении концентрации.

      Американский экономист Г. Наттер подсчитал, что 32,9% национального дохода, созданного в обрабатывающей промышленности США, приходилось на отрасли, в которых 4 фирмы между 1895 и 1904 гг. выпускали 50% и более продукции отрасли. В1963 г. 33,1% приходилось на отрасли, где всего 4 фирмы производили 50% и более продукции. Ф. Шерер, оценивая результаты послевоенных цензовых переписей, считает, что вплоть до 1963 г. норма концентрации повышалась с 24,4% в 1947 г. до 33,1%, а в 1966 г. упала до 28,6%.

      Другими словами, норма рыночной концентрации едва ли превысила соответствующий показатель начала века. Ф. Шерер делает вывод, что уровень рыночной концентрации изменяется циклически - она возрастает в одни периоды и падает в другие. Уровень рыночной концентрации в разных отраслях изменяется неравномерно, что отражается на общей тенденции движения этого показателя. Поэтому Ф. Шефер делает осторожный вывод, что движение показателя рыночной концентрации в обрабатывающей промышленности не является достаточно осязаемым.

      Другой американский экономист - У. Шеферд - исследовал структуру экономики США в целом. Он сделал вывод, что большая часть продукции создается в эффективно конкурентных отраслях (определяемых как отрасли с нормой концентрации ниже 40%, низкими барьерами для вхождения и гибким ценообразованием). Экономика с течением времени становится более конкурентной. 77% продукции было произведено в 1980 г. эффективно конкурентными отраслями по сравнению с 52% в 1939 г. (табл. 9.6).

      Классификация рыночных структур у У. Шеферда отличается от общепринятой. Поэтому эффективно конкурентную структуру не следует отождествлять с совершенной конкуренцией. Важно, что расчеты У. Шеферда показывают направление развития рыночных структур и что роль конкуренции возрастает.

      Научно-технический прогресс, технология, транспорт, емкость рынка, накопление капитала способны как усиливать, так и ослаблять действие тенденции к концентрации. Усиление конкурентных начал объясняется также развитием импорта, дерегулированием экономики и антитрестовской политикой. В марксистской политической экономии длительное время тенденция к возрастанию концентрации производства явно преувеличивалась, а сам процесс концентрации абсолютизировался. Негативным следствием такого подхода было увлечение гигантоманией в бывшем Советском Союзе. Руководство страны ориентировалось на создание самых больших

      предприятий в Европе и мире, не учитывая экономическую целесообразность и эффективность гигантов.

      

      Таблица 9

    Заключение 

            И  в  заключение,  хотелось  бы  отметить,  что  современная   рыночная

    организация,  а  также  основные  модели  рынка   имеют   довольно   сложную

    структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной  конкуренции.  Вообще,   конкуренция   –   это   экономическое соревнование между гражданами,  фирмами  и  странами,  направленное  на  то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или  лучшие  виды) ограниченных ресурсов и добиться от их  использования  максимальной  выгоды.

          Однако, в условиях современного мира  мы  наблюдает  только  различные  виды несовершенной   конкуренции:   монополию,   монополистическую   конкуренцию, олигополию.  Здесь  следует  отметить,  что  чистая  монополия   встречается достаточно  редко.  К  чистой   монополии   можно   отнести   предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные  компании,  монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

          Понятие «рыночная структура» шире категории  «рынок».  Оно  фактически охватывает  многие  моменты   рыночной   организации   всего   национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

          Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной главе структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

          Важнейшим условием  становлении конкуренции  при переходе  к  рынку  является отмена  характерной  для   плановой   экономики   системы   административных предписаний  предприятиям  относительно  цен,  производственной   программы, взаимоотношений с поставщиками  сырья  и  потребителями  готовой  продукции.

         Олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

         Монополия – исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь.  
     
     
     
     
     
     
     

    Список использованных источников 

    1. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. - М., 1992.

      Основы экономической теории. Под ред. В.Д. Камаева - М., 1996. 

    2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.( 1986.

      Учебник по основам экономической теории. - М., 1994.  

    3. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12. 

    4. Хайек Ф. Дорога к рабству. - М., 1992. 

    5. ХайманДЛ. Современная микроэкономика: анализ и применение. -М., 1992. Т. II. 

    6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М., 1996.

     

    7. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

        Экономическая теория. Учебник для вузов. - М., 2000 г. 

    8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. – М., 1995. 

    9. Пигу А. Экономическая теория благосостояния / Пер. с ит. – М., 1993. 

    10. Самуэльсон П. Экономика / Пер. с англ. – М., 1994. 

    11. Бухарин Н. Политическая экономия рантье. – М., 1998. 

    12. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // МЭиМО. 1998. 

    13. Маршалл А. Принципы политической экономии / Пер. с англ. – М., 1994. 

    14. Милль Дж.С. Основы политической экономии: В 2-х т. / Пер. с англ. – М., 1998. 

    15.   Бузгалин  А.В.,  Радаев  В.В.  Учебное пособие:  Экономика переходного

       периода. – М.: «МГУ», 1995. – 410с. 

    16. Камаев  В.Д.  и коллектив авторов.  Учебник по  основам экономической

       теории. – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 384с. 

     17. Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л.. Раскрывая тайны экономики.  –

       М.: «Вита-Пресс», 1994. – 320с.

  • Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции