Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Особенностью развития российского рынка корпоративных облигаций являются стремительные темпы его развития. Для российских предприятий рынок корпоративных облигаций пока не стал значимым источником средств: большинство предприятий полагаются на собственные ресурсы или привлекает средства в виде банковских кредитов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
.
1. Теоретический вопрос …………………………………………….4

1.1 Понятие и виды корпоративных облигаций……………………..4


1.2 Стоимостные характеристики облигаций………………………10


1.3 Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации…………………………………………………………….14

2. Тестовые задания…………………………………………………17

3. Задача………………………………………………………………17


Заключение ……………………………………………………………...18


Список литературы ………………….……………………………….....19

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

 

 

 

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза-2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….. 3

.

1.      Теоретический вопрос …………………………………………….4

 

1.1 Понятие и виды корпоративных облигаций……………………..4

 

 

1.2 Стоимостные характеристики облигаций………………………10

 

 

1.3 Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации…………………………………………………………….14

 

2.      Тестовые задания…………………………………………………17

 

3. Задача………………………………………………………………17

 

 

Заключение ……………………………………………………………...18

 

 

Список литературы ………………….……………………………….....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок развивался медленнее чем рынок акций, поэтому корпоративные облигации появились в обращении только в 1993-    1994 гг. Несмотря на это, объем рынка облигаций значительно превышает объем рынка акций. Уже сегодня это инструмент, с помощью которого российские предприятия привлекают миллиардные инвестиции.

                  Рынок корпоративных ценных бумаг, являющийся одним из сегментов финансовой системы, стал неотъемлемым элементом жизнеспособной рыночной экономики. Особенностью развития российского рынка корпоративных облигаций являются стремительные темпы его развития. Для российских предприятий рынок корпоративных облигаций пока не стал значимым источником средств: большинство предприятий полагаются на собственные ресурсы или привлекает средства в виде банковских кредитов. Это обусловлено следующими причинами:

►условия макроэкономической нестабильности, периодических банковских кризисов и обвалов на рынке ценных бумаг привели к высокой степени долларизации внутренних сбережений;

►в  России не произошло должного развития некоторых финансовых институтов, таких как пенсионные фонды, страховые компании, паевые фонды.

При этом рынок корпоративных ценных бумаг потенциально уже в ближайшее время может стать важнейшем источником инвестиционных ресурсов для российских предприятий.
  

 

 

 

 

1.      Теоретический вопрос

 

1.1             Понятие и виды корпоративных облигаций

 

Облигация – это эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

По видам эмитентов облигации бывают:

● государственные

● корпоративные.

Подробнее остановимся на изучении корпоративный (частных) облигаций. Корпоративные облигации выпускаются корпорациями, компаниями и предприятиями (юридическими лицами), которые, как правило, являются акционерными обществами. Они выпускаются полностью именные, именные только в отношении основной суммы, на предъявителя, в форме  электронной записи на счетах. Корпоративные облигации имеют  задачей привлечение средств для развития производства, освоения новых технологий и видов продукции.

По форме выпуска облигации бывают документарные и бездокументарные, существующие в виде записей на счетах депо. По причине достаточно высоких издержек по изготовлению и хра­нению сертификатов ценных бумаг второй способ становится все более распространенным.

По характеру идентификации владельца облига­ции выпускаются именными и предъявительскими. При эмиссии именных облигаций ведется реестр владельцев именных ценных бумаг и регистрируются все операции, совершенные владельцами облигаций. В мировой практике постепенно отказываются от вы­пуска предъявительских облигаций в связи с возможностью фи­нансовых нарушений при учете операций с ними.

По способу выплаты дохода различают дисконтные и процентные облигации. Дисконтные облига­ции — это облигации с «нулевым купоном», т.е. облигации, по ко­торым процент не начисляется, а доход складывается из разницы между ценой гашения и ценой приобретения. То есть, если гово­рят, что облигации продаются с дисконтом, то это означает, что цена ее продажи ниже цены, по которой облигация будет гаситься. Дисконтными бывают, как правило, краткосрочные облига­ции, доход в форме дисконта выплачивается владельцу облигации только один раз при погашении бумаги. Наиболее известными дис­контными отечественными облигациями являются ГКО — госу­дарственные краткосрочные бескупонные облигации.             Процент — доход, выражаемый в денежных единицах, состав­ляющий определенную долю в процентах от номинальной стоимо­сти и выплачиваемый владельцу облигации в течение срока ее об­ращения. При этом купонная ставка может быть переменной, пла­вающей и фиксированной. Для получения дохода владелец облигации должен предъявить облигацию с купонами, при этом купон отстригается (гасится), что означает факт получения вла­дельцем облигации процентов, иначе «стрижки купонов». Проценты могут выплачиваться как по краткосрочным, так и по средне- и долгосрочным облигациям. Период выплаты процен­тов составляет квартал, полугодие, чаще год. В условиях эмиссии независимо от периодичности выплаты процентов процентная, или купонная, ставка объявляется годовой.

С развитием рынка облигаций и в связи с достаточно высоким уровнем инфляции в конце 1990-х — начале 2000-х гг. в России на­чали выпускать среднесрочные валютно-индексируемые облигации. На них приходилось более 80% объемов размещаемых средств на рынке корпоративных инструментов. Купонные платежи и номи­нальная стоимость данных облигаций индексируются в соответст­вии с изменением курса доллара. К этой группе облигаций отно­сятся ценные бумаги, выпущенные Газпромом, Тюменской нефтя­ной компанией (ТНК), ЛУКойлом, РАО «ЕС России» и др. Срок их обращения составлял 3—5 лет. Валютно-индексируемые облига­ции не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в большинстве своем скуплены узкой группой инвесторов-нерезидентов. Вторичный рынок по таким облигациям практиче­ски отсутствовал.

В этот же период в России появились облигации с выставлен­ной безотзывной офертой. Механизм оферты предполагает воз­можность инвестору досрочно погасить принадлежащие ему об­лигации, воспользовавшись через определенный период времени гарантированной котировкой на покупку облигаций, предвари­тельно выставленной эмитентом (или другим лицом) в виде оферты. Оферта предполагает возврат владельцу облигации по его тре­бованию суммы, потраченной им на покупку облигации при разме­щении. Возврат денег гарантирует эмитент, объявивший оферту, т.е. свое согласие выкупить свои облигации у владельцев на вто­ричном рынке через определенное время после ее размещения, не дожидаясь окончания сроков ее обращения. Как правило, выкуп облигаций по оферте приурочен ко дню выплаты очередного купо­на, а по дисконтным облигациям выкуп осуществляется с опреде­ленной периодичностью, например, каждый 3-й месяц в течение всего срока обращения облигаций. В случае размещения облигаций по номинальной стоимости выкуп осуществляется также по номиналу. Если облигации разме­щались на первичном рынке с дисконтом, то и их выкуп по оферте тоже осуществляется с некоторым дисконтом, но меньшим по раз­меру, чем при размещении. Механизм обращения облигаций со встроенной офертой погашения предполагает возможность по­вторного размещения этих облигаций на вторичном рынке после их выкупа по оферте. Оферта может быть выставлена не только са­мим эмитентом, но и другим лицом по предварительному согласо­ванию с эмитентом. Главной причиной появления в России облигаций со встроен­ной офертой погашения явился налог на операции с ценными бу­магами, уплачиваемый эмитентом в момент регистрации выпуска.

Выпуск и обращение облигаций акционерного общества регламен­тируется Федеральным законом «Об акционерных обществах», где указано, что акционерное общество вправе размещать облигации по решению совета директоров (наблюдательного совета), а кон­вертируемые облигации — по решению общего собрания акцио­неров. В Законе указано, что корпоративная облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату но­минальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки. Сроки, форма и иные условия погашения облигаций должны быть определены в решении о выпуске. Номинальная стоимость облигации – это стоимость, обозначенная на облигации и удостоверяющая размеры основного долга по ней. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать раз­мер уставного капитала общества либо величину обеспечения, пре­доставленного обществу третьими лицами для цели выпуска обли­гаций.

Основные различия между облигацией и акцией можно сгруппировать следующим образом:

■ облигация — это частица (представитель) заемного капитала коммерческой организации, а акция есть частица уставного капитала акционерного общества;

■ облигации могут выпускать, во-первых, любые коммерчес­кие организации, а не только акционерные общества, а во-вторых, государство; акция — это ценная бумага, которая эмитируется лишь акционерными обществами;

■ по облигации в обязательном порядке предусматривается выплата ее номинала при ее выкупе (погашении), в услови­ях эмиссии акций никакого возврата номинала не предус­матривается, возможна лишь выплата ликвидационной сто­имости в случае ликвидации акционерного общества.

Отличия облигации от банковского кредита. И облигация, и бан­ковский кредит представляют собой просто разные формы заем­ного капитала. Различия этих форм между собой состоят в том, что:

■ каждая отдельная облигация составляет лишь единичную часть необходимой ее эмитенту ссуды капитала, а не весь тре­буемый ему объем кредита;

■ облигация — это форма получения займа, минуя рыночного посредника в лице банковской системы. Облигация есть юри­дическая форма фиксации кредитного договора между эми­тентом и сразу конечным кредитором, в то время как бан­ковский кредит берется в коммерческом банке, который, в свою очередь, привлекает ресурсы для кредитования с рынка;

■ в форме облигации и ссудный капитал, и процентный доход по нему получают возможность обращаться на рынке как товар, быть предметом купли-продажи по какой-то рыноч­ной цене, в то время как банковская ссуда и выплачиваемый по ней процент не могут свободно обращаться (хотя в уста­новленных законом случаях и порядке возможна замена дол­жника или кредитора в кредитном соглашении).

Приоритетность прав владельца облигации перед акционером. Собственник облигации является юридическим кредитором по отношению к ее эмитенту, например к акционерному обществу, а потому по установленному законом порядку он имеет существен­ные преимущества перед акционерами:

■ в случае неисполнения эмитентом обязательств по облига­ции, например невыплате процентного дохода по ней, он может требовать банкротства такого эмитента;

■ при ликвидации этого эмитента как юридического лица, ка­ковым является и акционерное общество, имущественные права владельца облигации удовлетворяются в первую оче­редь по сравнению с имущественными правами акционеров;

■ владелец облигации может потребовать досрочного выкупа у него акционерным обществом своих облигаций:

■ при реорганизации акционерного общества;

■ если стоимость чистых активов общества окажется мень­ше его уставного капитала или минимально разрешенной по закону величины уставного капитала.

Акционерные общества име­ют определенные ограничения на выпуск своих облигаций, основ­ные из которых состоят в том, что:

• номинальная стоимость выпущенных облигаций не может превышать размера у ставного капитала акционерного общества или величину обеспечения, предоставленного об­ществу третьими лицами на эти цели;

• размещение облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества;

• если акционерное общество выпускает облигации без обеспечения, то оно может это сделать не ранее, чем через два года после начала его существования и при условии надле­жащего утверждения к этому времени двух годовых балан­сов общества.

Облигации обладают свойством обратимости, то есть с ними могут осуществляется операции по купле-продаже. Некоторые облигации обращаются на бирже, но большинство сделок осуществляется на внебиржевом рынке. Торговля облигациями обычно менее интенсивная, чем операции с акциями.

             

1.2 Стоимостные характеристики облигаций

 

Облигации обладают номинальной, выкупной и курсовой стоимостью. Номинальная цена облигации служит базой при дальнейших перерасчетах и начислении процентов; она печатается на самой облигации.  Выкупная цена может не совпадать с номинальной и зависит от условий займа. Это цена, по которой эмитент выкупает облигацию по истечении срока займа. Рыночная (курсовая) цена облигации, как и акции, складывается под влиянием условий эмиссии и, соответственно, ее привлекательности, а также в зависимости от спроса и предложения на ранке ценных бумаг. Теоретическая цена облигации учитывает весь полученный по ней процентный доход за все вре­мя ее обращения, а также возвращение денежного размера её но­минала облигации, но все это в виде, приведенном к текущему моменту времени:

Ц об = ∑ [Пi / (1 + r) i] + N / (1 + r) n,

где   Ц об – теоретическая цена облигации на данный момент времени;

         Пi - процентный доход по облигации, выплачиваемый в i-м периоде, остающемся до погашения облигации;

              N - номинал облигации, возвращаемый при ее погашении в i-м году;

              r - ставка доходности облигации к погашению (напрямую зависит от текущей рыночной процентной ставки).

              Если по облигации ежегодно выплачивается одинаковый про­центный доход, то общая формула ее цены может быть упрощена:

Информация о работе Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации