Рынок коллективных инвестицый

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из двух частей. В первой части отражены основные теоретические моменты рынка коллективных инвестиций.
Во второй части представлен обзор рынка коллективных инвестиций. Его анализ и мониторинг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
Теоретическая часть:
Отсутствие широкого класса собственников, заинтересованных в развитии финансового рынка и повышении стоимости национального богатства………………………………………………………………..5
Структурный дисбаланс и кэптивный характер рынка……………...6
Законодательство и регулирование…………………………………...7
Ограниченная емкость фондового рынка…………………………….9
Низкая информационная прозрачность управляющих, низкое качество управления рисками в УК……………………………………………10
Отсутствие возможности вложений в инструменты секьюритизации, инфраструктурные облигации……………………………………….12
Недостаточно активное участие УК в качестве обязательного элемента системы управления бюджетными средствами…………………….13
Низкая финансовая грамотность населения и возможности для деятельности финансовых пирамид…………………………………14
Высокая «субъективная» ставка дисконтирования у населения. Потребительский характер экономического поведения, низкая норма сбережений……………………………………………………………15
Практическая часть:
2) Обзор рынка коллективных инвестиций и доверительного управления..16
2.1) Методология обзора……………………………………………………17
2.2) Пенсионный квартал…………………………………………………...18
2.3) Лидеры роста и падения……………………………………………….22
2.4) Динамика в ПИФах и ИДУ……………………………………………23
2.5) Динамика в сегменте институциональных инвесторов……………..24
Список литературы…………………………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Рынок коллективных инвестиций.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Отсутствие  возможности вложений в инструменты  секьюритизации, инфраструктурные облигации.
 

     Отсутствие  инфраструктурных облигаций и инструментов секьюритизации в  перечне допустимых объектов вложений инвестиционных фондов ограничивает инвестиционные возможности управляющих компаний, при этом тормозит развитие социально значимого сектора ипотечного кредитования, реализацию крупных инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ, а также национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

     Меры  по преодолению системного ограничения:

  1. Разработка и создание нормативной правовой базы, предоставляющей возможности инвестирования в инфраструктурные облигации, а также ипотечные бумаги средств негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, кредитных организаций,
  2. Развитие механизмов секьюритизации и развитие инфраструктуры национального рынка ценных бумаг, обеспеченных активами (ABS)
  3. Развитие инфраструктуры и рынка ипотечных ценных бумаг, инфраструктурных облигаций
  4. Создание новых видов инвестиционных фондов, ориентированных на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций; 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Недостаточно  активное участие УК в качестве обязательного  элемента системы управления бюджетными средствами.
 

     Среди слабых сторон существующей модели функционирования российского финансового рынка  следует отметить отсутствие института  управляющей компании в качестве одного из элементов системы управления бюджетными средствами.

     Меры  преодоления:

  1. разработка механизма системной передачи временно свободных средств госбюджета и госкорпораций в доверительное управление
  2. разработка нормативной базы, регламентирующей роль и функции управляющих компаний в системе движения бюджетных средств
  3. разработка нормативной базы, регламентирующей роль и функции управляющих компаний в инфраструктурных проектах, реализуемых через механизмы ГЧП
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Низкая  финансовая грамотность населения  и возможности для деятельности финансовых пирамид.
 

     Неосведомленность граждан о возможностях финансового  рынка не позволяет им участвовать  в системе коллективного инвестирования, финансовая безграмотность предоставляет дополнительные возможности для деятельности финансовым пирамидам и недобросовестным УК.

  Меры, необходимые для преодоления системного ограничения:

  1. создание в системе профессионального и высшего образования специальности «финансовый консультант»
  2. содействие управляющими компаниями образовательным учреждениям в подготовке специалистов в области инвестиций, а также управления рисками
  3. формирование единой общедоступной базы данных по статистике рынка на базе ФСФР, СРО, а также рейтинговых агентств
  4. реализация государственной программы по повышению уровня финансовой грамотности населения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Высокая «субъективная» ставка дисконтирования у населения. Потребительский характер экономического поведения, низкая норма сбережений.
 

     Российские  домохозяйства характеризуются явно выраженным потребительским характером экономического поведения. Это означает, что оценка сегодняшней стоимости денег для населения значительно выше, нежели оценка стоимости будущих доходов. Завышенная оценка ставки дисконтирования населением негативно влияет на развитие коллективных инвестиций. Инвесторы ожидают получить доходность в долгосрочном периоде, ориентируясь на завышенную ставку дисконтирования денег, и в итоге не находят привлекательных возможностей со стороны управляющих.

     Меры:

  1. Государственное стимулирование повышения нормы сбережения населения, пропаганда коллективных инвестиций на государственном уровне
  2. Стимулирование изменения поведенческой модели домохозяйств от потребительской к инвестиционной
  3. Совершенствование налогового законодательства и облегчение налоговой нагрузки на долгосрочных инвесторов
  4. Создание дополнительных инвестиционных возможностей для управляющих, расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги.
 
 
 
 
 
 
 

    ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

    Обзор рынка коллективных инвестиций и  доверительного управления. 

   Пенсионный квартал. За период 31.12.2010 – 31.03.2011 объем рынка ДУ вырос на 8% до 2,31 трлн. рублей. Основным фактором роста стал транш пенсионных накоплений из ПФР в конце марта. Около 40 млрд. рублей были переведены в УК и НПФ в результате переходной кампании населения за 2010 год. До конца года из ПФР будут приходить незначительные поступления за счет накоплений граждан – участников программы софинансирования. 

   Развитие  розницы – залог будущего успеха. Треть участников рынка считает, что наряду с пенсионными средствами рост рынка будет связан с развитием розницы. В первом квартале СЧА розничных фондов выросла лишь на 4% (+4,7 млрд. рублей) до 112,6 млрд. рублей на конец марта. При этом чистый приток средств в открытые ПИФы в первом квартале составил 3,9 млрд. рублей. 

  ЗПИФы притормозили. По итогам первого квартала СЧА в  ЗПИФах практически не изменилась и  составила на конец марта 462 млрд. рублей. На фоне незначительного увеличения СЧА в закрытых фондах (+400 млн. рублей) пайщики существующих фондов выбирают наиболее эффективную УК. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.1) Методология обзора 

   Мониторинг  рынка доверительного управления  активами по итогам 1 квартала 2011 года подготовлен рейтинговым  агентством «Эксперт РА» на  основе анкетирования управляющих  компаний (УК). В анкете запрашивался совокупный объем активов под управлением УК на 31.03.2011, объем активов по каждому направлению ДУ (СЧА в ОПИФах и ИПИФах, СЧА в ЗПИФах, пенсионные резервы НПФ, пенсионные накопления НПФ, пенсионные накопления ПФР, резервы страховых компаний, объем активов в эндаумент-фондах и фондах целевого капитала, объем средств «военной ипотеки», активы в остальном ДУ), объем собственных средств и число клиентов по каждому направлению ДУ. 

   В анкетировании  приняли участие 74 компании, предоставившие  итоговые данные по состоянию на конец марта 2011 года. В рэнкингах ряд УК представлен в виде групп УК. Совокупный объем активов под управлением участников мониторинга составил на конец 1 квартала 2011 года 1,73 трлн рублей, или порядка 75% рынка в денежном выражении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2) Пенсионный квартал 

   К концу  первого квартала 2011 года объем  рынка доверительного управления, по оценке «Эксперта РА», достиг 2,31 трлн. руб. Основным фактором  роста рынка в первом квартале  стали пенсионные средства. 

  График 1. Динамика объема рынка доверительного управления

  

   По  итогам 1 квартала 2011 года совокупный  объем активов под управлением  УК-участников обзора увеличился  на 19,7 млрд. рублей и составил 1,73 трлн. рублей на 31.03.2011. Наибольший  относительный прирост активов  наблюдался в сегменте «Пенсионные накопления НПФ» (+35%). Увеличение накоплений НПФ под управлением УК вызвано очередным траншем пенсионных накоплений из ПФР. На 21% с 14,9 млрд. рублей на 31.12.2010 до 18 млрд. рублей на 31.03.2011 вырос объем пенсионных накоплений от ПФР. Пенсионные резервы НПФ, переданные под управление УК, увеличились на 4% и составили на 31.03.2011 518,8 млрд. рублей.

   Приток  средств от ПФР и НПФ объясняется  очередным траншем пенсионных  накоплений из ПФР. Между тем  до конца года притоки средств  из ПФР будут не столь значительными. 39 млрд. рублей, переданные из ПФР в первом квартале, - средства тех, кто подал заявление о переводе своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ и УК в 2010 году. До конца года из ПФР в УК и негосударственные фонды будут поступать средства только участников программы софинансирования, решивших перевести накопления в НПФ и частные УК. 

  Таблица 1. Динамика активов у УК-участников мониторинга в сегментарном разрезе

Тип ДУ Объем активов  на 31.03.2011, млн рублей Объем активов  на 31.12.2010, млн рублей Абсолютное  изменение за квартал, млн рублей Относительное изменение за квартал, %
  Общий объем средств под управлением  УК-участников мониторинга 1 732 679 1 712 934 19 745 1%
  СЧА в ОПИФах и ИПИФах 112 585 107 888 4 697 4%
  СЧА в ЗПИФах 461 990 461 594 396 0%
  Резервы НПФ 518 770 500 662 18 108 4%
  Накопления НПФ 176 575 130 717 45 858 35%
  Накопления ПФР 17 981 14 878 3 103 21%
  Резервы страховых компаний 41 504 31 828 9 676 30%
  ИДУ и прочие виды ДУ 403 274 428 946 -25 672 -6%
 

  Рост рынка, вызванный увеличением пенсионных средств, отражает ожидания участников рынка. Так, по итогам голосования топ-менеджеров УК, проведенного в ходе конференции  «Будущее рынка доверительного управления в России» , треть топ-менеджеров УК считают «локомотивом» рынка ДУ в 2011 году пенсионные резервы и накопления НПФ (график 2). При этом согласно итогам опроса не менее значимый вклад в развитие рынка должны привнести розничные ПИФы. Но по итогам первого квартала СЧА в открытых и интервальных фондах увеличился на 4,7 млрд. руб., что значительно отстает от 67 млрд. рублей, обеспеченных пенсионными средствами. Поэтому для сохранения текущего темпа роста рынка, управляющим необходимо наращивать СЧА в розничных фондах на 60 млрд. рублей, что в 2 раза больше объема СЧА в ОПИФах и ИПИФах на конец первого квартала. Между тем в первом квартале число пайщиков-физиков выросло на 11,5 тыс. человек (+2%), а чистый приток средств в открытые фонды составил 3,9 млрд. рублей. 

  График 2. Какой бизнес станет «локомотивом» рынка ДУ в 2011 г.? (итоги голосования топ-менеджеров УК)

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Таблица 2. Динамика численности клиентской базы УК-участников мониторинга за 1 квартал 2011 года

Тип клиентов 31.03.2011 31.12.2010 Абсолютное  изменение за квартал Относительное изменение за квартал, %
  ЮЛ в "ПИФ" 4 433 3 842 591 15%
  ФЛ в "ПИФ" 526 737* 515 275* 11 462 2%
  ЮЛ в "Резервах НПФ" 246 230 16 7%
  ЮЛ в "Накоплениях НПФ" 194 160 34 21%
  ЮЛ в "Накоплениях ПФР" 42** 35** 7 20%
  ЮЛ в "Резервах СК" 57 57 0 0%
  ЮЛ в "ОДУ" 545 508 37 7%
  ФЛ в "ОДУ" 6 196 5 096 1 100 22%

Информация о работе Рынок коллективных инвестицый